Год нового Закона. Позитивные моменты и проблемы

Андрей Малафеев, глава наблюдательного совета ООО «Институт «МиськЦивильПроект» Принятые Законом изменения принципов разрешительной системы – попытка вывести всю совокупность правоотношений в этой области на уровень, приближающийся к международным стандартам, что определенно является его сильной стороной. Предусмотренное Законом радикальное сокращение процедур, связанных с разработкой, согласованием и утверждением проектов, позволяет многократно сократить путь от зарождения градостроительных идей до реализации их на практике. Однако имплементация нового Закона как правового акта в градостроительную практику требует решения двух групп важнейших проблем. Поскольку новый Закон, в значительной своей части, не является законом прямого действия, первая группа вопросов связана с разработкой нескольких десятков подзаконных актов – инструкций, положений, нормативов, определяющих состав, содержание, порядок разработки и утверждения различных видов градостроительной и проектной документации, порядок выдачи и формы разрешительных документов и т.п. Часть из них подлежала утверждению Кабинетом Министров, часть – Минрегионстроем. Абсолютное большинство этих документов не связано между собой технологически и может разрабатываться параллельно разными группами или отдельными специалистами. Эти решения, при всей своей сложности, значимости и многообразии, находились, как говорится, «на кончике пера» разработчиков и не требовали значительных затрат. По сути, речь идет о замене действующих нормативных документов – положений, инструкций и т.п., или о разработке принципиально новых нормативных актов, обеспечивающих воплощение Закона в жизнь. И, как показал совещание-семинар, проведенный в Министерстве регионального развития и строительства 6 декабря 2011 года под председательством Анатолия Близнюка, министра регионального развития, строительства и ЖКХ, эта задача успешно решается. Что касается второй группы вопросов, которые необходимо решить для обеспечения выхода украинского градостроительства на уровень мировых стандартов, то здесь просматриваются весьма и весьма серьезные проблемы. Это вопросы, связанные с разработкой новых и корректировкой действующих генеральных планов, а также внедрением принципиально новых, доселе практически не имеющих аналогов в отечественной практике видов градостроительной документации и инструментов регулирования градостроительной деятельности – зо-нинга, градостроительного кадастра, плана земельно-хозяйственного устройства населенного пункта, градостроительного мониторинга. Эти документы вместе с генеральными планами населенных пунктов теперь должны прийти на смену главному исходному разрешительному документу – градостроительным условиям и ограничениям (ГУО) застройки земельного участка. Именно ГУО, пришедшие на смену архитектурно-планировочным заданиям (АПЗ), содержат сегодня комплекс планировочных и архитектурных требований к проектированию и строительству объектов строительства. Нынче ГУО разрабатываются органами архитектуры и градостроительства на местах преимущественно в «ручном» режиме. Это связано с тем, что генеральные планы городов и ПГТ, даже там, где они есть, безнадежно устарели. Такие документы и процедуры как полноценный зонинг,градостроительный кадастр и мониторинг в Украине не разрабатывались и вообще отсутствуют как класс фото: «СР» В прошлом генеральные планы населенных пунктов Украины рассчитывались на двадцатилетний период. Абсолютное их большинство было разработано в лучшем случае в начале 90-х годов прошлого века без учета современных земельных правоотношений и форм собственности. А о селах и говорить не приходится. Там генеральные планы, скажем так, эпизодическое явление. В то же время, с появлением рынка земли в сфере освоения земель сельских населенных пунктов под застройку, следует ожидать всплеска деловой активности. Что касается полноценного зонинга, градостроительного кадастра и мониторинга, то эти документы и процедуры, в современном их понимании, в нашей стране доселе не разрабатывались и вообще отсутствуют как класс. А делать их надо и как можно быстрее. Учитывая эти обстоятельства, и чтобы не потерять контроль над градостроительными процессами, Законом предусматривается придать генеральным планам бессрочный статус. А изменения в них вносить не чаще, чем раз в 5 лет. Это, однако, ни в коем случае не снимает с повестки дня приведения действующих генеральных планов к реалиям современных земельных и имущественных отношений. Так или иначе, все генеральные планы в ближайшие годы необходимо скорректировать. К тому же (хотя это и другая тема) необходимо полностью скорректировать градостроительные нормы, поскольку все они были разработаны еще в 90-е годы, без учета рыночных и новых имущественных отношений. Чтобы оценить масштабы предстоящей в этой области работы, напомним, что сегодня в Украине существует 459 городов, в том числе 45 крупнейших, больших и средних с населением более 100 тысяч человек, 885 поселков городского типа и около 28,5 тысячи сельских населенных пунктов. Учитывая, что при обновлении генеральных планов согласно Закону необходимо еще и актуализировать топографическую основу, а также перевести ее с бумажных носителей в векторную цифровую форму (без этого в дальнейшем невозможно формировать в электронной форме градостроительный кадастр и осуществлять мониторинг), общие затраты на эти работы (не учитывая даже необходимости создания соответствующей базы программного и технического обеспечения), можно предварительно оценить минимум в 700-800 миллионов гривен. А, если учесть, что финансирование таких работ, согласно Закону, должно осуществляться преимущественно за счет средств местных бюджетов, где каждая копейка на счету, становится очевидным, что сегодня трудно спрогнозировать реальные сроки их осуществления. Не менее сложная задача – разработка генеральных планов сельских населенных пунктов. Многие из них отнюдь не являются очагами градостроительной активности, и с разработкой генпланов для них можно было бы повременить. Но тысячи сел, особенно тех, которые находятся в зонах влияния крупных городов, где интенсивно ведется коттеджное строительство, безусловно, нуждаются в безотлагательной разработке генпланов, чтобы предотвратить хаотичную урбанизацию с непредсказуемыми последствиями. Что же касается разработки и внедрения зонинга, градостроительного кадастра и системы градостроительного мониторинга, то для них еще необходимо создать и, перед тем как запустить в широкую практику, опробовать в экспериментальном режиме необходимую нормативно-методическую и техническую базу, а также программное обеспечение, сформировать соответствующие службы на местах и отработать регламенты этих работ. Связанные с этим суммарные затраты пока трудно оценить. Как это ни парадоксально, но реализация этих задач упирается не только и не столько в проблемы финансовые и организационные, сколько в кадровые. К сожалению, в последнее десятилетие в стране практически перестала существовать система градостроительного проектирования. Из этой отрасли ушли старые квалифицированные специалисты, а молодые, в связи с отсутствием спроса, не пришли. Какие-то кадры еще сохранились в крупнейших городах – Киеве, Харькове, Донецке, Днепропетровске, Одессе, Львове, где в свое время были достаточно развиты градостроительные проектные институты. Но таких людей нет в большинстве областных центров, не то что бы в других городах, пускай и достаточно крупных. Нет их и в абсолютном большинстве областных и городских управлений или отделов, курирующих вопросы градостроительства и архитектуры, не говоря уже об уровне сельских административных районов. Здесь в большинстве случаев придется начинать «с чистого листа». Ведь если лицензированные творческие коллективы, способные решать сложные задачи в области объемного проектирования, к примеру, осуществлять разработку проектов зданий, сооружений, их комплексов и даже кварталов и микрорайонов, исчисляются сегодня в Украине сотнями, то коллективов, способных разрабатывать генеральные планы городов, имеющих необходимый набор специалистов и соответствующие лицензии, буквально единицы. В связи с этим организация работ по приведению действующих генеральных планов к современным требованиям, а тем более по разработке новых генеральных планов, зонинга, градостроительных кадастров и систем мониторинга, для сотен населенных пунктов страны требует специального рассмотрения и принятия соответствующих решений на общегосударственном уровне. Реально оценивая существующее состояние дел в этой области, можно предположить, что на это потребуется не один год. В таких условиях, по-видимому, целесообразно сегодня разработать и принять временные переходные положения, обеспечивающие в большинстве населенных пунктов в отсутствие современных генпланов, зонинга, градостроительного кадастра и мониторинга системное планомерное регулирование градостроительного процесса с соблюдением духа и буквы нового Закона.