Февзи Йылдырым: «Я ВЕРЮ В УКРАИНУ»

Commercial Property №2 (2) октябрь 2003

При анализе такой специализированной темы как рынок лифтового оборудования в Украине, как никогда важно мнение «из первых уст». Мы попросили Февзи Йылдырыма, генерального директора турецкой компании GTS Asansör, являющейся одним из крупнейших операторов рынка лифтового оборудования Турции, рассказать о его видении ситуации в Украине и о том, каким образом девелоперам необходимо правильно рассчитывать потребности в лифтовом оборудовании для своих проектов. Компания GTS Asansör относительно недавно вышла на рынок Украины, но уже сейчас имеет в активе ряд успешно реализованных проектов.

Февзи Йылдырым, генеральный директор компании GTS Asansör
Фото: GTS

CP: Как вы могли бы охарактеризовать украинский рынок лифтового оборудования на его нынешнем этапе развития? Почему многие компании пока не проявляют интереса к Украине?

Относительно компаний, не проявляющих интереса к рынку Украины, могу сказать следующее: есть множество объяснений, почему так происходит. Но я могу выделить самую главную причину – это фактор покупательной способности, который находится на очень низком уровне. Я уверен, что со временем будет наблюдаться его рост. Развитие экономики привлечет именитых инвесторов и девелоперов, готовых приобретать самое высококлассное оборудование. Со временем иностранные операторы смогут наладить непосредственно в Украине полный цикл производства лифтового оборудования и даже осуществлять экспорт в соседние страны. Лично я верю в Украину! Украина обладает большим потенциалом, который необходимо использовать.

Также одним из препятствий для активного выхода на украинский рынок таких операторов как Mitsubishi, Schindler или Thyssen является разница лифтовых стандартов: между национальными (ГОСТ), европейскими (EN, СЕ) и мировыми (к примеру, ISO). Причем она касается не только лифтов как таковых, но и направляющих, дверей, контроллеров, двигателей, гидравлики, прочих систем.

Я верю, что Украина в скором будущем войдет в Европейский Союз, поэтому уже сейчас ответственным украинским структурам необходимо начинать работы по согласованию норм для лифтового оборудования со стандартами, действующими в Европейском Союзе. Также хотелось бы выделить следующий важный фактор – бюрократию. С этой точки зрения Украине необходимо облегчить условия работы для операторов лифтового оборудования. В то же время, особых препятствий в работе на рынке Украины лично я выделить не могу. При наличии всех необходимых документов и разрешений иностранная компания без всяких проблем может работать в Украине.

Фото: GTS

CP: Как девелоперам недвижимости правильно рассчитывать потребность в лифтовом оборудовании, количестве лифтов и режиме их работы?

Выбор лифтового оборудования играет немаловажную роль уже на стадии проектирования. Выбором оборудования в основном занимаются архитекторы, проектирующие здание, но более профессиональным будет их непосредственное обращение к операторам рынка лифтового оборудования. При выборе лифтов для конкретного проекта необходимо выполнить расчет его функциональных нагрузок и оценку трафика. На данном этапе развития лифтового сектора анализ трафика почти со 100%-й точностью выполняется при помощи компьютерных технологий, ссылаясь на технические данные здания и на коэффициент вероятности.

Существует несколько видов систем интеллектуального управления лифтовым оборудованием Fuzzy Logic, каждая из которых предназначена для конкретного типа проекта. Например, если в 20-этажном административном здании за определенный промежуток времени с N-ного этажа наблюдается частый вызов лифта, то в систему управления Fuzzy Logic поступает информация о потребности в лифте на этом уровне (идет собрание или конференция, и т.п.). Соответственно, определенный лифт из группы (в системах управления Duplex или Triplex) отправляется на данный этаж, либо «закрепляется» за ним на определенный срок.

В расчете трафика для лифтовых систем следует обратить внимание на следующие параметры:

1. Какое количество пассажиров (грузов) перевозится за 5 минут времени – PQ5 (%);

2. Допустимое время ожидания – промежуток между вызовами – T (секунд).

Для административного здания, которое было описано в вышеизложенном примере, из данной таблицы необходимо выбрать значение 30 секунд. Предельно допустимое время ожидания – 40 секунд. В случаях, если время ожидания будет превышать 40 секунд, необходимо пересмотреть все параметры (количество, скорость и грузоподъёмность лифтов) для его уменьшения. Несомненно, для четкого определения параметров лифтового оборудования оператору необходимо знать и множество иной информации, а также детально изучить проект. Допустим, если для некоего проекта архитектор рассчитал, что на 15 м2 работает 1 человек и, соответственно, анализ трафика был выполнен согласно этой информации, а на самом деле в здании для одного человека предусмотрена площадь 10 м2, то это чревато осложнениями.

В частности, пересмотр уровня соотношения 1 человек/N м2 уже после инсталляции лифтового оборудования повлечет за собой увеличение времени ожидания лифтов, перегрузку трафика и так далее. Анализ трафика позволяет оператору определить скорость, грузоподъемность, необходимое количество лифтов, тип их привода, размеры кабины и дверей лифта, которые будут заложены в проект. Одним из последних этапов работы является непосредственно продажа и монтаж лифта, соответствующего запросам клиента и выполненного по стандартам страны, в которую лифт был продан.

Анализ трафика, как было описано выше, очень сложный процесс и в основном построен на теории вероятности. Данный анализ можно выполнять и самостоятельно с помощью таблиц, приведенных выше, но в этом случае возрастает вероятность ошибок, поскольку формулы не учитывают индивидуальных особенностей проектов, целевых функциональных нагрузок конкретных видов объектов и целого ряда иных факторов. Для выполнения анализа трафика необходимы знания и опыт, а их могут предложить только профессиональные операторы и производители систем лифтового оборудования.

Фото: GTS

CP: На каком рыночном сегменте в основном концентрирует усилия ваша компания: жилой или коммерческой недвижимости? Какие проекты вы уже реализовали в Украине?

Наша компания имеет два подразделения. Одно из них занимается промышленной автоматизацией и является дистрибьютором Mitsubishi Electric. Мы работаем над программами для логических контроллеров и контроллеров лифтового оборудования. Второе подразделение занимается непосредственно комплектацией и поставкой лифтового оборудования. Основной объем продаж осуществляется в Турции. Также в последние годы фирма работает и на зарубежных рынках. У нас есть завершенные проекты в Румынии, ОАЭ, Украине и Узбекистане. Деятельность компании направлена на объекты высокого качества, преимущественно коммерческой недвижимости (банки, офисные центры, отели, торгово-развлекательные центры), а также виллы и прочие VIP-проекты. Среди реализованных нами в Украине стоит назвать «Донгорбанк», Донецк (панорамный лифт); бизнес-центр «Эпсилон», Одесса (VIP-лифт, гидравлический); торговый центр в Ужгороде (панорамный лифт).

Значение этих параметров во всем мире объясняется одинаково:

1. PQ5 (%): процентное соотношение пассажиров, перевозимых с базового, либо эвакуируемых с наивысшего этажа здания за 5 минут времени.

Коэффициент необходимого перевоза пассажиров за 5 минут времени PQ5 (%)
Тип здания Стандарт Повышенный стандарт *
Жилье 7,5 10
Отели, административные здания 12 15
Офисные центры, школы 15 20
Больницы и госпитали 16 25

* В высотных зданиях рекомендуется использовать повышенные стандарты

Пример: допустим, в административном здании на этажах выше базового (входного) работают 800 человек. Утром, в час пик, такой пассажиропоток будет создавать большую проблему, равно как и во время окончания рабочего дня. В этом здании необходимо выполнить примерно следующий расчет по потребностям в количестве, скоростных показателях и грузоподъемности лифтов: PQ5 (%) = 800x15/100. То есть лифты должны быть в состоянии перевезти 120 человек в течение 5 минут.

2. Допустимое время ожидания – промежуток между вызовами – T (секунд): время прихода лифта на вызываемый этаж с момента нажатия на кнопку «вызов» до времени открытия дверей лифта на данном этаже.

Максимально допустимое время ожидания – T (секунд)
Тип здания Стандарт Повышенный стандарт *
Жилье 120 80
Отели, административные здания 40 30
Офисные центры, школы 40 30
Больницы и госпитали 40 30

* В высотных зданиях рекомендуется использовать повышенные стандарты