Габриэла фон Габсбург: «Искусство обогащает здание и окружающую среду»

Monument to the 3 powers in the state (Тбилиси, Грузия) ФОТО: ЛИЧНЫЙ АРХИВ ГАБРИЭЛЫ ФОН ГАБСБУРГ Какие из Ваших «должностей» – скульптор, художница, дипломат – наиболее дороги и близки Вам по духу? Я бы не назвала себя художницей: время от времени я делаю двумерные работы, но в основном я занимаюсь скульптурой, то есть трехмерным изобразительным искусством. Я думаю, творческое начало влияет на все, что мне приходится делать в моей жизни. Творчество можно использовать в любой профессии, поэтому оно стало основой и моей дипломатической деятельности. Творческое мышление помогает выполнять любую работу, причем, весьма успешно. Каковы Ваши впечатления от Киева? Каким представился Вам его архитектурный облик? В Киеве много красивых мест, но главное в нем – это пространство и широта. Город нуждается в современной архитектуре, к тому же он как раз находится в той стадии, когда есть много шансов воплотить в жизнь новую, модерн-архитектуру, созданную зарубежными либо украинскими архитекторами. Сотрудничаете ли Вы с украинскими архитекторами? В последнее время я была полностью поглощена работой в Грузии и была вынуждена отказываться от приглашений, в том числе и в Украину, поэтому у меня не было возможности наладить рабочие связи с украинскими архитекторами. Но в будущем все может быть. Габриэла фон Габсбург; Инна Волосюк, главный редактор «Commercial Property» ФОТО: «CP» Насколько нам известно, первая выставка Ваших работ в Украине состоялась в Ужгороде. Почему Вы выбрали именно этот город? В свое время я приняла решение посещать все города, куда меня приглашают с выставками. Мне безумно интересно встречаться с местными художниками, изучать страны и города, смотреть на них глазами своих коллег. Так случилось, что меня пригласили организовать выставку именно в Ужгороде, и я с удовольствием приняла это приглашение. Помимо Ужгорода, я также дважды организовывала выставки в Киеве, которые проходили в «Национальном художественном музее Украины». Существует ли связь между скульптурой и функциональным назначением объекта недвижимости? Во многих европейских странах часть инвестиций, выделенных под реализацию проектов, должна быть направлена в искусство. Я не сторонница того, чтобы искусство становилось принуждением, но эта идея в данном случае мне очень нравится. Предметы искусства, становясь частью окружающего пространства, обогащают его, поэтому важно включать искусство в здания и размещать там скульптуры, картины, др. Искусство становится частью целостной картины, состоящей из окружающего пространства, природы, зданий и их архитектуры, а также людей, которые посещают эти объекты. Kaffeebohne (Грюнсфельд, Германия) ФОТО: ЛИЧНЫЙ АРХИВ ГАБРИЭЛЫ ФОН ГАБСБУРГ Важно ли лично для Вас, чтобы люди понимали Ваши работы? Скульптура – это универсальный язык, который можно понять во всем мире. Тем не менее, людям требуется какое-то время, чтобы у них появились определенные ассоциации и ощущения, особенно если это касается символической скульптуры. Конечно, мне важно, чтобы мои работы понимали. Но нельзя создать то, что будет нравиться всем. Поэтому вполне естественно, что есть люди, которым что-то не нравится, или, наоборот, которые в восторге от произведения. Так случается со всем, что ты делаешь. Austrian Excellence (Хард, Австрия) ФОТО: ЛИЧНЫЙ АРХИВ ГАБРИЭЛЫ ФОН ГАБСБУРГ Расскажите о Ваших выставках, которые проходили в разных странах мира, в том числе в Украине. Я заметила одну закономерность: когда выставки проходят в странах Западной Европы, на открытии мероприятия люди стоят у барных столиков, общаются между собой, но они стоят при этом спиной к работам художника, потому что, общаясь, хотят видеть друг друга. Когда у меня проходили выставки в Украине, то в холле можно было увидеть только спины людей, потому что они смотрели на работы. Люди здесь очень заинтересованы в искусстве. Я бы сказала, что жители стран бывшего СССР испытывают определенный «голод» в отношении искусства, поэтому приходят на выставку не поговорить друг с другом, а посмотреть на предметы творчества. Профессиональная и творческая деятельность Габриэла фон Габсбург – скульптор, художник, дипломат. Она является старшим научным сотрудником Грузинского института стратегических исследований в Тбилиси. С 2010 по 2013 годы занимала должность посла Республики Грузия в Германии, с 2001 по 2010 годы занималась преподавательской практикой в Национальной академии искусств в Тбилиси (Грузия). Габриэла фон Габсбург выступала приглашенным лектором в разных академиях искусств в Германии, а также являлась спикером на симпозиумах по искусству, которые проходили в Европе и США. Выставки Габриэлы фон Габсбург проходили в большинстве стран Европы, а также Южной и Северной Америки, Азии и Африки. Ее скульптуры и монументы установлены в Германии, США, Израиле, Великобритании, Швейцарии, Люксембурге, Австрии, Венгрии, Италии, России, Франции, Латвии, Казахстане, Болгарии, Словении, Украине и Грузии. Габриэла фон Габсбург выступила хедлайнером Второго Международного архитектурного форума «Инновационная архитектура в объектах коммерческой недвижимости», который проходил в Киеве 13 июня нынешнего года. Приезд госпожи фон Габсбург состоялся благодаря Майклу Типпину, генеральному директору международной девелоперской компании Tippin Corporation. В рамках Форума Габриэла фон Габсбург выступила с докладом на тему «Художественный и дипломатический опыт в странах СНГ». Наиболее интересные моменты ее выступления на Форуме опубликованы в «Commercial Property» №6(118) июнь 2013, стр. 29-30. Существует ли связь скульптуры с архитектурой? В чем она заключается? Я думаю, связь существенная – они взаимно обогащают друг друга. Скульптура также является хорошим дополнением, обогащением, «завершающим штрихом» для окружающего пространства. Она призвана помочь людям обрести новый взгляд на вещи и почувствовать то, что они видят глазами. Многие люди не понимают, зачем в здании нужны предметы искусства, ведь главное, чтобы оно было функциональным. В искусстве мало практический функциональности – зачем тратить на него деньги? Это в корне ложное представление, потому что, как я отметила ранее, искусство обогащает здание и окружающую среду. В ретроспективе искусство – это то, что оставляет по себе общество. Иными словами, это инвестиции в будущие поколения. Phoenix (Линц, Австрия) ФОТО: ЛИЧНЫЙ АРХИВ ГАБРИЭЛЫ ФОН ГАБСБУРГ Что Вас вдохновляет для новой работы? Когда я получаю новый заказ, я посещаю то место, где будет размещена моя работа, и делаю большое количество фотографий пространства. Потом я развешиваю их в своей студии и наблюдаю. Я должна «прожить» в этом пространстве некоторое время. Также важно понять, что движет людьми, которые посещают это место, и какое его функциональное назначение. Но в целом, меня вдохновляет многое – путешествия, люди, общение, хорошая атмосфера, погода, др. Расскажите о Вашем опыте как дипломата. Насколько помогает или, наоборот, мешает занятие творчеством развитию дипломатической карьеры? Имеется ли связь между дипломатией и творчеством? Для дипломата не является недостатком творческий опыт и опыт коммуникации с людьми с помощью разных средств. Искусство – это универсальный язык, который помогает в построении связей. И в конечном итоге, именно творчество привело меня в Грузию и связало с многими людьми этой страны, сделало гражданкой Грузии и ее представителем в Германии. В какие страны и города Вы всегда возвращаетесь с удовольствием? Какие страны и города Вам не импонируют? Я люблю людей широких взглядов и открытые пространства. Мне нравится приезжать в Киев, потому что в городе есть чудесные открытые пространства и просторные аллеи. Есть ли у Вас проект мечты – утопический или реальный? Я думаю, у меня есть два таких проекта! Я мечтаю сделать крупную по размерам скульптуру на большом открытом пространстве, к примеру, в пустыне, концепцию которой можно понять, только пролетая над ней или проходя сквозь нее. Скульптура должна символизировать свободу движения, свободу слова и толерантность. Ведь это то, чего я желаю людям – быть свободными путешествовать без ограничений, жить по-настоящему свободно.