Проект ТРЦ «Французский Бульвар» по ул. Академика Павлова, 44-б, Харьков, Украинапроект: «АКСИОМА»Проект торгово-развлекательного центра «Французский Бульвар» по ул. Академика Павлова, 44-б известен харьковскому рынку недвижимости с 2004 года, когда стартовало его строительство. После введения в эксплуатацию первой очереди объекта в октябре 2005 года, реализация последующих очередей была приостановлена вплоть до 2011 года. О том, как девелоперу проекта – компании «Аксиома» – удалось изыскать финансовые средства для завершения проекта, а также об обновленной концепции ТРЦ «Французский Бульвар» рассказал Игорь Сбитнев, директор компании «Аксиома».Что происходило с проектом торгово-развлекательного центра на протяжении последних пяти лет? Строительство ТРЦ «Французский Бульвар» стартовало в 2004 году. В октябре 2005 года была открыта первая очередь, которая была представлена ледовым катком «Шато Ледо». После консультаций со специалистами мы приняли решение внести коррективы в остальную часть комплекса, что повлекло за собой изменение архитектурного проекта и, как следствие, перенос сроков открытия торгово-развлекательного центра. В частности, мы отказались от парка аттракционов, который должен был стать основным якорем, в пользу более стабильного якоря – продуктового супермаркета. Были внесены и другие изменения: расширено пространство атриума, добавлены светопрозрачная кровля, второй уровень паркинга, помещение для мультиплекс-кинотеатра, улучшены характеристики площадей для других арендаторов.Игорь Сбитнев, директор компании «Аксиома»фото: «АКСИОМА»В 2008 году финансирование реализации проекта было заморожено. Вплоть до 2011 года велась работа по поиску источника финансирования на приемлемых условиях, и весной прошлого года он был найден, благодаря чему строительные работы на площадке возобновились. Был утвержден новый график реализации проекта, которым предусматривается ввод объекта в эксплуатацию к концу II квартала 2012 года.При участии компаний Colliers International (Украина) и UTG мы провели аудит концепции ТРЦ, которая была адаптирована к современным условиям без внесения радикальных изменений в архитектурный проект. В частности, были улучшены визуальная доступность и пропорции магазинов, помещения для крупных арендаторов были адаптированы в соответствии с современными запросами.К разработке дизайна интерьеров мы привлекли специализированную шведскую компанию Froberg Architecture. Дизайн станет одной из уникальных особенностей торгово-развлекательного центра. Посредством дизайна мы попытались воссоздать атмосферу Парижа середины XX века. Рядом со зданием ТРЦ размещена копия Эйфелевой башни высотой с 9-этажный дом; галерея ТРЦ облицована натуральным травертином – таким же камнем облицованы дома на центральных улицах Парижа.В разработке дизайна интерьеров ТРЦ принимала участие специализированная шведская компания Froberg Architectureпроект: «АКСИОМА»Расскажите о современной концепции проекта ТРЦ «Французский Бульвар».Согласно концепции, «Французский Бульвар» является торгово-развлекательным центром регионального типа, предлагающим широкий выбор торговых марок и услуг.ТРЦ выполнен в виде пассажа с четырьмя уровнями, объединенными атриумным пространством. Три нижних уровня являются торговыми, верхний – развлекательным. Продуктовый якорь разместится на втором торговом уровне, вследствие чего мы планируем достичь оптимального распределения потоков посетителей по уровням.Зонирование ТРЦ следующее: на первом уровне представлены товары для всей семьи, детей, активного отдыха, магазины моды ценовой категории «средний»; на втором уровне разместятся продуктовый якорь (крупнейший в городе супермаркет «Сільпо»), товары импульсного спроса, магазины моды ценовой категории «средний +»; верхний торговый уровень займут магазины товаров для молодежи, занятий спортом и модная одежда ценовой категории «средний». Развлекательный уровень включает 7-зальный мультиплекс «Планета Кино» с первым в Харькове залом IMAX, боулинг, детский развлекательный центр и фуд-корт.После введения в эксплуатацию первой очереди ТРЦ «Французский Бульвар» в октябре 2005 года, реализация последующих очередей была приостановлена вплоть до 2011 года. (На фото – строительство второй фазы объекта)проект: «АКСИОМА»Планировка комплекса предусматривает ряд помещений для крупных арендаторов. Так, проект включает более десятка магазинов площадью от 500 м2, а также помещения для пяти операторов развлечений, каждый площадью от 1000 м2. Отмечу, что все они расположены компактно, в рамках единого атриумного пространства и взаимной визуальной доступности.Для удобства посетителей будет оборудован двухуровневый паркинг на 1100 машиномест.Сохранится ли 4-фазовая реализация проекта ТРЦ? Мы объединили третью и четвертую очереди в одну, чтобы открыть весь ТРЦ в назначенный срок. Роллердром, ледовый каток, кафе и аттракционы, которые функционировали до настоящего момента, объединены в развлекательный центр «Шато Ледо». Наша компания сама выступила оператором этого развлекательного центра. После завершения последней очереди проекта, когда, собственно, откроется полноценный комплекс, РЦ «Шато Ледо» станет одним из якорей торгово-развлекательного центра «Французский Бульвар».Расскажите, какие источники финансирования компании удалось привлечь для реализации проекта? Основным источником финансирования является проектное кредитование. Кроме того, мы привлекли финансирование ряда украинских и зарубежных инвесторов.Расскажите о процессе сдачи в аренду площадей торгово-развлекательного центра «Французский Бульвар»? В данный момент более половины торговых площадей центра уже сданы в аренду. Подписание договоров по остальным арендаторам планируем завершить в ближайшее время.Расскажите об основных тенденциях рынка торговой недвижимости Харькова и перспективах его развития. Емкость рынка торговой недвижимости Харькова, которая в конечном итоге формируется платежеспособным спросом покупателей, в течение долгого времени не менялась. Это означает, что происходит заполнение существующих ниш и обострение конкуренции в уже заполненных.Несмотря на обилие разнообразных торговых площадей, в сегменте торговой недвижимости Харькова по-прежнему ощущается дефицит качественных помещений. Происходит ярко выраженное перераспределение спроса арендаторов в сторону более конкурентоспособных объектов, что приводит к существенной разнице в арендных ставках в разных торговых объектах.Торгово-развлекательный центр «Французский Бульвар», ХарьковМесторасположение: ул. Академика Павлова, 44-б, Харьков, УкраинаКатегория: 3 звездыСобственник проекта, заказчик и девелопер: «Аксиома» (Харьков)Концепция: Colliers International (Украина), UTG (обе – Киев)Дизайн интерьеров: Froberg Architecture (Швеция)Эксклюзивный брокер: UTGГенеральный подрядчик: «Жилстрой-2» (Харьков)Техническое управление: CBREПлощадь земельного участка: 3,81 гектараОбщая площадь ТРЦ: 65 500 м2Общая арендуемая площадь: 35 500 м2Этажность: 4 уровняВместительность паркинга: 1100 машиноместНачало строительных работ: 2004 годВвод объекта в эксплуатацию: первая очередь – 2005 год, вторая очередь – 2006 год, третья и четвертая очереди – II квартал 2012 года.