COMFY: «Рынок по-прежнему высококонкурентный»

Commercial Property №4 (152) апрель 2016

ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ ИГОРЯ ХИЖНЯКА, ОПЕРАЦИОННОГО ДИРЕКТОРА СЕТИ СУПЕРМАРКЕТОВ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ COMFY, О НОВОМ ПРОЕКТЕ РЕФОРМАТИРОВАНИЯ МАГАЗИНОВ В УКРАИНЕ.

Текст: Татьяна Антонюк

 

Игорь Хижняк, операционный директор сети супермаркетов бытовой техники и электроники COMFY 
ФОТО: COMFY

Как компании удается удерживать высокие темпы развития сети COMFY, несмотря на сложный для отрасли ритейла период?

Сегодня COMFY занимает треть сетевого рынка бытовой техники и электроники Украины. Поддерживать темпы развития нам позволяет высокая операционная эффективность. Так, мы уделяем большое внимание результативности каждого торгового объекта и очень скрупулезно подходим к открытию новых магазинов: внимательно изучаем локацию, просчитываем трафик, анализируем выручку, ведем переговоры по аренде и условиям вхождения в объект, оцениваем инвестиции, чтобы уже на этапе принятия решения о запуске магазина быть уверенными в его прибыльности. По итогам года мы анализируем каждый объект сети, и если магазин по каким-то причинам становится неэффективным, то принимаем решение о его закрытии. Для нас важно, чтобы каждый супермаркет приносил компании прибыль.

Каковы итоги 2015 года для Вашей компании в сравнении с 2014-м?

На протяжении последних пяти лет мы поддерживаем устойчивый тренд прироста выручки по отношению к предыдущему году. 

В 2014 году мы потеряли значительную часть бизнеса из-за закрытия магазинов в Крыму, Донецкой и Луганской областях, что составляет почти четверть сети. Однако уже в 2015-м сеть COMFY выросла на 17 новых магазинов, став лидером по количеству открытий среди ключевых игроков рынка. 

Как изменилась конкурентная среда на украинском рынке бытовой техники и электроники в результате кризиса 2014-2015 годов? 

Рынок по-прежнему очень высококонкурентный, в стране существует несколько крупных сетевых игроков и Интернет-магазинов. Покупатель очень требователен в вопросах сервиса, технологий, ориентируется в справедливой цене. Рынок бытовой техники и электроники требует высоких инвестиций как в Интернет-, так и традиционную рекламу. Чтобы оставаться на лидирующих позициях, ритейлерам сегодня необходимо быть очень быстрыми в принятии решений и ведении бизнеса, технологичными, затратоэффективными, хорошо чувствовать актуальные и предвидеть перспективные потребности клиентов.

 

В 2015 году оператор сети COMFY запустил новый проект реформатирования магазинов. До конца текущего года компания намерена обновить все 75 своих объектов
ФОТО: COMFY

Как изменились в этот период условия работы компании COMFY с арендодателями? 

В работе с арендодателями мы всегда стремимся найти наиболее взаимовыгодные партнерские условия. В текущей ситуации на рынке наиболее выгодным вариантом отношений, по нашему мнению, является арендная ставка в формате процента от товарооборота, который стимулирует заинтересованность обеих сторон в успехе локации. 

Расскажите о новом проекте реформатирования сети COMFY. Когда и почему было принято решение об изменении торговых точек? 

COMFY – единственная компания на рынке, которая постоянно обновляет формат и заботится о том, чтобы магазины выполняли функцию генератора трафика для торгового центра. Мы следим за тем, чтобы магазины были современными, технологичными, соответствовали ожиданиям и быстро меняющимся тенденциям покупательского поведения. Для этого каждые пять лет проводится масштабное реформатирование и раз в два года – обновление всех магазинов. 

Учитывая темпы развития технологий, проникновения Интернета и формирования культуры онлайн-покупок в украинском обществе, мы искали тот формат, который был бы наиболее интересен современным покупателям. В новой мультиканальной концепции магазина COMFY мы объединили возможность широкого онлайн-выбора и получения исчерпывающей информации о товарах в сочетании с комплексом услуг, консультацией и сервисом розничного магазина. Наша цель – сделать процесс покупки простым и удобным. 

Какие компании участвовали в разработке этого проекта? 

Новый формат COMFY – это совместная работа нашей команды и немецкой компании IDNT.

 

Каждые пять лет оператор сети COMFY проводит масштабное реформатирование и раз в два года – обновление всех магазинов 
ФОТО: COMFY

Какие изменения претерпят магазины COMFY в рамках реформатирования? 

Магазины стали более инновационными и комфортными. Мы постарались создать обстановку открытости и доброжелательности в сочетании с интерактивностью формата. В частности, было изменено зонирование магазинов. Легкая и интуитивная навигация, низкий уровень напольных стеллажей и более эргономичное размещение товаров на полках дают ощущение пространства и обеспечивают хорошую видимость внутри помещения. 

Инновационный подход подчеркнут также и в дизайне. Так, были обновлены визуальный стиль, концепция освещения и рекламно-информационная система. В оформлении использованы новые материалы, в том числе дерево, а также более разнообразная цветовая гамма. Стены наших магазинов оформлены работами молодых украинских художников. 

Обновленные магазины оснащены современным оборудованием. Так, мы оборудовали виртуальные витрины интерактивными сенсорными экранами, которые можно расположить под любым углом и использовать как планшет или как стационарный компьютер с клавиатурой и мышью. Выбрать и заказать товары из электронного каталога посетители могут самостоятельно или с помощью продавца-консультанта. Здесь же можно сравнить различные модели, посмотреть видеообзоры, почитать отзывы других покупателей. Вся сервисная зона расположена по принципу «единого узла» и оборудована мягкой мебелью, где можно подождать, пока оформляется кредит или настраивается приобретенная техника, др. 

Также в рамках реформатирования мы улучшили отдел цифровых гаджетов, повысили уровень сервиса и расширили товарную матрицу за счет современных гаджетов, аксессуаров к ним, а также за счет кухонной техники.

Планируете ли Вы адаптировать ранее открытые объекты сети COMFY в соответствии с новым форматом? 

Пилотный проект реформатирования, запущенный в декабре прошлого года, показал хороший результат, и мы приняли решение масштабировать его. Обновленные магазины демонстрируют прирост выручки и высокую эффективность. 

На сегодняшний день реформатировано порядка 10 объектов в Киеве, Днепропетровске, Запорожье и Одессе. До конца текущего года мы планируем обновить всю сеть COMFY, которая насчитывает 75 магазинов. 

Недавно компания COMFY провела конкурс для молодых художников COMFY ART PRIZE. Расскажите об условиях конкурса. Как будут задействованы победители в рамках проекта реформатирования сети? 

К участию в конкурсе мы пригласили молодых художников, которые работают в области цифрового искусства. Это наш совместный проект с компанией Art Management, цель которого – вынести искусство за рамки привычной среды галерей и сделать его доступным для украинцев. Проект помогает молодым художникам знакомить много-миллионную аудиторию со своим творчеством, а также играет образовательную роль для широкой общественности: приходя в магазин COMFY, у покупателя есть возможность прикоснуться к современному искусству. Откровенно говоря, мы даже не ожидали, что интерес к проекту будет настолько высоким. За месяц конкурсного отбора мы получили 2700 работ из 102 городов Украины.

В контексте реформатирования сети мы разместим работы 55 финалистов в обновленных магазинах COMFY. Для этих целей в каждом магазине предусмотрено 12 м2 для инсталляции работ. Мы также планируем организовать мобильную выставку работ и провести роуд-шоу по различным городам Украины. 

 

В 2016 году оператор COMFY планирует усилить работу с Интернет-аудиторией 
ФОТО: COMFY 

Насколько мультиканальный способ работы сети в настоящее время востребован потребителями? 

Уровень проникновения Интернета в Украине растет. Мультиканальная схема продаж пользуется большой популярностью среди покупателей и набирает обороты с каждым годом. Более 70% украинцев делают первый шаг к выбору товара через поиск в Интернет-магазине и завершают его покупкой в розничной сети. Немалую роль оказывает и call-центр, сотрудники которого помогают ответить на все вопросы касательно товара, способов оплаты и получения заказа. 

На наш взгляд, мультиканальная схема взаимодействия с покупателем внесла значительный вклад в развитие компании и усилила каждый из каналов. Безусловно, существующая доля онлайн-продаж COMFY еще не достигла «потолка». Мультиканальная модель позволяет нам быть везде, где удобно клиенту, совершать покупки через смартфон или планшет, стационарный компьютер. При этом большинство наших Интернет-покупателей предпочитают забрать заказ из ближайшего магазина. 

Расскажите о планах по развитию сети COMFY. Какие регионы Вы рассматриваете как наиболее перспективные для открытия магазинов в ближайшей перспективе? 

Мы рассматриваем все возможности для развития на сегодняшний день, отслеживаем и оцениваем новые торговые центры или доступные качественные площадки в любом городе Украины, в первую очередь, в городах, где компания еще не присутствует. В случае, если локация и условия позволят новому объекту быть эффективным, планируем открытие. 

В текущем году, учитывая тренды покупательского поведения, мы планируем усилить работу с Интернет-аудиторией, использовать новые каналы коммуникации, наиболее удобные покупателям. Важным направлением станет развитие глубокой аналитики для персонализированных предложений различным сегментам покупателей, индивидуальный подход в обслуживании и улучшение клиентского опыта. 

Какие Ваши прогнозы относительно развития рынка бытовой техники и электроники в Украине в текущем году? 

В 2016 году этот рынок останется примерно на уровне прошлого года в гривневом эквиваленте, что будет обусловлено ростом средней цены на продукцию. При этом сегмент продемонстрирует падение количества проданных единиц товара на уровне 5-10%, что будет наблюдаться равномерно по всем видам техники. Конкуренция между операторами усилится, что, возможно, приведет к уходу с рынка неэффективных игроков.