Архитектура Киева в теории и на практике




Архитектор Андрей Пашенько
фото: Наталия Лисняк

CP: Вредит ли столице Украины отсутствие четкого нормативного документа о высотном зонировании, определяющего основные требования к застройке определенных районов города? Почему о нем так много говорят, а он упорно не появляется на свет?
С момента образования независимой Украины возникла необходимость в создании государственной нормативной базы, в частности, для проектирования и строительства, на основе возможностей и потребностей сегодняшнего дня, переосмысления старых норм, учета особенностей нашего государства, его законов, используя международный опыт в данной сфере. Этот огромный этап работы еще не завершен, и даже новые нормативные документы не вполне учитывают ситуацию сегодняшнего дня. Это касается и норм на проектирование высотных зданий, причем как с позиции градостроительства, так и высотного здания как самодостаточного объема, норм на проектирование многоуровневых подземных паркингов, специализированных предприятий торговли и так далее. Постоянно появляются дополнения, изменения, пояснения, и это нормально, так как государство развивается, а процесс созидания является одним из факторов прогресса. Он требует совершенной нормативной базы, высокого профессионализма проектантов и строителей, высоких технологий строительного производства.
Так получилось, что темпы роста строительства значительно опередили создание государственной нормативной базы, а также столичных норм застройки. Отсутствие градостроительных законов для столицы, основанных на определении четких границ охранных зон и ограничений по голубой линии застройки в новом Генеральном плане развития города порождает бесконечные дискуссии на заседаниях градостроительного совета. А, как известно, сколько архитекторов, столько и мнений. Поэтому решения по определению высотности принимаются не всегда объективно. Эта же проблема, на мой взгляд, породила и конфронтацию между Главкиевархитектурой и Управлением охраны памятников истории, культуры и исторической среды.
Но всегда сначала появляется проблема, потом рождается решение, и законы появляются тогда, когда их отсутствие приводит к проблемным с той или иной точки зрения ситуациям. Ситуация уже назрела, и это понимают все, в первую очередь архитекторы, так как зачастую под давлением заказчиков вынуждены идти на компромиссы.
Одним из относительно недавно принятых нормативных документов являются Государственные строительные нормы (ГСН, укр. – ДБН), которые и должны бы определять высоту проектируемого объекта. Но при этом нередки парадоксальные, если не сказать фатальные ситуации, когда после оформления документов на землю, заплатив деньги за разработку градостроительного обоснования, заказчик на его основе получает объективное решение, что высотность проектируемого здания должна быть минимальной, а лучше вообще на этом участке ничего не строить. И это уже при всех понесенных затратах! Конечно же, в этом случае он ищет альтернативные пути решения проблемы и находит их.
Во все времена архитектура была на службе у политики и в прямой зависимости от экономики страны. Исходя из политической и экономической ситуации, просчитываются инвестиционные бизнес-планы на строительство объектов с определением их функционального назначения и объема, экономической целесообразности. На мой взгляд, проблему нужно решать обратным ходом – сначала градостроительное обоснование на основе утвержденной голубой линии застройки, потом (если заказчиком найден баланс между ТЭО инвестиций и технико-экономическими показателями по объекту на основе предпроектных материалов, согласно градостроительного обоснования) оформление документов на землю. На мой взгляд, эта логичная схема позволит пройти путь реализации проекта без каких-либо тромбов. Такое решение сбережет время, деньги, нервы и здоровье как заказчику, так и проектанту. При этом, что самое важное с точки зрения архитектора, – город будет застрахован от градостроительных ошибок и будет расти по объективным законам градостроительства.
Сейчас же, начиная работу на площадке проектирования, на каждом этапе согласования мы получаем совершенно противоречивые требования. Такой ситуации быть не должно – затягивается время проектирования, соответственно, теряются средства заказчика. Город должен давать инвестору абсолютно четкие правила игры, как это происходит, например, в Западной Европе. Создание нормативной базы – дело, требующее большой научно-исследовательской работы, а в случае определения голубой линии застройки – масштабного градостроительного анализа, а это потребует значительных временных и финансовых затрат.
CP: В чем вообще, на ваш взгляд, проблема современной киевской архитектуры как в жилой, так и в коммерческой сфере?
Проблемы современной архитектуры – это проблемы современных архитекторов. И их достаточно много, причем одна проблема вытекает из другой. Во-первых, опять же, отсутствуют правила застройки современного города. Во-вторых, очень долгий и сложный путь согласования проектов. Сегодня архитектор значительную часть своего времени тратит на согласования, уговоры, переговоры и так далее. Наша катастрофическая нехватка времени связана с тем, что слишком много его занимают побочные процессы. В-третьих, жесткая экономия средств на строительство, и, как следствие, низкий уровень применяемых материалов, строительных технологий и производства. Причины экономии с точки зрения заказчика объективны, но из-за этого зачастую реализованный объект не приносит творческого удовлетворения архитектору, не может являться предметом его гордости.


«ТАМ А. Пашенько»: бизнес-центр холдинга «Инком» по улице Смоленской
фото: «ТАМ А. ПАШЕНЬКО»

Одной из проблем также можно назвать очень сжатые сроки проектирования, что сказывается на качестве проектных решений. Отсутствие полного доверия заказчика к архитектору как к профессионалу нередко ведет к тому, что от первоначального творческого замысла и идеи мало что остается. Не всегда клиент готов платить за качественный архитектурный результат, и нет методики, которая заставляла бы его ориентироваться на более высокий уровень. Объекты получаются не целостные и гармоничные, а какие-то «жеванные», аморфные. Этому немало способствует и наш процесс согласования.
Но, наряду с внешними факторами, существуют и внутренние проблемы. В архитектурной среде нет творческого цехового содружества, профессиональной солидарности. Причиной этому можно было бы назвать жесткую конкуренцию на рынке проектирования, но при нынешнем строительном буме работы хватает всем, и дороги разных творческих групп очень редко пересекаются. Нет профессионального клана, и по этой причине некому противостоять всем вышеназванным проблемам.
CP: Считаете ли вы, что в столице уже назрел конфликт исторической малоэтажной застройки и тех высотных зданий, которые появляются в центре Киева?
Опять же, этого конфликта мы избежим тогда, когда оговорим правила игры. Мы все прекрасно понимаем, что никто не будет сносить те высотные дома, которые уже появились в исторической части города. Идти по пути, допустим, полной остановки высотного строительства в столице – это безумие. Я думаю, что если провести паспортизацию объектов и строительных площадок, и четко определить, что нужно сделать в каждом отдельном случае, этого конфликта просто не будет.
Нельзя на Подоле ставить высотное здание в 25 этажей, и абсолютно свободно можно построить большой бизнес-сити на потенциально очень интересных площадках, например, на Левобережье или на Лыбидской площади.
CP: Не кажется ли вам, что для Киева может быть актуален вопрос создания бизнес-сити или бизнес-района вне центральной части города? За и против такого варианта, с вашей точки зрения?
Я думаю, что это очень интересная и перспективная тема – как для инвесторов, так и для архитекторов. В свое время в процессе проектирования Бессарабского квартала мы с Яношем Вигом жили и работали в таком бизнес-городке. Он находился в пригороде Бристоля и был решен как небольшой бизнес-парк, абсолютно уникальный по расположению, ландшафту и планировочной структуре. Это был настоящий парк, в котором находились 3-4-этажные офисные здания, фитнесс-центр, оформлена ландшафтная зона, озера, плавают лебеди, дикие утки... Аналогичные бизнес-городки мы видели и в пригородах Лондона. Их невозможно сравнить с сумасшедшими районами центральной части города. Когда мы работали там, я мечтал о том, чтобы такой бизнес-городок создать в нашей Пуще-Водице. В этом районе существует нормальная транспортная доступность, великолепная парковая зона.
Безусловно, каждый бизнес имеет свою специфику и особенности. Для некоторых обязательным фактором является месторасположение офиса в центральной части города. Но я уверен, что многие сделали бы выбор в пользу такого рода бизнес-городка. Кроме создания более комфортных условий работы, данные структуры помогут разгрузить центральную деловую часть города и в транспортном отношении. В свое время мы переболели квартирами в центре города по 1000 метров, а сейчас, в основном, все наши клиенты заказывают только пригородное, очень умеренное и экономичное жилье. Я думаю, что со временем то же произойдет и с бизнес-центрами, потому что предел насыщения центральной части города все-таки существует.
CP: Российские девелоперы при создании своих проектов в Москве часто привлекают к сотрудничеству голландские, немецкие, французские и другие архитектурные бюро, так как их профессионалы понимают, что такое правильно создать офисный или торговый центр. Как, в свою очередь, на подобное сотрудничество смотрят в Украине?
Тот факт, что западные архитекторы могут прийти на наш рынок, не должен никого повергать в уныние. Недавно я вернулся из Берлина. За последние десять лет город изменился до неузнаваемости, его новые комплексы поражают своей индивидуальностью, но вместе с тем создают целостный, композиционно завершенный ансамбль. И практически все эти проекты разработаны в сотрудничестве двух бюро – иностранного и немецкого. Там работали и работают итальянцы, американцы, англичане... Это абсолютно нормально. И если аналогичный процесс будет происходить в Киеве, тем богаче, с точки зрения архитектуры, будет становиться город. Во все времена наряду с русскими и украинскими зодчими в нашем городе трудились итальянские, немецкие и другие архитекторы. Их работа обогатила наше культурное наследие, дала творческий толчок многим архитекторам. Замыкаться в своем мирке – это неразумно и пагубно.


«ТАМ А. Пашенько»: проект реконструкции «Зеленого театра»
Макет: «ТАМ А. ПАШЕНЬКО»

Последние 5 лет мы работали над совместными проектами с голландскими, швейцарскими, австрийскими, итальянскими архитекторами. Это очень ценный опыт. Например, при работе над проектом гостиницы Radisson SAS на ул. Ярославов Вал нас постоянно консультировали австрийские и итальянские специалисты. Сейчас мы ведем проектные работы по гостинице Accor в соответствии с программой, разработанной французами. Нам нужно понимать, что опыта современного коммерческого проектирования у западных архитекторов несоизмеримо больше. И надо этот опыт использовать.
Однако для того, чтобы западные компании работали у нас корректно, должна быть правильно выстроена нормативная и законодательная база. Чтобы не получалось так, что мы приехали в «банановую республику» и строим там то, что хотим. Примеры такого жесткого вхождения в киевский рынок уже были, и они показали полную негативность и невозможность реализации.
CP: Современный архитектор должен ориентироваться в передовых технологиях рынка. Однако производители фасадных систем, наливных полов, строители подземных паркингов и т.д. часто считают, что архитекторы не всегда понимают их новаторские подходы, революционные ноу-хау...
Однозначно, без знаний передовых строительных технологий, без информации обо всем новом, что производится и разрабатывается в сфере профессионального интереса, не может быть прогрессивных проектных решений. С этой целью в нашей мастерской по пятницам проводятся семинары, лекции, где представители фирм-производителей и фирм-поставщиков знакомят архитекторов и инженеров с новинками. По каждому направлению проводится систематизация информации для дальнейшей работы. Мои ребята не пропускают ни одной строительной выставки. К сожалению, очень редко европейские фирмы приглашают наших специалистов на семинары и непосредственно на производство, – информация, которую получают на подобных семинарах, очень востребована.


«ТАМ А. Пашенько»: проект гостиницы Radisson SAS по улице Ярославов Вал
Макет: «ТАМ А. ПАШЕНЬКО»

О том, что происходит сейчас на рынке строительного производства, несколько лет назад мы даже не могли мечтать. Когда я работал в Киевпроекте, использование монолитного железобетона было ограничено, мы проектировали объекты с максимальным применением стандартных изделий, которые выпускали наши заводы. ТДК строительных изделий мы знали напамять. О каком творчестве можно было говорить? Сейчас все по-другому. Возможности архитекторов неограниченные. Но опять вернусь к проблеме: не всегда заказчик, в силу экономии средств, идет на применение высококачественных материалов, конструкций, технологий, заложенных в проект, заменяя их на низкосортные, сомнительного свойства. Непонимание идет от заказчика, а не от архитектора. Если на Западе имидж объекта очень важен и инвестор не жалеет на это денег, то наши клиенты пока не всегда прислушиваются к нашему мнению по использованию в их объектах качественных материалов.
CP: Архитектор – человек творческий. Но как он может одновременно не стать слугой, и не создавать такие объекты недвижимости, которые в дальнейшем называют «памятником архитектору»?
Талантливый архитектор тот, чьи объекты вызывают восхищение и эстетическое удовольствие как у обывателей, так и у специалистов. Талантливый коммерческий архитектор – тот, чьи объекты, помимо вышеназванных факторов, также приносят расчетную и сверхрасчетную прибыль и глубокое моральное удовлетворение инвестору. Насколько каждый архитектор понимает это и стремится достигнуть, не поступившись при этом своими профессиональными принципами и идеями, настолько он становится успешным и востребованным.


«ТОРОНТО-КИЕВ»
Проект международного офисно-гостиничного центра «Торонто-Киев» по ул. Антоновича является одной из последних работ «ТАМ А.Пашенько»; кроме того, без преувеличения, одним из крупнейших объектов коммерческой недвижимости Киева, находящихся сейчас на стадии реализации.
По словам Андрея Пашенько, на площадке, отведенной под строительство вышеупомянутого объекта, порядка 15 лет работали несколько проектных бюро, в том числе и международных. Был проведен ряд конкурсов, но окончательное решение по проекту так и не было принято.
После проведения тендера заказчик в лице СП «Торонто-Киев» определил исполнителем данного проекта мастерскую Андрея Пашенько. С благословения Игоря Шпары, занимавшегося ранее этой площадкой, была начата работа над проектом. Специалистами Архитектурной мастерской Андрея Пашенько было подготовлено несколько вариантов, которые апробировались на градостроительном совете и консультативном совете при Управлении охраны памятников истории, культуры и исторической среды. Последний вариант архитектурного решения «Торонто-Киев» получил всеобщую поддержку общественности и профессионалов.


«ТАМ А. Пашенько»: проект международного офисно-гостиничного центра «Торонто-Киев»

Планировочные решения первоначально разрабатывались по программе-заданию заказчика, где он обозначил необходимые объемы функциональных групп. Однако, после успешной защиты проекта на градостроительном совете заказчик приостановил дальнейшую работу над проектом, одолеваемый сомнениями в экономической целесообразности данной программы-задания, и подключил к анализу фирму Colliers International. По рекомендациям консультантов в области коммерческой недвижимости данной компании, программа-задание была несколько переработана. Соответственно, были изменены и многие планировочные решения объекта. В результате значительно уменьшился объем торговой функции в пользу офисной. В целом же, пересмотрение планировочных решений не повлекло каких-либо изменений объемно-пространственной композиции комплекса и не нарушило общую идею.
На сегодняшний день проект находится на государственной экспертизе. Как отметил Андрей Пашенько, строительство будет сложным и затратным, «но мы – команда заказчиков и проектантов – стремимся сделать все, чтобы реализовать объект в кратчайшие сроки».


    


    
    


    
    


    
    


    
    


    
    


    
    


    
    


    
    


    
    


    
    


    
    

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОФИСНО-ГОСТИНИЧНЫЙ ЦЕНТР «ТОРОНТО-КИЕВ», УЛ. АНТОНОВИЧА, 79
ЗаказчикСП «Торонто-Киев»
Участок строительстваРасположен напротив Николаевского костела. Имеет форму сложного прямоугольника с 12-ю поворотами в плане. Рельеф участка имеет явно выраженный уклон с востока на запад, абсолютные отметки поверхности изменяются от 130,8 до 119,0 (перепад высот – около 12 метров)
Площадь участка9141 м2
Построение объемов комплексаОрганизовано по системе «каре», композиционная ось которой является продолжением оси Николаевского костела. Периметр построения «каре» формируется протяженными 9-этажными объемами, которые замыкают периметральную застройку существующего квартала. Углы зафиксированы 13-16-этажными башнями офисной группы
Функциональное наполнение комплекса: 
Гостиница (оператор – международная корпорация «Accor»)Класс «три звезды» на 200 номеров, расположенных с -1 по 8 этажи Общая площадь – 6716 м2
Офисная группаСостоит из 4-х блоков, два из которых сориентированы входными группами на внутреннюю площадь комплекса со стороны ул. Б.Васильковской, два других – в сторону ул. Антоновича. Офисные помещения расположены с -3 по 14 этажи. Общая площадь – 37 664 м2
Объекты ритейлРасположены на -3, -2 и 1 этажах. Общая площадь – 1985 м2
ПаркингПятиуровневый подземный на 530 машиномест, запроектирован под всем «пятном застройки» комплекса.
Общегородская группаСостоит из пешеходного торгового пассажа, который соединяет улицу Б.Васильковскую и ул. Антоновича, фитнесс-центра, ресторана и других помещений общественного назначения
Общая площадь комплекса78 869 м2