Commercial Property №9 (86) октябрь 2010
В начале октября в Киеве по ул. Контрактовая площадь, 2/1 открылась первая в Украине пиццерия одной из крупнейших международных сетей Domino’s Pizza (США). Развитием сети на территории страны занимается украинская компания «Доминос Пицца Юкрейн», имеющая эксклюзивные права на франшизу. Учитывая любовь украинских потребителей к «неукраинской» еде, в частности, к пицце, можно предположить, что у оператора не будет проблем с завоеванием благосклонности клиентов. Тем не менее, очевидно, что у компании могут возникнуть проблемы иного характера, среди которых – поиск соответствующих формату Domino’s Pizza качественных помещений. Однако оператор настроен оптимистично, по крайней мере, у нас сложилось такое впечатление в ходе общения с Андреем Романенко, генеральным директором компании «Доминос Пицца Юкрейн».
Текст: Катерина Нетименко
Пиццерия Domino’s Pizza по ул. Контрактовая площадь, 2/1, Киев
фото: «ДОМИНОС ПИЦЦА ЮКРЕЙН»
Расскажите о политике развития сети Domino’s Pizza в мире – приоритетах и текущих планах.
Компания Domino’s Pizza успешно развивается с 1960 года, доставляя пиццу менее чем за 30 минут в более чем 60 странах мира. Восточная Европа не является исключением. В 2010 году первые пиццерии Domino’s открылись в Румынии и Украине. В ближайшие несколько лет Domino’s Pizza откроется и в других восточноевропейских странах. Основная задача на этом этапе – найти серьезного и амбициозного партнера, который будет на 100% сконцентрирован на развитии сети в регионе.
С какими рынками Вы можете провести параллель в отношении Украины в плане развития Вашей сети?
Каждый рынок уникален, так же как уникальны люди этих стран. Учитывая большой опыт Domino’s Pizza по всему миру, компания смело смотрит в будущее развития сети в Украине. Очень важно, что наряду со стандартами, которые неизменны в Domino’s Pizza (требования к качеству и безопасности продукции, время доставки, фирменный стиль пиццерий и др.), также существуют адаптированные под конкретный рынок стандарты, что позволяет более оперативно и успешно развивать сеть.
Открытие одной пиццерии Domino’s обходится в среднем в $170-220 тысяч
фото: IS
Назовите сети, которые Вы считаете конкурентами Domino's Pizza на украинском рынке.
Domino’s Pizza в мире конкурирует в основном с компаниями глобального масштаба, которые не представлены в Украине на данный момент. Могу сказать, что украинский рынок пиццерий и, особенно, доставки пиццы еще не сформировался окончательно – он не организован и не структурирован. Многие игроки пытаются быть одновременно и в сегменте кафе/рестораны, и в quick service, и, сверх того, предлагают своим клиентам блюда японской, украинской и других кухонь одновременно. Domino’s Pizza концентрирует 100% внимания на быстрой доставке и высоком качестве пиццы. Наша компания – лидер по доставке пиццы в мире. Конечно, в каждой стране приходится встречать местные сети пиццерий, которые уже зарекомендовали себя, и было бы неправильно не считаться с ними. Но на данный момент мне сложно назвать конкурентом какую-либо локальную сеть пиццерий в Украине, учитывая качество продукции Domino’s Pizza и предоставляемый сервис.
Расскажите о требованиях, предъявляемых оператором Domino's Pizza к месторасположению и характеристикам помещений для пиццерий в мире и в Украине в частности.
Оператором разработана четкая программа оценки помещения, на основании которой оно получает аккредитацию А, В или С. Согласно плану развития, мы понимаем, когда и какого класса помещения нам необходимы, и принимаем соответствующее решение. Конечно, реалии в Украине, и в Киеве в частности, не всегда поддаются такому четкому анализу. Площадь помещения пиццерии Domino’s Pizza должна составлять 100-120 м2. Оно должно быть оснащено коммуникациями (электричество, вода, канализация, вытяжная система, др.). Отдельное внимание мы уделяем визуализации помещения: наша пиццерия – это основное рекламное сообщение для потребителя.
Вы отдаете предпочтение аренде или правам собственности на помещение, где размещаются пиццерии?
Однозначной позиции в этом вопросе нет и, по моему мнению, не может быть. Рынок недвижимости в Киеве не организован: предложения по аренде/продаже расположенных в непосредственной близости друг от друга помещений могут существенно отличаться. Все предложения рассматриваются в индивидуальном порядке, и принимается более выгодный для компании вариант.
Пользуетесь ли Вы услугами брокерских/консалтинговых компаний по поиску площадей в Украине?
Да, мы работаем в этом направлении как самостоятельно, так и при помощи специализирующихся на поиске помещений компаний.
Предполагает ли политика компании организацию рекламной и промо-кампании с целью ознакомления потребителей и популяризации брэнда Domino's Pizza в Украине?
На начальном этапе мы планируем преимущественно промо-кампании, направленные на торговую зону каждой пиццерии в отдельности. Например, жители Подола и люди, работающие в этом районе, регулярно получают от нас специальные предложения. Эта практика полностью оправдывает себя на других рынках и является довольно эффективной в Киеве.
В течение ближайших пяти лет в Украине планируется открытие 50 пиццерий Domino’s
фото: IS
Расскажите о приоритетах компании в вопросе расположения собственных заведений: открытие отдельно стоящих пиццерий или в структуре торговых объектов.
Мы рассматриваем любые варианты: главное, чтобы они были в рамках необходимых требований Domino’s Pizza. Однозначно не много шансов имеет помещение, находящееся на 4 этаже торгового центра, где нашим экспертам по доставке каждый раз придется тратить 10 минут, чтобы добраться от пиццерии к своему транспорту. Ведь мы выполняем заказ за 30 минут, и этот вариант с месторасположением существенно уменьшит зону доставки, которую сможет обслуживать данная пиццерия.
Сравните условия аренды, которые компания принимает на украинском и зарубежных рынках. Насколько адекватными являются арендные ставки в Украине по отношению к качеству и месторасположению помещения?
Я считаю, что некорректно сравнивать только арендные ставки, необходимо анализировать все в комплексе. Например, если мы возьмем арендные ставки пиццерии в центре Нью-Йорка и не примем во внимание покупательную способность жителей этого района, анализ будет некорректным. В Украине, и в Киеве в частности, есть компании, которые в погоне за количеством точек забывают об их эффективности и тем самым регулярно дестабилизируют рынок. Мне кажется, что кризис уже научил многих владельцев недвижимости, что намного ценнее заключить договор с серьезной, стабильной компанией, чем краткосрочная прибыль, постоянный поиск новых арендаторов и, соответственно, неуверенность в завтрашнем дне. Я вижу множество возможностей для развития в Украине, которые подтверждаются реальными предложениями. Укажите объем инвестиций, необходимый для открытия одного ресторана сети.
Как Вы считаете, чем обусловлена разница в объеме инвестиций на различных рынках?
Открытие пиццерии Domino’s обходится в среднем в $170-220 тысяч. Естественно, в каждой стране есть своя специфика: где-то оплата строительных работ выше, но это компенсируется отсутствием необходимости транспортировать и сертифицировать оборудование, где-то все наоборот. В странах, где Domino’s Pizza работает уже более 20 лет, все процессы оптимизированы, и это может дать определенную экономию при открытии новой пиццерии. Однако, как правило, общая сумма инвестиций находится в этих пределах. Меня в первую очередь волнует не сама сумма инвестиций, а их эффективность, и в этом плане Domino’s Pizza имеет, наверное, идеальное соотношение. Недаром более 4 тысяч франчайзи в США выбрали именно Domino’s. Domino's Pizza
Какие источники финансирования использует оператор для развития сети в мире и в частности в Украине?
На данный момент в мире и в Украине существует такое множество источников финансирования, что этот вопрос постепенно теряет свою актуальность. Учитывая стабильность компании и ее рост в последние годы, в этом вопросе мы не видим причин для беспокойства.
В каких городах Domino’s Pizza планирует последующие открытия в Украине?
Киев является для нас приоритетным месторасположением, но мы не исключаем появление Domino’s Pizza в других городах Украины: в течение ближайших пяти лет мы планируем открыть 50 пиццерий в стране.
Какие рынки по итогам 2009 года показали наибольшую прибыль в расчете на один ресторан сети?
Мне кажется, что наибольшим достижением Domino’s Pizza являются результаты, показанные в США. При помощи промо-кампании «Новая и Улучшенная» Domino’s Pizza перевернула рынок пиццы в Америке «с ног на голову». Этот факт особенно впечатляет, если учесть, насколько рынок Америки насыщен предприятиями общественного питания и пиццериями. То, что это произошло в год, когда компания празднует 50-летний юбилей, вдвойне усиливает мое личное восхищение данным фактом.
АНДРЕЙ РОМАНЕНКО
фото: «ДОМИНОС ПИЦЦА ЮКРЕЙН»
Год рождения: 1978
Место рождения: Петропавловск-Камчатский (Россия)
Место жительства: Киев (Украина)
Занимаемая должность: генеральный директор «Доминос Пицца Юкрейн»
Карьера: опыт работы в сегменте общественного питания более 13 лет, в том числе в крупных международных компаниях
Семейный статус: женат, двое детей
Хобби и увлечения: спорт (футзал), йога.
DOMINO’S PIZZA
фото: IS
Domino’s Pizza – одна из крупнейших в мире сетей по продаже пиццы, основанная Томом и Джеймсом Монаганами, которые начали свой бизнес с приобретения пиццерии DomiNick’s в штате Мичиган (США) в 1960 году. В 1965 году пиццерия была переименована в Domino’s Pizza. На сегодняшний день сеть Domino’s Pizza представлена в 61 стране мира и включает 9169 заведений (франчайзинговые и собственные). По результатам 2009 года продажи сети превысили $5,6 миллиарда, в том числе продажи на внутреннем рынке составили около $3,1 миллиарда и более $2,5 миллиарда на зарубежных рынках. Оборот сети по итогам III квартала 2010 года составил около $1,4 миллиарда: $747 миллионов приходится на рынок США и более $650 миллионов – на зарубежные рынки.
Центральный офис Domino’s Pizza находится в городе Энн Арбор (Мичиган, США).
Основными конкурентами Domino’s Pizza на мировом рынке являются сети Pizza Hut (американская сеть, в которую входит около 10 000 ресторанов в более 90 странах мира), Papa John’s (американская сеть пиццерий, представленная 3100 ресторанами в 30 странах мира), др.
В 2009 году репутация компании Domino’s Pizza сильно пострадала в результате выложенного на YouTube ролика о, мягко говоря, некачественном приготовлении пиццы сотрудниками компании-франчайзи в США. Убытки от оттока клиентов были оценены в более чем $50 миллионов. Компании пришлось прокомментировать ситуацию и серьезно задуматься над вопросом улучшения репутации. Отныне Domino’s Pizza тщательно следит за сообщениями в сети Интернет, касающихся ее пиццерий.