ЕБРР: «Наши приоритеты – это развитие отечественного бизнеса»




Камен Захариев, директор ЕБРР в Украине
фото: Олег Герасименко

CP: Расскажите, пожалуйста, коротко об истории деятельности ЕБРР в Украине. Когда она началась, в какие проекты вы инвестируете? Сколько процентов в кредитном портфеле банка занимает каждая из сфер финансирования?
Наш банк одним из первых начал серьезную проектную работу в Украине. Мы начали свою деятельность в стране в 1993 году и в этом же году выдали первый кредит. С тех пор мы прочно удерживаем позицию крупнейшего финансового инвестора в Украине. На сегодняшний день кредитный портфель банка достигает 1 миллиарда 300 миллионов евро. Это значительное достижение, учитывая, что в экономике Украины в 1990-е годы были и взлеты, и спады. В среднем банк кредитует новые проекты на сумму порядка 100-200 миллионов евро в год. Я надеюсь, что мы сможем выйти на более значительные объемы кредитования уже в текущем году, однако это в большей степени зависит не от нас, а от инвестиционного климата в Украине.
Сегодня в портфеле банка доминируют четыре сектора. Первый – это сектор финансовых учреждений, то есть все, что связано с кредитными линиями и участием в долевом капитале банков: это, в частности, кредитные линии по развитию малого и среднего бизнеса, микрокредитование, а также такие целевые программы, как работа со складскими расписками на зерно, ипотечное кредитование, осуществляемое путем открытия кредитных линий для местных банков. Другой важный элемент нашего портфеля – это агробизнес. Данная сфера включает в себя не столько финансирование сельского хозяйства как такового, сколько финансирование пищевой промышленности в целом. Сюда относятся переработка продуктов питания и их реализация. Каждый из упомянутых выше секторов составляет примерно по 20% нашего портфеля.
Другие два важных сектора – транспорт и энергетика. Здесь, как правило, доминируют большие проекты, которые реализуются под гарантии государства. Примером таких проектов может служить строительство автомобильных и железных дорог. В энергетике – такие крупные проекты, как, например, реконструкция Старобешевской теплоэлектростанции, на которую мы выделили кредит в размере около 100 миллионов евро. Банк работает и в других сферах – промышленной, транспортной, перевозочной. Например, мы участвуем в капитале Международных авиалиний Украины и предоставили уже третий кредит крупнейшей судоходной компании страны – «Укрречфлоту». Обобщая, отмечу, что мы работаем с крупными проектами как в государственном секторе, так и в частном, где наше участие в проекте будет как минимум 5 миллионов евро. Причем мы ищем компании, которые работают на принципах прозрачности и готовы вести финансовую отчетность, соответствующую международным стандартам. Что касается соотношения проектов в нашем портфеле, то сейчас наблюдается значительный перевес частных: они составляют 70% против 30% проектов в государственном секторе.
CP: Есть ли у вашего банка какие-либо предпочтения относительно развития той или иной сферы, или определяющим является исключительно финансовый интерес?
Мы, как международный банк развития, обязаны по уставу заботиться не только о финансовых результатах, но и с каждым проектом продвигать процесс трансформации общества, а также перехода к цивилизованной рыночной экономике. Мы рассматриваем эффективность наших проектов как с коммерческой точки зрения, так и с позиции реформ. Даже если мы финансируем проект небольшого предприятия, то думаем, что это даст людям в данном регионе, будет ли иметь место так называемый «демонстрационный эффект». Это значит, что успешная реализация подобного проекта докажет возможность работы отечественного бизнеса с крупным международным кредитором, при условии что деятельность первого строится на принципах открытости и прозрачности. Наши приоритеты – это развитие здорового отечественного бизнеса, а в каких секторах – уже второй вопрос. Мой личный приоритет – дать толчок проектам в секторах, которые еще не достаточно представлены в нашем портфеле. Прежде всего, это недвижимость и туризм. Для этого мы в конце прошлого года провели ряд исследований рынка во всех его сегментах и теперь планируем начать более интенсивную работу на рынке недвижимости. Мы не будем сразу браться за большое количество проектов, а выберем те, которые наиболее соответствуют нашим требованиям.
CP: Сегодня ряд инвестиционных компаний начинает активную деятельность по развитию туристической инфраструктуры ЮБК и Одесского региона. Есть ли у вас планы относительно развития данной сферы недвижимости? Поступали ли какие-либо предложения в адрес ЕБРР в Украине?
Предложения относительно инфраструктуры Южного берега Крыма поступали всегда, а туристический потенциал Крыма и Одессы ясен всем участникам рынка. Однако до сих пор инвестиционный климат, особенно в Крыму и Одессе, по разным причинам не способствовал развитию того бизнеса, который мы можем финансировать. Этап органического роста, при котором постепенно начинают использовать приватизированные объекты и реинвестировать в развитие полученную прибыль, для некоторых предприятий действительно подходит. Однако мы считаем, что для туризма этот вариант неприемлем.
В Крыму и Одессе до сих пор происходила ориентация на краткосрочных туристов, приезжающих из России и других стран СНГ по старой привычке. До сих пор не было серьезных объектов, которые по качеству отвечали бы международным стандартам. Сейчас эта ситуация, хотя и не активно, но меняется, и мы начинаем рассматривать такие проекты. Прежде всего, мы заинтересованы в том, чтобы дать толчок развитию качественного международного туризма. Важно и то, что ни Крым, ни Одесса еще не включены в каталоги крупных туристических компаний, таких как «Туи», «Некерман», «Томас Кук». Посмотрев такие каталоги, массовый турист сможет сказать: вот как интересно, я никогда не был в Крыму, хотя там есть гостиницы, в которых я был в Турции и в Индонезии. Из стран Восточной Европы пока только Болгария и Хорватия вошли в ту категорию государств, которые присутствуют в каждом каталоге, где вы найдете также Италию, Турцию, Египет и другие страны. Мы хотим привлекать крупных туроператоров в Крым, Одессу, в Карпаты, а проекты с ними – это финансирование другого типа, объемы совершенно иного уровня. Также мы считаем, что нужно заботиться о развитии инфраструктуры в Крыму и Одессе. Там пока еще нет обслуживания такого уровня, чтобы человек мог приехать, взять в аэропорту машину в аренду и отправиться в путешествие, чтобы были дорожные знаки, которые бы он понимал, туристическая информация на английском языке в каждом городе. Это задача местных органов управления и, конечно, комитетов по туризму.
CP: ЕБРР в России принимал участие в финансировании проекта ТРЦ «Мега» компании IKEA и планирует далее инвестировать в различные проекты коммерческой недвижимости России. Расскажите о планах ЕБРР касательно инвестирования в объекты коммерческой недвижимости в Украине. Если такие планы существуют, то в каком секторе коммерческой недвижимости для ЕБРР наиболее интересно инвестирование проектов в Украине?
В области коммерческой недвижимости мы работаем не только в России, но и во многих странах Европы. В Украине эта отрасль в последние два года только начала развиваться, и сегодня можно отметить бурный рост финансирования таких проектов. Если раньше среди компаний преобладали новички, то сейчас уже есть серьезные местные девелоперы, которые получили опыт в ходе реализации своих первых проектов. До 2000 года мы ориентировались на иностранных девелоперов, потому что у них был международный опыт работы. Мы считали, что с ними легче реализовывать проекты, однако это оказалось не совсем так. И теперь, если к нам придут с проектом серьезные иностранные девелоперы, мы готовы с ними сотрудничать, однако в основном будем ориентироваться на тех серьезных местных девелоперов, которые хотят учиться работать по международным стандартам. Мы будем ориентироваться на проекты, имеющие интересный замысел и подкрепленные хорошим бизнес-планом.
Также мы считаем, что будущее недвижимости – это регионы. Киев останется самым развитым, самым важным рынком, но коммерческая недвижимость в больших региональных центрах находится на том же уровне, что и в Киеве три года назад. Поэтому там есть все шансы начать развитие. Конечно же, мы рассматриваем серьезные проекты в столице, но стремимся и к реализации региональных проектов. Я надеюсь, что в ближайшем будущем мы сможем говорить о проекте в Днепропетровске, есть идеи по Харькову. Для нас были бы интересны Одесса, Львов, хотя никаких конкретных планов по этим городам у нас нет. В общем, в сфере интересов – все крупные региональные центры, в которых нет хороших офисов.
Также очень интересное направление – строительство хороших трехзвездочных гостиниц в регионах. У нас есть предварительные идеи в этом направлении, но конкретного проекта нет.
CP: Известно об инвестировании ЕБРР проекта гостиницы Radisson SAS. Расскажите коротко об этом проекте, чем был обоснован ваш выбор?
Мы выбрали эту гостиницу, потому что и девелоперы, и те, с кем мы софинансируем этот проект, оказались самыми надежными в плане способности осуществить задуманное. Как вы знаете, в Киеве было много международных проектов гостиниц, которые в результате зашли в тупик. Самому проекту Radisson SAS уже 6 лет. Однако он движется, и мы уверены, что к концу этого года гостиница будет открыта.
Киев отстает от других столиц Восточной Европы в плане наличия гостиниц международного класса. Мы считаем, что это неприемлемая ситуация для такого большого города, и если будет успешно сдана одна гостиница, это послужит сигналом к действию для крупных операторов гостиничного бизнеса. Мы знаем, что уже сейчас «Мариотт» активно ищет участок под строительство, то же самое делает и «Кемпински». Так что надеемся, что после реализации проекта Radisson SAS последует всплеск гостиничного строительства.
CP: Какая инвестиционная политика преследуется ЕБРР в Украине: с каким долевым участием вы предпочитаете инвестировать в проекты?
Если говорить о нас, то мы предпочитаем выступать в роли кредитора, хотя, если есть смысл, будем участвовать и в капитале. Как раз в гостинице Radisson SAS мы выступаем в двойной роли: и как кредитор, и как участник в долевом капитале. Философия нашего банка такова, что спонсоры проекта, то есть все участники, которые решили его осуществлять, должны внести существенный собственный капитал в проект. Эта сумма составляет около 40-50%. Мы финансируем 30-35% общей проектной стоимости проекта и на остальную сумму можем мобилизовать кредитные средства из других источников.
CP: Какие перспективы развития коммерческой недвижимости в ближайшие десять лет вы видите в Украине? Какие факторы, по вашему мнению, тормозят его сегодня?
Перспективы в Украине есть во всех областях недвижимости. Киев – очень интересный город. Здесь остался серьезный жилищный фонд еще с 19 века, который интересен для развития. Существует, конечно, необходимость лечить раны социалистического строительства, но то, что перспективы есть, не вызывает сомнений. Киев, как и другие крупные областные центры, будет двигателем развития коммерческой недвижимости.


Проект гостиницы Radisson SAS по улице Ярославов Вал
Макет: «ТАМ А. ПАШЕНЬКО»

Офисную недвижимость я уже затрагивал. Качественных офисов в достаточном количестве нет даже в Киеве. В жилищном строительстве – та же ситуация. Киев показывает, что данный сектор можно развивать, и, скорее всего, жилищное строительство в региональных центрах будет достаточно интенсивным.
Что касается факторов, тормозящих развитие, то есть макроэкономические факторы, такие как уровень доходов населения. Это напрямую затрагивает коммерческую недвижимость и влияет на то, сколько денег люди тратят в торговом центре. Влияет этот фактор и на ипотечное финансирование, так как он определяет, сколько денег население сможет ежегодно выделять на обслуживание ипотечных кредитов. Важно также, сколько в офисных центрах будет иностранных и сколько отечественных фирм. Бурный рост внутреннего валового продукта и инвестиции в Украину за последние 3-4 года сказались на развитии рынка недвижимости. Но сдерживающими факторами развития коммерческой недвижимости может стать замедление макроэкономического роста и непоследовательное проведение реформ.
Другой сдерживающий элемент – законодательство. В этом году вступило в силу несколько важных законодательных актов, затрагивающих недвижимость, однако многие законодательные вопросы еще ждут разрешения. Кроме законодательного, есть еще общий инвестиционный климат. Необходимо упростить и сделать более прозрачной систему получения различных разрешений. Немаловажным фактором является и отсутствие опыта в развитии проектов у местных девелоперов. Нам зачастую приходится вести разъяснительную работу с отечественными фирмами, у которых мало опыта сотрудничества с такими финансовыми учреждениями, как наше. В прошлом они всегда работали только с собственными средствами, а не привлекали заемные средства из банков. С другой стороны, у местных банков пока еще нет возможности предоставлять долгосрочное, на 7-10 лет, крупное финансирование, необходимое для реализации многих проектов в сфере недвижимости. Нам часто приходится объяснять, как мы видим осуществление проектного финансирования в области недвижимости. Однако это получается, и я настроен очень оптимистично. Думаю, что в ближайшие 2-3 года мы сделаем минимум 7-8 проектов.
CP: Известно о планах ЕБРР инвестировать в развитие/улучшение инфраструктуры Украины (автомобильные дороги, железная дорога и т.д.). Расскажите, пожалуйста, об этих проектах более подробно.
У нас существует серьезная программа по финансированию инфраструктуры в Украине. В этом году мы надеемся подписать соглашение с «Укрзалізницею» на сумму около 120 миллионов долларов США. Средства пойдут на реконструкцию Бескидского тоннеля в Карпатах и на модернизацию подвижного состава. Это будет крупнейший кредит ЕБРР, предоставленный компании в Украине за 11 лет нашей работы в стране. Есть планы по продолжению финансирования строительства автодороги Киев-Чоп. У банка также существует программа по развитию украинских портов, первым из которых может стать Ильичевск. Инфраструктурное развитие затрагивает и муниципальные проекты, обычно касающиеся водоснабжения. Такой проект у нас есть в Запорожье; надеемся начать реализацию подобных проектов в Херсоне и в Днепропетровске. По этим программам мы пытаемся сотрудничать с Европейским Инвестиционным Банком. Одной из его основных задач является финансирование инфраструктурных проектов. До сих пор данный банк не финансировал проекты в России и Украине, однако с начала этого года у нас появилась возможность софинансировать проекты вместе с ним. Надеемся, что если мы сумеем привлечь Европейский Инвестиционный Банк, то нам удастся развивать и более крупные инфраструктурные проекты.
CP: Какую роль в деятельности ЕБРР занимает ипотечное кредитование и каковы, на ваш взгляд, перспективы ипотеки в Украине?
Ипотечное кредитование для нас очень важно, и не только с точки зрения финансов, но и с точки зрения реформ и рыночного развития. Серьезный ипотечный портфель – важная составляющая успеха для каждого банка, поэтому мы пытаемся помочь местным банкам в развитии ипотечного кредитования. ЕБРР является банком проектного финансирования и предоставляет кредитные линии местным банкам для развития ипотеки. Первый ипотечный транш ЕБРР для местных банков составит 30 миллионов долларов США. Данный проект предусматривает не только предоставление финансовых ресурсов для кредитования физических лиц, но в нем также есть своего рода ноу-хау. Это грантовое финансирование по линии Европейского Союза для обучения сотрудников местных банков ипотечному делу.
Второе важное направление, которое мы разрабатываем вместе с Ипотечной ассоциацией и Ассоциацией коммерческий банков, – это стандарты ипотечного финансирования. Они принимаются банками в добровольном порядке и их цель, во-первых, чтобы данные стандарты отвечали международным требованиям, во-вторых, если ипотечные кредиты будут выдаваться разными банками, но по единому стандарту, то это, в перспективе, позволит организовать выпуск ипотечных ценных бумаг. Наличие нормально функционирующего рынка ипотечных ценных бумаг поможет банкам высвободить новый капитал для повторного ипотечного кредитования и дать толчок развитию рынка капитала. Срок погашения облигаций будет соответствовать сроку ипотеки – это составит 4-7 лет в зависимости от тех же стандартов.
Принятие ипотечного законодательства – очень важный шаг. Однако, теперь необходимо задумываться о развитии ипотечного кредитования в местной валюте, так как люди, берущие на себя долгосрочные обязательства по возврату ипотечных кредитов, подвергаются, кроме кредитного, еще и валютному риску.


    


    
    
    
    
    
    


    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    

Некоторые проекты ЕБРР в Украине, подписанные на 31.12. 2003 года (миллионов евро)
Название проекта
Отрасль
Общая стоимость проекта
Кредит ЕБРР
Вложения ЕБРР в акционерный капитал
Общее финансирование ЕБРР
Частный сектор
Программа содействия развитию торговли
Финансы
29,4
23,9
0
23,9
Сереол Украина
Агробизнес
23,0
21,0
0
21,0
Гостомельский завод стеклотары
Агробизнес
11,9
9,5
0
9,5
Пивзавод «Оболонь»
Агробизнес
58,0
26,2
0
26,2
Славутич
Агробизнес
16,7
13,5
0
13,5
Кондитерская фабрика «Свиточ»
Агробизнес
5,0
4,0
0
4,0
Топфер
Агробизнес
96,3
47,6
0
47,6
Молтюроп
Агробизнес
39,5
14,8
0
14,8
АД-Заря
Производство
40,6
0
12,8
12,8
Франчайзинговая система сервиса фирмы Бош
Услуги
9,8
9,8
0
9,8
Истил Украина
Металлургия
95,1
19,8
0
19,8
Редисон SAS Киев
Туризм
50,5
9,8
8,3
18,1
Международные авиалинии Украины
Транспорт
4,3
0
4,3
4,3
Квазар Микро
Производство
9,9
6,3
0
6,3
Рубежанский картонно-тарный комбинат
Производство
35,2
11,1
0
11,1
Государственный сектор
ИТУР
Связь
49,4
42,1
0
42,1
Восстановление автомагистрали МО6
Транспорт
100,0
75,0
0
75,0
Проект развития железнодорожного транспорта
Транспорт
75,4
41,2
0
41,2
Реконструкция Старобешевской теплоэлектростанции
Энергетика
112,2
97,2
0
97,2
Программа развития и инвестиций в запорожский «Водоканал»
Инфраструктура
34,5
22,2
0
22,2

Источник: ЕБРР