Борьба с коррупцией в Украине: новый этап

Commercial Property №2 (139) март 2015

26 АПРЕЛЯ ТЕКУЩЕГО ГОДА ВСТУПАЕТ В СИЛУ РЯД ЗАКОНОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА БОРЬБУ С КОРРУПЦИЕЙ В УКРАИНЕ. ОБ ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ И НОВОВВЕДЕНИЯХ В АНТИКОРРУПЦИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ НАШЕЙ СТРАНЫ РАССКАЗАЛ СЕРГЕЙ ГРИШКО, СТАРШИЙ ЮРИСТ CMS CAMERON MCKENNA.


 

Сергей Гришко, старший юрист CMS Cameron McKenna 

История борьбы с коррупцией в Украине имеет достаточно бурную историю. Достаточно вспомнить, что антикоррупционный пакет законов, принятый во времена президентства Виктора Ющенко в 2009 году, вначале никак не мог вступить в силу из-за постоянных переносов его приведения в действие, а затем, все-таки вступив в силу 1 января 2011 года, уже через несколько дней, а именно 5 января 2011 года, был и вовсе отменен. 

Новый пакет законов 2011 года внес достаточно много изменений в антикоррупционное законодательство, однако и он прошел ряд серьезных доработок в 2013 году перед планировавшимся подписанием Соглашения об Ассоциации Украины с ЕС. 

Наконец, последний по времени пакет антикоррупционных законов («Антикоррупционный Пакет 2014»), состоящий из трех законов, был принят 14 октября 2014 года. Планируется, что он вступит в силу 26 апреля 2015 года. Антикоррупционный Пакет 2014 состоит из Законов Украины «О предотвращении коррупции», «О Национальном антикоррупционном бюро» и «Об основах государственной антикоррупционной политики в Украине (Антикоррупционная стратегия) на 2014-2017 годы». 

Новеллы законодательства в борьбе с коррупцией 

Положения Антикоррупционного Пакета 2014 в значительной степени повторяют положения, внесенные в 2011-2013 годах. В частности, Антикоррупционный Пакет 2014 сохраняет правило, что любое предложение, обещание, предоставление или получение неправомерной выгоды, независимо от ее размера, будет считаться преступлением и основанием для привлечения виновного лица к уголовной ответственности. Соответственно, понятие «взятки» исключено из юридического оборота. Вместо него теперь используется понятие «неправомерная выгода», то есть, «денежные средства или другое имущество, преимущества, льготы, услуги, нематериальные активы, любые выгоды нематериального или неденежного характера, которые обещают, предлагают или предоставляют или получают без законных на то оснований». Антикоррупционный Пакет 2014 расширил понятие неправомерной выгоды по сравнению с законом 2011 года, включив в него «любые выгоды нематериального или неденежного характера». 

Правила относительно получения чиновниками подарков смягчены и ужесточены одновременно. Так, чиновник не может получить подарок дороже, чем одна минимальная заработная плата (ныне – дороже, чем полминимальной зарплаты), а общая стоимость подарков от одного лица в течение года не может превышать сумму двух минимальных зарплат. В то же время, считается, что любое действие в пользу дарителя, которое принято после получения чиновником подарка, считается принятым в условиях реального конфликта интересов и может быть признано недействительным. 

Уголовная ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения также остается. Серьезным нововведением может считаться то, что, начиная с 26 апреля 2015 года, все украинские государственные и коммунальные компании, а также все компании, участвующие в государственных закупках, будут обязаны разрабатывать и внедрять программы по предотвращению коррупции, чего раньше не требовалось. 

Кроме того, Антикоррупционный Пакет 2014 содержит такие понятия как «реальный конфликт интересов» (т.е. противоречие между интересами чиновника и интересами службы) и «потенциальный конфликт интересов» (т.е. существование частного интереса чиновника в сфере, которую он регулирует), тогда как раньше законодательство оперировало только понятием «реальный конфликт интересов». В дополнение к этому, вводятся более детальные правила урегулирования конфликта интересов госслужащих. 

Впервые в отечественной истории на законодательном уровне прямо вводится защита информаторов, т.е. лиц, которые добровольно разоблачают коррупционные правонарушения руководства или своих коллег. Такие правила действуют во многих странах мира, но в Украине они существовали только для обеспечения защиты свидетелей в уголовном судопроизводстве. Отныне информаторы будут подлежать защите от неправомерного выговора, увольнения, а также смогут участвовать в программах защиты свидетелей при угрозе их жизни и здоровью. Этот шаг призван обеспечить эффективное раскрытие коррупционных преступлений, поскольку наиболее эффективный способ их раскрытия – это свидетельские показания.

Нацагентство по борьбе с коррупцией и Национальное антикоррупционное бюро 

Антикоррупционный Пакет 2014 предусматривает создание двух новых органов государственной власти: Национального агентства по борьбе с коррупцией и Национального антикоррупционного бюро. 

Нацагентство будет заниматься проверками имущественных деклараций чиновников, проводить проверки соответствия деклараций реальному имущественному состоянию декларантов, проводить специальные проверки лиц, претендующих на занятие должностей на государственной службе, а также разрабатывать и внедрять программы по предотвращению коррупции и конфликта интересов для государственных органов и чиновников. 

Нацбюро будет новым правоохранительным органом, который будет заниматься расследованием коррупционных преступлений, которые до того расследовались прокуратурой, милицией или СБУ. Нацбюро получит для этого достаточно широкие полномочия и гарантии независимости от вмешательства в его деятельность. Будет ли Нацбюро действительно независимым от исполнительной власти или же Нацбюро окажется второй Генпрокуратурой, покажет время. 

Сравнение с аналогичными законами других государств 

Одним из наиболее прогрессивных законов о борьбе с коррупцией считается английский Закон о взяточничестве 2010 года. Он намного уже Антикоррупционного Пакета 2014, поскольку направлен на борьбу со взяточничеством, а не на создание всеохватывающей регуляторной среды по борьбе с коррупцией. 

Английский закон содержит намного меньше формализма по сравнению с Антикоррупционным Пакетом 2014 и, в принципе, может быть более эффективным в сложных и запутанных ситуациях. Например, когда неправомерная выгода предоставляется в связи с разведывательной деятельностью (подкуп агентуры), английский закон прямо освобождает разведчика от уголовной ответственности, чего нельзя сказать об Антикоррупционном Пакете 2014. 

Тем не менее, во многом украинское законодательство не уступает английскому и даже иногда является более совершенным. Например, взятка иностранному бизнесмену или арбитру не будет считаться преступлением по английскому закону, но будет таковым в соответствии с Антикоррупционным Пакетом 2014. 

Недостатки нового антикоррупционного законодательства 

В то же время, Антикоррупционный Пакет 2014, к сожалению, не восполнил некоторые пробелы предыдущего законодательства. В частности, он продолжает использовать термин «должностные лица юридических лиц публичного права», который не имеет определения в законодательстве. 

Кроме того, новое законодательство не исправило несколько туманных положений Уголовного кодекса, которые позволяют привлечь юридическое лицо к уголовной ответственности за коррупционное правонарушение, совершенное его работником или подрядчиком, независимо от вины такого юридического лица. 

Тем не менее, принятие Антикоррупционного Пакета 2014 является прогрессивным и очень амбициозным шагом. Если он достигнет своей цели, это может коренным образом изменить регуляторную и деловую среду в Украине.