Быстромонтируемые здания: преимущество технологии


БМЗ: ОСОБЕННОСТИ И СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ
Ключевыми параметрами, определяющими преимущества БМЗ по сравнению с традиционными технологиями, являются срок строительства и его стоимость. Несмотря на большое количество факторов влияния (площадь и специфика объекта, сложность конструкции, условия строительства и т.д.), все эксперты отмечают, что возведение БМЗ занимает намного меньше времени, чем стандартное строительство аналогичного по своей функциональности и объему объекта. Так, по данным Игоря Плисенко, директора по продажам компании «Каркас», монтаж здания площадью 1000 м2 занимает 3-4 недели, площадью 3000 м2 – 5-6 недель, и 15 тысяч м2 – 5 месяцев.
Константин Иванов, директор компании Llentabhallen, приводит аналогичные данные: «В среднем 1000 м2 возводится за 4-5 недель, 5000 м2 – за 10 недель, 10 000 м2 – 12-14 недель».
Сжатые сроки строительства и незначительное количество необходимых работников («монтажная бригада включает от 5 до 12 человек», – говорит Константин Иванов) позволяют значительно сократить расходы на оплату услуг по монтажу. На удешевление строительства влияет упрощенная и стандартизированная технология монтажа, менее дорогие строительные материалы, а также более низкие затраты по их доставке на строительную площадку. Эксперты отмечают значительное влияние на стоимость строительства БМЗ таких факторов, как толщина утеплителя, применяемые материалы, виды покрытий, размерность и, в первую очередь, высота здания (при увеличении высоты необходимо увеличение несущей способности колонн в связи с повышением ветровых нагрузок на всю конструкцию), комплектация (здание, где все стены оборудованы большим количеством ворот, будет значительно дороже аналога с одним или двумя въездными порталами) и т.д.
Игорь Плисенко отметил, что все здания индивидуальны и информация о стоимости квадратного метра будет некорректной, так как на рынке отсутствуют общие критерии сравнения: «Цены 100 евро за 1 м2 от одной компании и 250 евро 1 м2 от другой могут иметь отношение к абсолютно разным объектам и комплекту материалов. При равных условиях цены разных поставщиков могут отличаться в пределах 10-15% в зависимости от преимуществ той или иной технологии на конкретном объекте». Однако в целом модульное здание обходится девелоперу на 30-40% дешевле, чем строительство, выполненное с использованием традиционных материалов и по традиционной технологии. Так, по словам Константина Лищука, главного инженера направления Halls Ruukki Construction компании Ruukki, стоимость материалов 1 м2 по пятну здания БМЗ со следующими характеристиками: пролет – 18-24 метра , высота – 4-5 метров, толщине минераловатного утеплителя 120 мм на кровле, и толщине минераловатного утеплителя на стенах – 100 мм, – на сегодняшний день составляет порядка 110 евро. Арно Клайбрук, региональный менеджер компании Remco Ukraine, отмечает, что вопрос относительно стоимости БМЗ является наиболее часто задаваемым и наиболее сложным: «Цена определяется множеством факторов. Так, здание площадью 2 500 м2 с 20 электроворотами, 120 мм изоляции в крыше и 100 мм в стене будет более дорогим, чем здание такой же площади, но на 2 метра ниже и со 100 мм и 80 мм изоляции соответственно. Тем не менее, можно сказать, что материалы для БМЗ стоят от 80 до 125 евро за 1 м2, к которым нужно добавить около 20% на транспортировку и монтаж».
Кроме низкой стоимости, к преимуществам БМЗ можно также отнести тот факт, что модульное здание, уже находящееся в процессе эксплуатации, при необходимости достаточно легко поддается перепланировке, «наращиванию» одного или двух этажей, что открывает большие возможности для расширения, например, торговой или складской площади. Учитывая то, что существующие технологии БМЗ предполагают наличие множества уже готовых решений, стандартизированных под определенную сферу деятельности, заказчик может просто выбрать из них тот вариант, который ему подходит в наибольшей степени, что существенно удешевит заказ. Таким путем, как отмечают эксперты, обычно идут те девелоперы, для которых индивидуальность и привлекательность объекта не имеет ключевого значения (склады, ангары, промышленные объекты и т.п.).
Стоит отметить, что бытующее мнение об исключительной типичности зданий, построенных по технологии БМЗ, ошибочно. В модульных зданиях могут быть применены самые различные архитектурные решения, а за счет использования различных отделочных материалов БМЗ одной серии внешне могут очень существенно отличаться. Если же стоит задача возвести эксклюзивное строение, тут необходима помощь архитектора. Примером индивидуального БМЗ-строительства может служить здание развлекательного центра «Ультрамарин» в Киеве, а также строительный супермаркет «Новая линия» на Троещине.
Концепция БМЗ, по мнению Дмитрия Синюкова, директора по маркетингу компании IBT, «позволяет создавать индивидуальные здания любой сложности и формы, вопрос заключаются в возможности того или иного оператора спроектировать и произвести подобное здание. Как правило, большинство оператором специализируются на стандартных конструкции и избегают нетрадиционных сложных форм в связи со сложностью проектирования и производства и, как следствие, высокой стоимости таких зданий».
Важно также отметить высокую пластичность БМЗ, что позволяет архитектору вписать здание практически в любую местность. В зависимости от функционального назначения оно может как выделяться на фоне существующей застройки (что особо важно для торговых центров, супермаркетов, спорткомплексов, различных салонов, кафе, баров, автосалонов и др.), так и иметь типичный вид (производственные здания, склады).
Если принять во внимание все вышеприведенные преимущества БМЗ, становятся вполне понятными причины, по которым модульные здания сегодня являются востребованными практически во всех сферах девелопмента, а рынок БМЗ – одним из наиболее динамичных сегментов отечественного рынка строительных услуг.
По данным экспертов, сегодня в Украине модульные конструкции используются преимущественно для возведения логистических (склады, ангары для различной техники, гаражи), промышленных (в последние годы в Украине при строительстве более 50% промышленных зданий использовались БМЗ, а в ближайшие несколько лет доля объектов, построенных на основе применения данной технологии, достигнет 40% от их общего количества), торговых (магазины, кафе, бары, автосалоны, автозаправки, СТО) и общественных (комплексы отдыха, спортивные сооружения, выставочные и концертные здания, кемпинги) объектов. По оценкам Дмитрия Синюкова, в 2004 году структура украинского рынка БМЗ выглядела следующим образом: производственные здания – 24%, торговые объекты – 28%, складские комплексы – 38%, спортивные сооружения – 5% и прочие – около 3%.


ИСТОРИЯ
Развитые страны оценили преимущества модульного строительства более полувека назад. Родина БМЗ – США. В Западной Европе данная технология стала массово применяться после Второй мировой войны как следствие реализации плана Маршалла. «В частности, благодаря этим технологиям, западноевропейские страны в кратчайшие сроки смогли восстановить разрушенную войной экономику и обеспечить своим гражданам один из самых высоких в мире уровней жизни», – говорит Игорь Плисенко. Как результат – сегодня подавляющее большинство производственных и промышленных зданий, складских комплексов во всем мире возводится по технологиям БМЗ.
В Восточную Европу современные технологии БМЗ пришли в конце 1980-х годов прошлого столетия, после распада коммунистического блока. Несколько лет назад они добрались и до стран бывшего СССР, в том числе и до Украины. В то же время, как отмечает Константин Лищук, «в свое время в Советском Союзе была достаточно хорошая школа по таким технологиям, имеющая, однако, один существенный недостаток – в то время никто не считал реальную металлоемкость строительной конструкции, точнее считали, но не с точки зрения экономии при строительстве, а наоборот. Причиной тому были принципы экономики, сориентированной не на получение прибыли, а на максимальное заполнение производственных мощностей. На данный же момент наблюдается обратная тенденция, поскольку вес конструкции прямо пропорционален ее цене».
Технологией БМЗ в СССР заинтересовались почти двадцать лет назад. Так, в 1986 году было принято постановление Совета Министров СССР, в котором шла речь «о дополнительных мерах по дальнейшему развитию строительства зданий из легких металлических конструкций комплектной поставки». Но на практике доля БМЗ в общем объеме строительства оставалась достаточно низкой вплоть до распада СССР, который еще более затормозил внедрение данной технологии, что во многом было обусловлено появлением возможности (и повсеместным ее использованием – ред.) вести строительство или реконструкцию на основе так называемых б/у построек – зданий обанкротившихся предприятий. На данный момент этот ресурс себя практически исчерпал, что и определяет возвращение, а вернее – появление в нашей стране былого интереса к технологии БМЗ, обладающей рядом неоспоримых преимуществ.


БМЗ И ЕГО ТИПЫ
БМЗ представляет собой сооружение, все комплектующие которого (кроме фундамента), изготавливаются на заводах и доставляются к месту возведения объекта в готовом виде. На самой же стройплощадке осуществляются лишь монтаж здания (сборка каркаса, укрепление конструкции на бетонном фундаменте, «обшивка» ограждающими стройматериалами, монтаж перекрытия и кровли), подключение коммуникаций и отделочные работы. В комплект «конструктора» могут входить также отделочные материалы, тогда заказчик получает здание с уже готовым фасадом и подготовленными внутренними помещениями.
Наиболее широко распространены в мировой и отечественной практике БМЗ каркасно-панельного типа, состоящие из каркаса (набора колонн из горячекатаной стали, соединенных высокопрочными болтами), на который навешиваются ограждающие конструкции – кровля и стены, состоящие из утепленного минеральной ватой профнастила (оцинкованные профелированые листы с полимерным покрытием, для паро- и гидроизоляции используются специальные пленки) или сэндвич-панелей. Одна из стен может быть полностью выполнена из стекла (супермаркеты, торговые центры и т.д).
В рамках данного типа БМЗ выделяются металлокаркасные (каркас таких БМЗ выполняется из металлических профилей и швеллеров. Для большепролетных сооружений (шириной более 30 метров), в которые могут быть встроены межэтажные перекрытия, краны и т. д., специалисты считают наиболее подходящими каркасы из горячекатаных или сварных элементов. Каркасы из холодногнутых профилей эксперты рекомендуют для небольших сооружений с пролетом до 24 м) и сталежелезобетонные (применяются при строительстве одно- и многоэтажных зданий сложных конфигураций и с этажами разной высотности. Несущий каркас выполняется из трубобетонных колонн, сталежелезобетонных ригелей и плит перекрытий. В качестве ограждающих конструкций используются стеновые панели железобетонных БМЗ, навесные или стеклянные фасадные системы, сэндвич-панели из профлиста).
Менее распространены железобетонные бескаркасные БМЗ, состоящие из крупноузловых элементов (стеновые и кровельные панели, плиты перекрытий и колонны), одновременно выполняющих несущие и ограждающие функции. Основной конструктивный элемент здания – секция, состоящая, как правило, из двух стеновых панелей и одной кровельной. Конструкция стеновой панели обеспечивает необходимое сопротивление теплопередаче, а также исключает мостики холода, поскольку представляет собой комплексную ребристую трехслойную железобетонную плиту, внутренний слой которой (зачастую пенополистирол) выполняет теплоизоляционные функции. С внутренней стороны утеплитель защищается штукатурным раствором. Стеновые панели могут иметь оконные, дверные, воротные и технологические проемы.
Сравнивая железобетонные бескаркасные и металлокаркасные БМЗ, к основным преимуществам последних Игорь Плисенко относит: меньший вес, высокую заводскую готовность, сжатые сроки строительства, безопорный пролет до 100 метров, отсутствие «мокрых» процессов, высокую ремонтопригодность и меньшую стоимость. К преимуществам первых – отсутствие необходимости огнезащитной обработки, более широкие воз-можности для закрепления дополнительного оборудования и несколько более высокую коррозионную стойкость.
По словам Виктора Тимошенко, председателя правления компании «Металлист-Стройметаллконструкция» (Харьков), сегодня на отечественном рынке получает распространение недавно внедренная технология изготовления каркасов БМЗ из гофро-балки Sin-beam. Ее применение позволяет строить большепролетные здания шириной до 42 метров без дополнительных опор посередине, обеспечивает экономию металлопроката примерно на 30% на каждом м2 площади, а также позволяет намного уменьшить сроки монтажа здания в целом благодаря простоте сборки каркаса. Примером внедрения этого ноу-хау может служить строительство мелкооптового магазина Metro Cash & Carry в Катовице (Польша) площадью 40 000 м2, на котором по сравнению с обычными профилями (сварными, горячекатаными) было сэкономлено 600 тонн металлоконструкций, а срок сдачи объекта «под ключ» составил всего 4 месяца.
Кроме классификации БМЗ по типу каркаса, эксперты выделяют два типа выполнения ограждающих конструкций:
– сэндвич по листовой сборке – все составляющие (профелированые листы, прогоны, вата, пленки, саморезы и доборные элементы для обрамления дверных и оконных проемов) на строительную площадку доставляются отдельно и собираются на месте. Этот вариант несколько дешевле, поэтому его удельная доля на отечественном рынке оценивается на уровне в 70%;
– сэндвич-панель – на стройплощадку поставляется уже готовый конструктивный элемент (30% рынка).


ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МОНТАЖ
Игорь Плисенко считает, что производство и монтаж БМЗ – достаточно специфический сегмент общего рынка строительно-монтажных услуг. Его отличия обусловлены тем, что подавляющее большинство БМЗ возводится для бизнес-целей. Это, в свою очередь, определяет особенный набор принципов и этапов возведения зданий подобного рода, первым среди которых является необходимость точно знать функции здания еще на этапе проектирования. Следовательно, заказчик должен обладать технико-экономическим обоснованием строительства. В противном случае здание не будет эффективно выполнять свои функции, возврат инвестиций замедлится, а в некоторых случаях вообще станет невозможным.
Процесс монтажа, в сравнении с обычным процессом строительства здания, значительно упрощен. Производитель, как правило, совершает контрольную сборку объекта на заводе. Затем вся конструкция доставляется на стройплощадку, где происходит сборка при помощи болтов, совершенно исключающая сварочные работы. Данная технология сборки здания позволяет столь же быстро его демонтировать.
В целом, по словам Константина Иванова, монтаж БМЗ не сложен, но требует от монтажников определенного уровня квалификации: «Монтажу стоит уделять особое внимание, так как даже самые качественные элементы здания можно испортить непрофессиональным монтажом, тем более, если все составляющие уже произведены, а затем что-то было испорчено, возникают проблемы по повторному производству тех или иных деталей. Потому серьезные компании предлагают услуги собственных монтажных бригад, имеющие опыт возведения конструкций именно фирмы-производителя. Только так заказчику можно гарантировать качество здания и соответствие фактических сроков и сметы монтажа запланированным».


КАЧЕСТВО БМЗ
К основным параметрам качества БМЗ Игорь Плисенко относит: комплексность (все из одних рук), минимальные сроки строительства, соответствие технологии бизнеса, гарантии, эстетическую привлекательность: «Среди всех предложений на рынке БМЗ заказчики чаще всего выбирают для себя наиболее продуманное решение. Положительные стороны такого решения особенно чувствуются через некоторое время – планировать и оборудовать площади под требования бизнеса достаточно просто. Также большое значение имеют кратчайшие сроки возведения, которые способствуют скорейшему возврату инвестиций и дают преимущество во времени выхода на рынок. Важными являются продуманная технологическая схема, эстетическая привлекательность и актуальность здания в будущем, а также низкие эксплуатационные затраты. Немаловажное условие – удачное месторасположение здания».
По мнению Константина Лищука, «качество БМЗ, в первую очередь, определяется качеством применяемых материалов и грамотностью заложенных в проекте решений, а также профессионализмом монтажа. К сожалению, довольно часто при строительстве неквалифицированными рабочими допускаются грубые ошибки. Так, например, очень распространенной ошибкой является несоблюдение технологии наборного сендвича (отсутсвие проклейки пароизоляционного слоя в наборном сэндвиче). Неопонимание принципов работы наборного сендвича, и соответственный принцип подхода к монтажу таких конструкций приводит в последствии к неожиданным а иногда даже плачевным результатам. Персонал должен быть обучен. Все эти ошибки связаны с желанием заказчика максимально сэкономить, что, в последствии, приводит к нарушению технологии устройства вентилируемого фасада. Так как некоторые операторы данного рынка предлагают максимально дешевые технологии, когда хотят на любых условиях получить заказ, но не знают всех тонкостей их применения. Последствием такой горе-экономии может быть «точка росы» на внутренней поверхности, что, безусловно, не порадует бережливого заказчика».
Константин Иванов считает, что качество БМЗ определяется его эксплуатационными возможностями: «БМЗ в большинстве своем предназначены для обеспечения четкости выполнения производственных или бизнес-процессов, а потому должны быть достаточно надежными. Не стоит забывать и о том, что качество такого рода сооружений проявляется со временем – через 2-3 года после введения объекта в эксплуатацию. В связи с этим заказчикам следует обращаться к компаниям, которые работают на этом рынке достаточно давно, в своей практике уже сталкивались с некоторым набором такого рода проблем и, соответственно, в процессе их решения накопили определенный багаж знаний.
Главным показателем надежности компании, осуществляющей монтаж БМЗ, может служить наличие в ее портфеле повторных заказов от одних и тех же клиентов».


РЫНОК
В оценке объемов отечественного рынка у операторов нет единого мнения. Приводятся показатели в 290, 250-350, 500 тысяч м2. Денежный эквивалент рынка оценивается в диапазоне $50-70 миллионов. Такой разброс можно объяснить процессом формирования и низкой информативностью этого рынка.
Относительно его структуры в разрезе национальной принадлежности производителей мнения экспертов едины: импортеры занимают 20-30%, отечественные компании – 70-80%.
В целом, на украинском рынке БМЗ представлена продукция свыше 20 операторов: «Арсенал-Центр», «Аспект», «Инженерно-строительная компания «Каркас» (партнер компании ASTRON), «Базис-СК», «Ворд Билдинг Системс Украина», ЗМК им. Бабушкина, ООО «Коман Лтд», «Металлист-Стройметаллконструкция», «Модуль», «Сталькон», «Химбудмонтаж», «Центросталь-Домсталь», «Фастех», «ЮС Кулер», «Руукки Украина», Житомирский завод ограждающих конструкций, а также Донецкий, Запорожский, Каменец-Подольский, Краматорский, Макеевский, Мариупольский заводы металлоконструкций и др.
По словам Константина Лищука, между отечественными и зарубежными производителями существует определенная разница в аспекте отношения к заказчику и работе: «Некоторые отечественные компании придерживаются принципа произвел, доставил на стройплощадку, дальше «будьте так любезны занимайтесь сами», что является полукомплексным решением задачи, то есть компании не контролируют процесс монтажа, а соответсвенно не могут влиять на конечный результат, то о чем мы говорили ранее , качество БМЗ. Западные же поставщики подходят к таким вопросам комплексно, оказывают полную техническую, консультационную поддержку начиная с этапа создания технического задания заканчивая монтажом. Мы стараемся участвовать на самых ранних стадиях зарождения проекта, подсказывая заказчикам заведомо грамотные решения, находя оптимальное соотношение между стоимостью здания на момент строительства и стоимостью обслуживания здания в процессе эксплуатации».
Виктор Тимошенко отмечает, что «сегодня на рынке многие компании предлагают БМЗ из стали, но лишь порядка 5 из них производят здания в Украине. Остальные же завозят из-за границы. Но в дальнейшем импорт БМЗ будет падать в связи с высокой ценой, а отечественные производители начнут модернизировать свои производства, наращивать объемы выпуска продукции. БМЗ отечественных производителей уже не уступает и не будет уступать по качеству импортным, а вот цена отечественной продукции станет еще более низкой».
По оценкам Дмитрия Синюкова, «все компании, работающие с БМЗ, можно разделить на две группы – билдер-дилеры или представительства ведущих зарубежных производителей БМЗ и украинские производители. Эти группы различаются между собой по стилю работы, представляемым конструкциям, техническим возможностям и целевым сегментам. Клиентами билдер-дилеров в основном являются крупные транснациональные компании, а также крупные отечественные инвесторы, для которых срок, качество и комплектность поставки играет решающую роль. Клиентами украинских производителей являются компании, для которых определяющим фактором является цена. Представительства зарубежных производителей БМЗ и билдер-дилеры контролируют около 25-35% рынка БМЗ, остальная часть за украинскими производителями. Среди ведущих операторов украинского рынка можно выделить следующие компании: «Каркас» (билдер-дилер Astron, Люксембург, каркас производится на заводах Astron, ограждающие конструкции ТПК (Украина)), Lindab (Швеция), Llentabhallen (Швеция), IBT (эксклюзивный агент Zamil Steel (Саудовская Аравия)), Atlas Ward (Англия, но производственные мощности находятся в Житомире), Житомирский Завод ограждающих конструкций, «Руукки Украина».
«На украинском рынке сегодня присутствует небольшое количество профессиональных поставщиков БМЗ. Качественные характеристики поставляемой ими продукции отличаются незначительно, единственное, что дает им определенные конкурентные преимущества, – способ дистрибьюции. Некоторые компании поставляют продукцию через дилеров, некоторые – через собственные структуры», – говорит Арно Клайбрук.
При этом, по оценкам экспертов, объемы строительства, а, соответственно, и объемы спроса на БМЗ в Украине настолько превосходят возможности производителей, что можно говорить о достаточно низком уровне насыщенности рынка. Основными носителями спроса на БМЗ в Украине, по оценкам экспертов, являются отечественные компании, занимающиеся логистическим и торговым бизнесом. Западные компании также присутствуют на этом рынке в роли заказчика, хотя и в значительно меньшей степени.
В отношении к процессу строительства западных и отечественных компаний-заказчиков эксперты выделяют некоторые отличия. Так, например, иностранцы гораздо более «болезненно» воспринимают задержки по срокам выполнения работ и, кроме того, акцентируют первоочередное внимание не на цене, а на качестве материалов и монтажных работ. Для отечественных же компаний основным фактором привлекательности того или иного поставщика БМЗ все еще остается низкая цена.


ПРОБЛЕМЫ
По мнению экспертов, рост рынка БМЗ в нашей стране сдерживает ряд проблем.
Константин Лищук основным ограничивающим фактором считает пожарные нормы: «Согласно современным пожарным требованиям, металллические конструкции в необработанном состоянии соответствуют степени огнестойкости здания – III-а, что значительно ограничивает область использования зданий, построенных по подобной технологии Административные здания (торговые, развлекательные центры) имеют более высокие требования по категорийности, для них степень огнестойкости выше, следовательно, возникает необходимость дополнительной обработки конструкций противопожарными смесями, что влечет за собой увеличение их цены и уменьшение экономической целесообразности такого строительства. Однако, некоторые девелоперы все же идут на повышение расходов».
Сергей Быков, исполнительный директор компании NCS Ukraine, считает «серьезной проблемой правовые сложности, возникающие в процессе землеотводов и утверждения проектов зданий. Еще одной проблемой, по его мнению, является отсутствие у некоторых инвесторов комплексного видения процесса строительства, что мотивирует их к покупке старых производственных площадей для дальнейшей реконструкции. Но тот факт, что подобные здания в Украине и, в первую очередь, в Киеве просто заканчиваются, говорит в пользу того, что проблем у рынка БМЗ станет меньше».
По мнению Игоря Плисенко, основные проблемы БМЗ в Украине заключаются в следующем: отсутствует целостная государственная политика в сегменте рынка строительных металлоконструкций; отсутствует реально функционирующая государственная программа привлечения инвестиций в строительство, в том числе и быстровозводимых объектов; сложная процедура получения разрешения на аренду земли под строительство различных объектов коммерческой недвижимости; несоответствие нормативной документации в сфере проектирования, производства, монтажа и эксплуатации металлических конструкций современным требованиям; нестабильная ситуация на рынке металлов, которая обостряет все эти проблемы.


ПЕРСПЕКТИВЫ
Несмотря на все проблемы, эксперты сходятся во мнении, что рынок БМЗ очень перспективен. Так, Константин Лищук считает, что «потенциал рынка очень велик, последние несколько лет его объемы увеличиваются в два раза ежегодно, и такая тенденция, скорее всего, сохранится».
Сергей Быков считает, что «одним из перспективных сегментов коммерческой недвижимости, использующих эту технологию, вскоре могут стать бизнес-парки, поскольку здания в этом формате не предполагают большой этажности, а также достаточно просты и стандартны в архитектурно-планировочных решениях». По мнению Игоря Плисенко, спрос на БМЗ в Украине ежегодно увеличивается примерно на 50%. Эта тенденция сохранится в течение ближайших нескольких лет. При этом сам рынок в скором будущем претерпит определенные структурные изменения: доля современных складских (логистических и распределительных центров) и производственных объектов как потребителей БМЗ будет расти, а ТЦ – снижаться.
Виктор Тимошенко полагает, что спрос на БМЗ в нашей стране ежегодно будет расти на 100% и более: «Это обусловлено тем, что в Украине практически отсутствуют современные складские помещения, ангары, торговые центры. Спрос же на них стремительно растет. А те здания, что остались с прежних времен, не соответствуют требованиям, которые предъявляются к хранению продуктов, промышленной продукции, современным условиям торговли и т.п.». По мнению Дмитрия Синюкова, «украинский рынок БМЗ находится в фазе активного роста, который продлится в течение 4-5 лет. По прогнозным данным, ежегодный рост этого рынка составит 45-50% и к 2009 году достигнет отметки 2,2 миллиона м2 или около $370 миллионов».