Дружественные и враждебные слияния и поглощения ритейл-сетей

Анна Горкун, юрист отдела M&A компании Beiten Burkhard M&A – СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ ИЛИ ПОСЛЕДНИЙ АККОРД Участие новой компании в акционерном капитале является спасательным кругом для ритейл-операторов, которые все еще видят перспективы развития своего бизнеса и готовы идти на партнерские отношения, будь то со стратегическим или портфельным инвестором. Продажа всего пакета акций, и как следствие – выход из бизнеса, может оказаться весьма актуальным для локальных или региональных сетей малого или среднего масштаба, которым выгоднее продать свой бизнес сегодня, нежели приобрести статус младшего партнера без реальных рычагов влияния. На сегодняшний день существует целый ряд факторов, определяющих дальнейшие тенденции развития ритейла с экономико-правовой позиции. Именно они являются показателем быть слияниям и поглощениям или не быть: – Спрос и предложение. За последнее полугодие покупательная способность потребителей значительно снизилась. Спрос на некоторые группы товаров, особенно позиционируемые в высокой ценовой категории, существенно сократился. Как следствие – снизились доходы сетей, у большинства ритейл-операторов появились финансовые проблемы. – Конкуренция. Здесь необходимо разграничить две плоскости, а именно: классическая конкуренция, которая проявляется в борьбе за потребителя, и конкуренция, свойственная Украине, выражающаяся в борьбе за торговые площади. На сегодняшний день борьбы между украинскими и зарубежными операторами за потребителя нет. Достаточно низкий уровень культуры потребления и весьма умеренные требования к сервису давали возможность сетям работать не над качественными, а, скорее, над количественными показателями. Дефицит профессиональных торговых площадей является не только фактором для роста конкуренции и борьбы за эти помещения, но и одной из основных причин, способствующих поглощениям. – В последнее время достаточно широко обсуждается потенциальный выход на украинский рынок крупных зарубежных ритейл-операторов. Снижение некогда завышенных цен на украинские ритейл-сети и готовность продавцов к конструктивному диалогу являются действительно привлекательным вариантом для рассмотрения возможности выхода на украинский рынок путем приобретения местной сети розничной торговли. Однако основными сдерживающими факторами являются низкий уровень доходов местного населения и весомые макрориски. – Немаловажным фактором является также финансовое состояние потенциальных объектов слияний или поглощений. На начало этого года суммарные долги украинских ритейлеров оценивались в $1-1,5 миллиарда. Финансовые аналитики прогнозируют, что развивать сети смогут только те операторы, которые изыщут ресурсы до конца нынешнего года. Современные показатели рентабельности украинских торговых сетей достаточно низкие. Как следствие, обслуживание кредитов за счет собственных ресурсов становится для них крайне проблематичной задачей. Ритейлеры способны обслуживать свои долги только при условии генерирования достаточного объема доходов. Это подталкивает компании к поиску способов стабилизации своего положения. Одним из наиболее распространенных вариантов является привлечение портфельного или стратегического инвестора. ДРУЖЕСТВЕННЫЕ И НЕДРУЖЕСТВЕННЫЕ ПОГЛОЩЕНИЯ С целью укрепления позиций на рынке, ритейл-оператор «ЭКО» выступает покупателем более мелких игроков и готов вступать в партнерские отношения с инвесторами для поглощения более крупных операторов фото: «ЭКО» На сегодняшний день в Украине нет прецедентов враждебных поглощений ритейл-операторов. Однако, в условиях достаточно сложной финансовой ситуации, характерной для многих участников этого рынка, можно предположить, что могут быть попытки поглотить ослабевающего игрока. Свидетельством такой тенденции может послужить недавнее заявление компании «Руш» (прим.: ООО «Руш» является управляющей компанией сети парфюмерно-косметических магазинов «Ева») о банкротстве. Отметим, что поглощение предприятия вследствие банкротства – не новый механизм приобретения корпоративных прав. В подобных случаях процедура банкротства инициируется кредиторами, в качестве которых могут выступать поставщики сетевого оператора. Единственным способом поддержать свою деятельность для сети является санация. В процессе санации предприятия проводится система мероприятий по возобновлению платежеспособности должника с целью предупреждения банкротства. Такие мероприятия могут носить разный характер. Так, одним из возможных вариантов является привлечение финансовых средств от инвестора, который по завершению процедуры санации становится полноправным участником предприятия. Темпы развития розничной сети зависят от доступности кредитных средств. В последнее время привлечение новых займов стало практически невозможным, а по многим уже существующим кредитам банки требуют дополнительное обеспечение. Возможным инструментом погашения договорных обязательств по просроченным займам становится уступка части акций банкам-кредиторам. Банки, как правило, приобретают акции должника с целью их дальнейшей продажи заинтересованному в компании-должнике лицу. Таким образом банк гарантирует возврат долга с возможной для себя премией. Для ритейлера данная схема также имеет свои преимущества – продажа неконтрольного пакета акций дает возможность собственнику продолжить бизнес. Однако есть и минусы: прежние собственники теряют статус единоличных хозяев бизнеса и впредь обязаны учитывать мнение нового партнера; более того, не исключено, что, приобретая акции сети у банка, новый участник преследует цели враждебного поглощения. Не каждый готов к таким переменам и рискам. ПО СОСТОЯНИЮ НА НАЧАЛО 2009 ГОДА СУММАРНЫЕ ДОЛГИ УКРАИНСКИХ РИТЕЙЛЕРОВ ОЦЕНИВАЛИСЬ В $1-1,5 МИЛЛИАРДА Лидеры рынка склонны к иному способу преодоления финансовых сложностей – продаже стратегическому или портфельному инвестору. Портфельный инвестор рассматривает приобретения акций компании исключительно как механизм выгодного капиталовложения, подразумевая, что по происшествию нескольких лет он продаст эти акции. Вариант продажи стратегическому инвестору предусматривает продажу всего либо части пакета акций крупному международному ритейлеру. Для последнего такое приобретение снимает целый ряд достаточно сложных задач, в частности, касающихся торговых площадей и налаживания связей с поставщиками, иными словами – построения сетевого бизнеса в новой стране. Несмотря на то, что озвученный вариант вхождения на украинский рынок является достаточно удобным, возникает вопрос: так почему же большинство международных операторов так и не воспользовались им? Почему они предпочитают строить самостоятельно все с нуля либо прибегать к франшизе? Единого ответа нет. В некоторых случаях иностранные инвесторы так и не смогли найти подходящий объект для поглощения, а в некоторых – ценовой вопрос становился преградой для реализации сделки. Первым этапом построения партнерских отношений между ГК «Фуршет» и Auсhan стало соглашение о совместном развитии бизнеса, вторым – приобретение французским оператором долевого участия в группе «Фуршет» фото: «СР» Для обеспечения более кризисоустойчивой позиции обоих партнеров возможен механизм взаимного вхождения в состав участников/акционеров друг друга. По сути, эта операция предполагает обмен акциями/корпоративными правами. Таким образом оба партнера получают возможность, объединив усилия, обеспечить более стабильное положение своих компаний на рынке. На примере ГК «Фуршет» и французской сети супермаркетов Auсhan можно проследить и несколько другой вариант построения партнерских отношений. На первом этапе стороны выступили в качестве партнеров на основании соглашения о совместном развитии бизнеса, а само приобретение долевого участия в группе «Фуршет» было предусмотрено как второй этап. Некоторые сети, например, такие как «ЭКО», с целью укрепления своих позиций на рынке сами выступают в качестве покупателей по отношению к более мелким игрокам и готовы вступать в партнерские отношения с инвесторами для поглощения более крупных операторов. Однако такая стратегия реализуема только при наличии достаточных финансовых средств. Безусловным плюсом покупки небольших региональных сетей с последующим их ребрэндингом является быстрое расширение географического присутствия сети-покупателя на соответствующем рынке. УЧАСТИЕ НОВОЙ КОМПАНИИ В АКЦИОНЕРНОМ КАПИТАЛЕ ЯВЛЯЕТСЯ СПАСАТЕЛЬНЫМ КРУГОМ ДЛЯ РИТЕЙЛ-ОПЕРАТОРОВ, КОТОРЫЕ ВСЕ ЕЩЕ ВИДЯТ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СВОЕГО БИЗНЕСА И ГОТОВЫ ИДТИ НА ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА M&A Любой из вышеперечисленных механизмов предполагает воплощение ряда стандартных юридических процедур подготовки и осуществления сделки. Мы остановимся лишь на тех основных этапах, которые предполагают наличие специфических для данной отрасли аспектов. Первичное согласование между сторонами основных договорных положений по предполагаемой сделке находит документальное выражение, как правило, в двустороннем протоколе о намерениях (Memorandum of Understanding), в котором стороны фиксируют свое согласие по таким вопросам как объект договора, сроки, цена и порядок осуществления расчетов, конфиденциальность и т.д. Стоит отметить, что на данном этапе стороны не возлагают друг на друга какие-либо обязательства, а скорее закладывают лишь основы для последующих этапов трансакции. Несмотря на то, что протокол о намерениях не имеет обязательной силы, стороны могут достичь согласия, что определенные положения будут иметь обязательный характер. Как правило, такой статус придается положениям, регулирующим вопрос конфиденциальности и эксклюзивности. После того как была выражена взаимная заинтересованность сторон в сделке, осуществляется всесторонняя проверка объекта юридическими и финансовыми консультантами покупателя. Останавливаясь на юридической специфике приобретения ритейл-сети, следует отметить следующую особенность: по сути, покупатель приобретает торговые помещения и налаженные договорные связи с поставщиками. Такое приобретение осуществляется путем покупки корпоративных прав. Специфической особенностью обладает также корпоративная структура ритейл-сети. Наиболее распространенным вариантом является создание холдинга, основывающегося на географическом принципе. С целью диверсификации риска и оптимизации корпоративного управления создаются хозяйственные общества (как правило, ООО), каждому из которых либо на праве собственности, либо на основании аренды принадлежит одно или несколько торговых помещений в определенном населенном пункте. Соответственно, чем больше сеть, тем больше хозяйственных обществ входит в состав холдинговой группы, возглавляемой материнской компанией (как правило, существующей в форме ЗАО). В процессе осуществления юридической проверки компании, выступающей в качестве объекта продажи, перед консультантами стоит огромное количество задач. Одной из таких задач является оценка юридических рисков и определение их значимости для будущего владельца и его бизнеса. К наиболее важным аспектам можно отнести подтверждение права собственности продавца на отчуждаемые им ценные бумаги или корпоративные права, законное и неоспоримое право собственности (или аренды) компаний группы на торговые помещения, надежность договорных правоотношений с основными поставщиками, особенности кредитов и характер их обеспечения и т.д. Результаты проверки находят должное отражение и в самом договоре купли-продажи, и, как правило, влияют на формирование цены. В результате подписания договора купли-продажи начинается завершающий этап, связанный с оформлением перехода права собственности от продавца к покупателю. Характер и продолжительность мероприятий, осуществляемых на данном этапе, могут значительно разниться в зависимости от деталей трансакции. Подытоживая, отметим, что слияния или поглощения ритейл-сетей имеют ряд особенностей, продиктованных практикой и правилами ведения бизнеса в данном секторе. Для успешного осуществления сделки юридические консультанты участников трансакции, помимо профессионализма, должны обладать специфическими знаниями и пониманием механизма работы отраслевого бизнеса.