«Чрезвычайная» архитектура Сигэру Бана

Commercial Property №4 (128) апрель 2014

С ИМЕНЕМ ЯПОНСКОГО АРХИТЕКТОРА СИГЭРУ БАНА (SHIGERU BAN), ЛАУРЕАТА ПРИТЦКЕРОВСКОЙ ПРЕМИИ 2014 ГОДА, АССОЦИИРУЕТСЯ ТЕРМИН «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ» АРХИТЕКТУРА, КОТОРЫЙ, ОДНАКО, НЕ ИМЕЕТ НИЧЕГО ОБЩЕГО СО СВЕРХКРЕАТИВНОСТЬЮ И ЭКСТРАВАГАНТНОСТЬЮ. ЗАДАЧА ТАКОГО РОДА АРХИТЕКТУРЫ – РЕАГИРОВАТЬ НА ЭКСТРЕННЫЕ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ И СОЗДАВАТЬ ПРАКТИЧНЫЕ И ДЕШЕВЫЕ ЗДАНИЯ ИЗ ПЕРЕРАБАТЫВАЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ В МАКСИМАЛЬНО СЖАТЫЕ СРОКИ. ВМЕСТЕ С ТЕМ, В ПОРТФЕЛЕ СИГЭРУ БАНА ИМЕЕТСЯ МНОГО СОВРЕМЕННЫХ ПРОЕКТОВ, КОТОРЫЕ, ОДНАКО, НЕ ЛИШЕНЫ ВОСТОЧНОЙ ТЕНДЕНЦИИ К МИНИМАЛИЗМУ.

Текст: Ванда Андриевская

 

Музей современного искусства и театр «Центр Помпиду-Мец» в городе Мец, Франция. ФОТО: IS 

Уже который год подряд жюри Притцкеровской премии удостаивает наивысшей награды архитекторов с Дальнего Востока: так, лауреатом премии 2012 года стал Ванг Шу (Китай), 2013 года – Тойо Ито (Япония). В 2014-м им стал 56-летний архитектор из Японии Сигэру Бан. Его проекты в целом характеризуются наличием элементов классической японской архитектуры, однако с интерпретацией в свете западных тенденций; они отличаются элегантностью и инновационностью, но при этом лишены дорогостоящих технологий. 

Для каждого элемента архитектуры Сигэру Бан находит интересное решение из широкого ряда инструментов, основанных на структуре, материалах, внешнем виде, др. Все эти техники направлены на создание максимально комфортных для пребывания зданий. Сигэру Бан известен благодаря оригинальности и непосредственности архитектурных идей, которые не сводятся исключительно к популярным среди современных архитекторов высокотехнологичным решениям.

Японский павильон на международной выставке Expo 2000 в Ганновере (Германия). ФОТО: IS 

В течение последних двадцати лет Сигэру Бан побывал во многих уголках мира – местах природных и техногенных катастроф, где ему довелось работать с местными жителями, волонтерами и студентами с целью строительства простых, недорогих и в то же время достойных жилых и общественных зданий для жертв стихийных бедствий. Именно социальную работу в сфере архитектуры Сигэру Бан считает своей главной заслугой, за которую он, в частности, был удостоен Притцкеровской премии. «Получение этой премии является большой честью, но, вместе с этим, я должен быть осторожен. Мне нужно прислушиваться к людям, с которыми я работаю над частными либо социально значимыми проектами. Я воспринимаю данный приз как поощрение продолжать делать то, что я делаю, и расти в своем архитектурном профессионализме», – прокомментировал Сигэру Бан. 

В арсенале созданных проектов у Сигэру Бана имеются здания штаб-квартир, музеев, концертных и выставочных залов, объектов общественного назначения, жилых домов, др. Большинство из них появились как результат работы архитектурного бюро Shigeru Ban Architects (основано в 1985 году). В настоящее время АБ имеет офисы не только в Токио (Япония), но также в Париже (Франция) и Нью-Йорке (США).

БОЛЬШЕ ДЕРЕВА, МЕНЬШЕ МЕТАЛЛА

 

Жилой дом с торговыми помещениями Shutter House, Нью-Йорк, США. ФОТО: IS 

Работы архитектора Сигэру Бана демонстрируют отказ от высокотехнологичных материалов в пользу легко перерабатываемых и натуральных. Отличительная черта его архитектурного почерка – применение деревянных материалов, таких как картонные трубы, дощатоклеенный бамбук, деревянные структуры, соединенные без помощи металлических крепежей, др. 

Еще в 1986 году японский архитектор обнаружил существенные финансовые и технические преимущества картонных труб, которые являются результатом вторичной переработки и легко поддаются обработке при строительстве. Самое главное, что их использование соответствует стандартам «зеленого» строительства, которому Сигэру Бан оставался верным на протяжении своей профессиональной карьеры. 

Использование картонных труб при строительстве зданий вызвало широкий интерес у заказчиков и девелоперов. Так, Сигэру Бан построил из данного материала японский павильон на международной выставке Expo 2000 в Ганновере (Германия). Павильон представлял собой сооружение длиной 75 метров и высотой 15 метров, созданное полностью из картонных труб. По завершению выставки эти строительные материалы подверглись вторичной переработке.

Офисное здание Tamedia в Цюрихе (Швейцария). ФОТО: IS 

В 2013 году состоялось открытие офисного здания Tamedia в Цюрихе (Швейцария), спроектированного Сигэру Баном по заказу и под нужды швейцарской медиакомпании Tamedia. Реализация проекта Tamedia началась в 2009 году. Офисное здание представляет собой 7-этажное сооружение общей площадью 8900 м2, где могут разместиться 480 сотрудников. Фасад здания состоит из стекла и поддерживается деревянной несущей конструкцией, для которой было использовано 2000 м3 переработанной еловой древесины. Эта конструкция выполняет несущую функцию без дополнительных стальных креплений. Стеклянный фасад способствует проникновению максимального количества дневного света во внутрь сооружения и созданию спокойной атмосферы. 

Еще одним ярким примером архитектурного стиля Сигэру Бана можно назвать «Центр Помпиду-Мец» (фр. – Centre Pompidou-Metz) в городе Мец (Франция). Сооружение представляет собой филиал «Центра Помпиду» в Париже и включает в себя музей современного искусства и театр. 

Строительство объекта началось в 2006 году и завершилось в 2010-м. По своей структуре «Центр Помпиду-Мец» напоминает крупный шестигранник, состоящий из трех прямоугольных галерей. Из окон галерей открывается вид на главные достопримечательности города. 

Крыша является главной особенностью здания: по своей форме она напоминает широкополую китайскую шляпу, изогнутую в разных местах. Поддерживающая конструкция для крыши состоит из 16 километров дощатоклеенных брусьев, которые образуют внешние колонны. Сама крыша покрыта тефлоновыми стеклопластиковыми мембранами, которые пропускают внутрь достаточное количество естественного света.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВЫБОРУ МАТЕРИАЛОВ

 

Жилой дом Curtain Wall House в Токио (Япония), для создания стен которого были применены текстильные материалы. ФОТО: IS 

Члены жюри Притцкеровской премии отметили экспериментальный подход Сигэру Бана к использованию в качестве материалов бумажные трубы и морские контейнеры, а также его творческий подход к использованию нетрадиционных материалов в архитектуре: бамбука, ткани, бумаги, переработанного пластика, др. 

В 1995 году Сигэру Бан по заказу частного клиента создал дом с тканевыми стенами (Токио). Особого внимания заслуживает такая работа архитектора как «Голый дом» (Naked House, 2000 год) в городе Сайтама, Япония. Здание состоит из деревянных опор, а его внешние стены покрыты рифленым и белым акриловым пластиком. 

В числе работ Сигэру Бана имеются также более традиционные для сегмента коммерческой недвижимости объекты. Одним из них можно назвать офисное здание Nicolas G. Hayek Center в Токио, которое служит головным офисом компании Swatch Group Japan. Это 14-этажное сооружение, передняя часть фасада которого закрыта ставнями высотой в несколько этажей. Ставни могут подниматься, полностью открывая внутреннее пространство здания. 

В 2005 году архитектор придумал, как эффективно использовать старые контейнеры для транспортировки товаров. Из них в 2005 году Сигэру Бан построил в Нью-Йорке так называемый «Кочующий музей», который можно легко разобрать и переместить в другое место. За несколько лет своего существования музей перекочевал из Нью-Йорка в Санта-Монику (штат Калифорния, США), а затем в Токио.

«ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ» АРХИТЕКТУРА 

Сигэру Бана можно назвать родоначальником нового стиля – «чрезвычайной» архитектуры (emergency architecture), задача которой состоит в том, чтобы реагировать на экстренные ситуации и создавать здания в максимально сжатые сроки. Речь идет о застройке регионов, пострадавших от катастроф. Задачей «чрезвычайной» архитектуры является строительство дешевых жилых домов из перерабатываемых материалов и легкость их утилизации. 

Архитектуру Сигэру Бана заслуженно называют «устойчивой» и щадящей по отношению к окружающей среде, на что сам архитектор отвечает: «Когда я начал работать в этом направлении почти тридцать лет назад, никто даже не говорил об охране окружающей среды. Но такой способ создания архитектуры уже тогда был для меня естественным. Я всегда был заинтересован в низкой стоимости строительства и использовании местных и переработанных материалов». 

В 1995 году Сигэру Бан построил из картонных труб «Бумажный дом» (Paper Log House) для вьетнамских беженцев в Кобе (Япония).

О ПРЕМИИ 2014 ГОДА 

Cигэру Бан стал седьмым японским архитектором, удостоившимся Притцкеровской премии – первыми шестью архитекторами стали Кензо Танге в 1987 году, Фумихико Маки в 1993 году, Тадао Андо в 1995 году, команда Кадзуо Седзимы и Руйе Нишизавы в 2010 году, и Тойо Ито в 2013 году. 

Церемония награждения Притцкеровской премии состоялась 13 июня 2014 года в Государственном музее в Амстердаме, Нидерланды. 

Жюри Притцкеровской премии, которое выбрало лауреата 2014 года, возглавляет Лорд Петер Палумбо, всемирно известный лондонский покровитель архитектуры, председатель совета попечителей Serpentine Gallery, бывший председатель Совета искусства Великобритании, бывший председатель фонда Tate Gallery Foundation. Также в состав жюри Притцкеровской премии 2014 гола вошли (в алфавитном порядке): Алехандро Аравена (Alejandro Aravena), архитектор и исполнительный директор Elemental в Сантьяго (Чили); Стивен Брейер (Stephen Breyer), судья Верховного суда США, штат Вашингтон; Глен Маркутт (Glenn Murcutt), архитектор и лауреат Притцкеровской премии 2002 года из Сиднея (Австралия); Юнг Хо Ченг (Yung Ho Chang), архитектор и преподаватель, Пекин (Китай); Юхани Палласмаа (Juhani Pallasmaa), архитектор, профессор и автор из Хельсинки (Финляндия); Рейтан Тейта (Ratan N. Tata), почетный председатель Tata Sons, холдинговой компании Tata Group в Мумбаи (Индия); Кристин Файрайс (Kristin Feireiss), куратор архитектуры, писатель, редактор из Берлина (Германия). Марта Торне (Martha Thorne), замдекана по внешним отношениям IE School of Architecture & Design (Мадрид, Испания), является исполнительным директором Премии.

БИОГРАФИЯ

 

ФОТО: IS 

Сигэру Бан (Shigeru Ban) родился в Токио (Япония) 5 августа 1957 года. 

В 1977 году Сигэру Бан проходил обучение в Институте архитектуры в Северной Калифорнии (Southern California Institute of Architecture) в США, который окончил в 1980 году. Позже он посещал архитектурную школу Cooper Union's School of Architecture, где его наставником стал американский архитектор Джон Хейдук (John Hejduk). В школе Сигэру Бан познакомился со своим будущим коллегой по работе – Дином Малцом (Dean Maltz), который в настоящее время выступает партнером архитектурного бюро Shigeru Ban Architects. 

Окончив в 1984 году архитектурную школу со степенью бакалавра архитектуры, Сигэру Бан отправился в путешествие по Европе, где ему впервые довелось познакомиться с современной европейской архитектурой. Особое впечатление на будущего архитектора произвели работы финского архитектора Алвара Аалто. 

В 1985 году Сигэру Бан основал собственную мастерскую Shigeru Ban Architects в Токио. В первый год своей работы он занимался организацией и дизайном выставок для других известных архитекторов, а в дальнейшем, в течение почти 10 лет, проектировал частные дома. 

В 1994 году архитектор на добровольных началах спроектировал ряд зданий для руандских и вьетнамских беженцев. По его инициативе годом позже было организовано общество архитекторов-волонтеров NGO, которое оказывает помощь по созданию и восстановлению сооружений в случае природных катаклизмов. 

В 2000-х годах бюро Shigeru Ban Architects все чаще начали поступать заказы на строительство коммерческих и социальных объектов. Так, в 2004 году архитектурное бюро выиграло тендер на проектирование музея «Центр Помпиду-Мец» (Франция). Сразу после реализации данного проекта Сигэру Бан открыл офис своего бюро во Франции. 

В период с 2006 по 2009 годы Сигэру Бан был членом жюри Притцкеровской премии.