ГАСИ: новые полномочия и обязанности

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПОЛНОМОЧИЙ ГАСИ Дмитрий Киселев, старший юрист международной юридической фирмы BEITEN BURKHARDT ГАСИ в своей деятельности опирается на основополагающие нормативные акты в сфере градостроительства, а именно – на Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 года (далее – «Градостроительный Закон»), Указ Президента Украины «Об утверждении Положения о Государственной архитектурно-строительной инспекции» от 08.04.2011 года №439 (далее – «Указ №439»), а также на большое количество других нормативно-правовых актов. Свои существующие полномочия и положение ГАСИ получила в результате административной реформы Президента Украины, которая нашла свое отражение в Указе «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» от 09.12.2010 года №1085 (далее – «Указ №1085»). Вышеуказанная реформа имела благие намерения по оптимизации центральных органов исполнительной власти, устранению дублирования их полномочий, сокращению численности управленческого аппарата и расходов на его содержание, увеличению эффективности государственного управления. Так, в соответствии с Указом №1085 было сокращено количество министерств, а сама система центральных органов исполнительной власти была пересмотрена. Если ранее ГАСИ являлась правительственным органом государственного управления, который действовал в составе Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства и подчинялся ему, то со вступлением в силу Указа №439 ГАСИ преобразовалась в центральный орган исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ. Этим же Указом №439 определяется, что ГАСИ является правопреемником прав и обязанностей Государственной жилищно-коммунальной инспекции, т.е., помимо новых, более расширенных полномочий, ГАСИ получила и новую подчиненность (теперь ГАСИ подчиняется Кабинету Министров, а не министерству). ПОЛНОМОЧИЯ ОБНОВЛЕННОЙ ГАСИ ГАСИ как орган, отвечающий за внедрение государственной политики в сфере градостроительства, после принятия Градостроительного Закона, который во многом либерализировал процедуру строительства для отдельных категорий зданий и сооружений, стала ответственной также за регистрацию, выдачу и учет разрешительных документов, в которые, помимо прежнего разрешения на начало строительных работ, теперь входят уведомления и декларации о начале выполнения подготовительных и строительных работ, декларации о готовности объекта к эксплуатации. ГАСИ также обязано вести реестр выданных разрешительных документов, который является открытым для общественности. В связи с правопреемством Госжилкомунинспекции, ГАСИ получила, помимо «чисто» архитектурно-строительных функций, полномочия в сфере ЖКХ. Так, в соответствии с Указом №439 ГАСИ в пределах своих полномочий осуществляет контроль за соблюдением: – исполнителями/производителями жилищно-коммунальных услуг правил технической эксплуатации, пользования системами водоснабжения, канализации и теплоснабжения, технических требований к средствам учета и регулирования потребления воды и тепловой энергии, количества и качества жилищно-коммунальных услуг; – субъектами в сфере жилищно-коммунального хозяйства государственных стандартов, правил и норм в сфере обращения с бытовыми отходами; – субъектами в сфере жилищно-коммунального хозяйства правил и норм технической-эксплуатации жилых домов, пользования придомовыми территориями и правил пользования помещениями жилых домов и общежитии. У ГАСИ также остаются полномочия по проведению проверок по своему профилю, в том числе и субъектов жилищно-коммунального хозяйства. Указ №439 наделяет ГАСИ широким спектром прав, включая: – привлечение специалистов для проведения соответствующих проверок; – бесплатное получение информации и документов, относящихся к своей компетенции. Здесь следует отметить, что ГАСИ имеет право требовать документы, которые относятся только к осуществлению их функций контроля градостроительной деятельности, и ни в коем случае ГАСИ не имеет право требовать финансовую отчетность или иные документы, связанные с хозяйственной деятельностью предприятия; – требование в определенных законом случаях избирательного раскрытия отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений, проведение съемок и замеров, дополнительных лабораторных исследований строительных материалов, изделий и конструкций; – издание обязательных для исполнения предписаний по устранению нарушений требований законодательства в градостроительной сфере, государственных строительных норм, стандартов и правил, а также законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства; – остановку подготовительных и строительных работ, которые выполняются без регистрации декларации о начале их выполнения или разрешения на выполнение строительных работ; – составление протоколов о правонарушениях в сфере градостроительной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства, наложение штрафов в соответствии с законодательством. Следует отметить, что и Указ №439, и Градостроительный Закон четко определяют случаи, когда ГАСИ имеет право остановить работы на площадке, и таким случаем является отсутствие зарегистрированной декларации о начале подготовительных или строительных работ или разрешения на начало строительных работ. Ранее ГАСИ имела право приостанавливать работы, которые не соответствовали требованиям законодательства, государственным стандартам, нормам и правилам, техническим условиям, утвержденным проектным решениям, местным правилам застройки, а также в некоторых других случаях. Теперь угроза остановки строительных работ уменьшилась. В связи с принятием Градостроительного Закона и установлением в нем функций ГАСИ как заказчика при проведении работ по сносу самовольно возведенных зданий и сооружений, такие функции также были возложены на органы ГАСИ. Снос в любом случае остается крайней мерой воздействия и может быть осуществлен только по решению суда. Стоит отметить изменение роли ГАСИ при принятии объекта в эксплуатацию. Если ранее ГАСИ просто участвовала в комиссии по принятию объекта в эксплуатацию, то после принятия Градостроительного Закона ГАСИ выполняет основную функцию – проводит необходимые действия и выдает (регистрирует) необходимые документы, подтверждающие принятие в эксплуатацию оконченного объекта. Из данного полномочия ГАСИ вытекает полномочие ГАСИ запрещать эксплуатацию завершенных строительством объектов, которые не были приняты в эксплуатацию. Компаниям, ведущим свою деятельность в градостроительной сфере, необходимо всегда быть готовыми к проверке со стороны ГАСИ. Порядок осуществления проверок ГАСИ утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины №553 от 23.05.2011 года (далее – «Постановление №553»). Постановлением №553 устанавливается, что государственный архитектурно-строительный контроль осуществляется по территориальному принципу в порядке проведения плановых и внеплановых проверок. ГАСИ проводит плановую проверку объектов градостроительства не чаше чем один раз в полгода, при этом срок проведения такой плановой проверки не может превышать 10 рабочих дней, с возможностью максимального продления еще на 5 дней по решению руководителя соответствующей инспекции. Утвержденный график плановых проверок является публичной информацией и должен размещаться на официальном сайте соответствующей инспекции для ознакомления. Таким образом, у застройщика должна быть информация о возможных плановых проверках, к которым необходимо и можно подготовиться заранее. Однако, необходимо в любое время быть готовыми к проведению и внеплановой проверки со стороны органов ГАСИ. Постановлением №553 устанавливаются основания проведения внеплановых проверок, а именно: – подача субъектом градостроительства письменного заявления о проведении проверки объекта градостроительства или соблюдения лицензионных условий; – необходимость проведения проверки достоверности данных, указанных в уведомлении и декларации о начале подготовительных или строительных работ, декларации о готовности объекта к эксплуатации (проверка по такому основанию может быть проведена в течение 3 месяцев с момента подачи вышеуказанных документов); – выявление факта самовольного строительства объекта; – проверка исполнения субъектом градостроительной деятельности требований предписаний инспекции; – обращение физических или юридических лиц о нарушении субъектом градостроительства требований градостроительного законодательства; – требование правоохранительных органов о проведении проверки. Исходя из вышеизложенных оснований, ГАСИ может прийти с внеплановой проверкой на объект в любое время. Поэтому очень важно и необходимо максимально соблюдать требования законодательства в области градостроительства. Следует отметить, что срок внеплановой проверки не может превышать 5 рабочих дней с возможностью продления еще на 2 дня по решению руководителя инспекции, и при проведении такой проверки должностное лицо инспекции обязано предъявить служебное удостоверение и направление на проведение внеплановой проверки. В последнее время много вопросов возникает в отношении возможных штрафных санкций, которые ГАСИ имеет право накладывать на субъектов градостроительной деятельности. 22 декабря 2011 года был принят в новой редакции Закон «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности» (далее – «Закон об Ответственности в градостроительстве»). Данный Закон устанавливает ответственность юридических лиц и физических лиц-предпринимателей за правонарушения в сфере градостроительной деятельности. Ответственность же физических лиц (граждан) регулируется положениями Кодекса Украины об административных правонарушениях. По сравнению с ранее существовавшими нормами законодательства по ответственности субъектов градостроительства, теперь суммы штрафов рассчитываются исходя не из стоимости каких-либо работ, а из размеров минимальной заработной платы и могут за отдельные нарушения доходить до 900 минимальных заработных плат. Постановление о наложении штрафа выносится органами ГАСИ и может быть обжаловано в судебном порядке в течение 15 дней со дня его вынесения с обязательным уведомлением о таком обжаловании органа, который вынес такое постановление. Формы документов, которые оформляются по результатам проверки ГАСИ, включая форму постановления о наложении штрафа за правонарушение в сфере градостроительной деятельности, определены в Приказе Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства №240 от 15.05.2012 года.