Андрей Садовый: «Развитие города мы воспринимаем как комплексную задачу»




Андрей Садовый, глава Львовской городской государственной администрации
фото: Олег Герасименко

CP: Мэрия Львова принимала участие в международной выставке MIPIM 2008. Какие цели и задачи были поставлены перед делегацией? Расскажите о результатах участия городского совета в этом мероприятии.
Наша делегация впервые принимала участие в международной выставке MIPIM 2008. Конечно, определенные результаты уже есть. Мы смогли достойно презентовать Львов мировому сообществу. Одна поездка не решит всех вопросов, и чтобы нас воспринимали всерьез, необходимо постоянно посещать такие мероприятия. В следующем году мы также планируем участие в MIPIM, будем готовить нашу презентацию, учитывая первый опыт и полученные замечания.
В этом году на MIPIM нам удалось провести более 200 встреч и пообщаться с огромным количеством компаний, со многими из которых уже начато сотрудничество по конкретным проектам. Именно там наша делегация встретила представителей компании, работающей сегодня над проектом по застройке 200 гектаров возле нового стадиона, включающим комплекс зданий и всю необходимую инфраструктуру.
MIPIM – масштабный инвестиционный форум, участие в котором очень важно как для девелоперских компаний, так и для администраций украинских городов. Я рекомендую всем серьезным организациям в сфере недвижимости принимать в нем участие.
CP: Развитие каких проектов наиболее востребовано во Львове на сегодняшний день? Какие из них интересны для инвесторов?
Конечно, инвесторов интересует возможность строительства торговых комплексов; очень многие готовы работать в гостиничном сегменте. К сожалению, строительные проекты менее интересны частному капиталу.
Стратегия развития нашего города предполагает создание туристического центра. Мы видим будущее Львова как города, в котором ведется активный диалог между Востоком и Западом. В первую очередь, это место проведения различных конференций, семинаров, симпозиумов, фестивалей и прочих международных и локальных мероприятий. Цель нашей работы – создание современного туристического центра, который смог бы принимать до 10 миллионов гостей ежегодно. Для этого может потребоваться около 10 лет, но к этому необходимо стремиться уже сейчас. Ведь уже сегодня в определенные периоды в городе бывают заняты все гостиничные номера, и спрос только растет. Я приглашаю всех желающих, работающих в сегменте гостиничной недвижимости, принять участие в реализации нашей программы, так как город заинтересован в развитии данной сферы.
Стоит добавить, что во Львове на сегодняшний день проживает более 750 тысяч жителей, 100 000 из которых – студенты, а это мощный потенциал города, что является важным моментом для инвесторов.
Сегодня в рамках подготовки к Евро-2012, ведется работа над многократным увеличением номерного фонда, проектом строительства стадиона и развитием прилегающей территории. В течение ближайшего времени город намерен усовершенствовать транспортную инфраструктуру. Мы также предлагаем проект строительства железнодорожной ветки европейского образца «Пшемышль-Львов». В работе находится много других проектов, которые позволят преобразить город и подготовиться к приему матчей Евро-2012.
CP: Сегодня город предлагает готовые проекты для инвестирования. Насколько известно, вы планируете сразу предоставлять инвесторам и разрешительную документацию для этих проектов. Кто занимается их разработкой и согласованием?
К работе над созданием инвестиционных проектов мы привлекаем специализированные компании, которые профессионально выполняют заказ города. Затем на земельный аукцион будут выставлены участки, предназначенные для выполнения определенных функций, например для строительства гостиниц.
На VIII Международном экономическом форуме, который состоится осенью во Львове, будет презентовано несколько проектов. Участки планируется выставить на продажу с полным пакетом разрешительной документации. Мы гарантируем инвесторам дальнейшую поддержку в решении ряда вопросов.
Городом выделено 26 земельных участков с правом аренды на 49 лет, с четким видением их потенциала, возможной этажности, архитектурных нагрузок, количества номеров. Все эти участки размещены на территории Львова, какие-то из них будут рассчитаны на строительство отелей категории 5 звезд, какие-то – 4 и 3 звезды. Ведь город готов принять туристов с различным уровнем достатка. Строительство отелей планируется не только в центральной части, но и в других районах Львова.
Уже сегодня при подготовке к проведению земельных аукционов мы видим интерес со стороны потенциальных инвесторов. Возможно, некоторые вопросы организации земельных аукционов придется пересмотреть. Определенные моменты необходимо совершенствовать, учитывая те замечания и предложения, которые были высказаны на форуме ЕБРР (17 мая 2008 года в Киеве состоялся Инвестиционный форум «Украина: Инвестиции. Инфраструктура. ЕВРО-2012» в рамках Ежегодного Собрания Совета управляющих ЕБРРред.).
CP: Какие условия предлагает город для отечественных и иностранных инвесторов (существуют ли льготы)? Что Львов может предложить инвесторам, предпочитающим владеть землей, на которой развивают проект, а не арендовать ее, даже если речь идет о длительном сроке?


фото: Наталия Лисняк

Дело в том, что стоимость земли постоянно растет. Нам же необходимы гарантии, что на этой земле действительно будет построен объект, не только интересный инвестору, но и необходимый городу. Мы не хотим продавать землю с тем, чтобы она пустовала. Администрация продает право аренды на землю с тем условием, что на протяжении 2-3 лет на данном участке будет построен объект в соответствии с Планом развития города. Если инвестор выполняет данное условие, он имеет первоочередное право на выкуп участка. Таким образом, мы застрахованы от спекулятивной продажи земель и хаотичной застройки города. Ведь нередки случаи, когда участок приобретается на аукционе не с целью строительства, город же не может повлиять на решение собственника, пока не закончится срок аренды.
CP: Расскажите, какие городские объекты и проекты нуждаются в финансировании. Решение каких задач является первоочередным?
В первую очередь, это строительство дорог, развитие инфраструктуры. Городу необходим и выставочный центр. Естественно, что инвесторам данные направления мало интересны, однако наша задача – постепенно и планомерно привлекать средства именно в эти сферы, поскольку без качественных дорог, инфраструктуры мы не сможем заинтересовать инвесторов и девелоперов в других сегментах. Развитие города воспринимается нами как комплексная задача, поэтому работать следует сразу в нескольких направлениях.
Город не станет перекладывать на инвестора решение транспортных и инженерных вопросов, если участок продается на аукционе, но инвестор должен быть уверен, что все необходимые коммуникации будут созданы.
CP: Как вы считаете, насколько эффективно привлечение инвестиций для Евро-2012, матчи которого будут проходить всего несколько недель?
В этом отношении у нас есть большое преимущество. Львов – прекрасный город, а его центральная историческая часть находится под охраной ЮНЕСКО. Туристическое направление является для нас приоритетным, и мы видим, как растет количество гостей, увеличиваются инвестиции. Только за прошлый год их объем возрос в 4 раза, и это независимо от Евро-2012. Проведение чемпионата – просто толчок, позитивный для нас в том плане, что мобилизует Украину и заставляет меняться быстрее.
CP: Недавно состоялась встреча мэров украинских и польских городов, принимающих чемпионат. Каковы результаты встречи? Как вы оцениваете подготовку Львова в сравнении с другими городами?
Мне сложно сравнивать, и за основу я беру информацию УЕФА. Так вот, согласно данным этой организации, презентованным на координационном совете, Львов – единственный город, у которого одна «красная» карточка. Ее получил аэропорт, который, к слову, является государственным объектом. Насколько мне известно, все остальные города имеют по 2, а Киев – 3 «красные» карточки. В данном плане, мы находимся в лучшей ситуации, хотя этого не достаточно.
Важно, чтобы государство понимало, что Евро-2012 – это именно тот проект, который дает Украине реальную возможность евроинтеграции.
CP: Какая сумма необходима региону для подготовки к Евро-2012? Сколько средств планируется выделить из местного бюджета и, соответственно, какой объем привлеченных средств необходим?
Я считаю, что все подсчеты, которые ведутся сегодня, – это гадание на кофейной гуще. Так, мы подсчитали, что городу необходимо около 4 миллиардов гривен на строительство дорог. Это большие средства, но затраты вернутся в госбюджет в виде доходов от развития туристической сферы.
В этом году Львов не получил из государственного бюджета ни одной гривны. Поэтому сегодня осуществляется активная работа по проведению переговоров с ЕБРР, немецкими банками. Эти действия направлены на привлечение кредитных средств для завершения проектных работ и дальнейшего строительства. Мы хотим сделать это как можно быстрее, так как с каждым днем стоимость работ только растет. Надеемся, что государство сможет компенсировать нам эти затраты.
Украинское правительство должно понять, что городам не просто нужно помогать – им нужно не мешать. Например, есть идея оставлять 50% от налога на прибыль в городах, принимающих матчи Евро-2012. Эта мысль поддерживается всеми городами и губернаторами, но Министерство финансов имеет другую точку зрения.
CP: Какие изменения будут внесены в Генплан Львова в связи с принятием городом матчей Евро-2012?
Особенных изменений в Генплан внесено не будет. Это связано с тем, что при разработке данного документа многие аспекты уже были предусмотрены. Например, участок, где разместится стадион. Проект будет несколько расширен, дополнена инфраструктура.
В целом же, подготовка к Евро-2012 – сложная, требующая организационных затрат, но очень интересная работа.


    
    
    
    


    
    
    
    


    
    
    
    


    
    
    
    

Виды транспортаКол-во маршрутовКол-во подвижного состава (на данный момент)Кол-во подвижного состава (до 2012)
Трамваи1063133
Троллейбусы1174136
Автобусы871003940

 


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    

АдресПлощадь, гаАдресПлощадь, га
1ул. Богдана Хмельницкого, 2921,970014ул. Стуса, 22 – Тернопольская0,5000
2ул. Липинского – Б. Хмельницкого0,250015ул. Липовая Алея – Стуса0,7300
3ул. Липинского – Линкольна (+спорт.)0,500016ул. Любинская, 171-а0,6298
4ул. Инструментальная – Мазепы1,260017ул. Янева (спорткомплекс «Динамо»)1,0400
5ул. Под Голоском2,360018ул. Хуторовка – Красной Калины1,0200
6пр. Вячеслава Черновола – Райниса1,170019ул. Зеленая, 279-а1,3781
7пр. Вячеслава Черновола – Торфяная1,200020ул. Ряшивская (проект) – Научная1,8560
8пр. В. Черновола – Лемкивская0,930021ул. Лазаренко, 27-а0,1713
9ул. Старая – Осмомысла (Добробут)0,635022ул. Стрыйская – Чмолы, 11,3287
10ул. Богдановская, 6-241,670023ул. Стрыйская – Чмолы, 20,8680
11ул. Стрыйская, 12 – Зарицких0,230024ул. Шевченко, 313 (+спорт., +торг.)1,2600
12ул. Сахарова – Бойкивская0,390025пр. В. Черновола – Кулиша0,2750
13ул. Сулимы – Спокойная0,937526ул. Любинская, 531,2000



ПРОЕКТЫ ЛЬВОВА В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ЕВРО-2012
1. СПОРТИВНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
Основные зоны комплекса:
– Футбольный стадион и паркинг (25 гектаров).
– Соцзоны (отели, офисные помещения и т.д.).
– Зона проведения забегов.
– Транспортная инфраструктура (подъездные пути для болельщиков, служб и поставщиков).



Победителем конкурса на строительство стадиона во Львове для проведения матчей чемпионата Европы по футболу в 2012 году стала австрийская компания Alpine BAU GmbH. По условиям конкурса, победившая компания должна построить стадион на 33 тысячи зрителей, паркинги не менее чем на 1200 мест, гостиницу минимум на 200 номеров и универсальную спортивную арену не менее чем на 7 тысяч мест.
 
2. Международный аэропорт «Львов»
– Крупнейший аэропорт по количеству рейсов и направлений в Западной Украине.
– Один из центральных аэропортов не только Западной Украины, но и Восточной Европы.
– Львов имеет воздушное сообщение с 13 европейскими странами (общие направления: Германия, Польша, Италия, Португалия, Словакия, Россия, Румыния, Турция и т.д.)
– Возможно привлечение новых инвестиций для процесса модернизации львовского аэропорта, создание нового пассажирского терминала и новой взлетно-посадочной полосы.
– Стратегическая концепция развития Международного аэропорта Львова была разработана компанией Airport Consulting Vienna.



3. Транспортная инфраструктура
– Строительство железнодорожного полотна протяженностью 86 км («Пшемышль – Львов») по евростандарту (UIC 1435). Данный проект предполагает создание международного консорциума, в который войдут Правительство Польши и Украины, областная власть, ЕС, ЕБРР, ЕИБ и другие банки, а также частные инвесторы.
– Разработка и реализация городского плана строительства дорог и паркингов.
– Движение между стратегическими объектами будет организовано специальной группой Центра управления движением с помощью автоматических светофоров.



4. Увеличение номерного фонда города посредством строительства новых отелей и реконструкции существующих
– Город определил 26 участков для строительства новых отелей, 10 из них уже утверждены городской администрацией. Сегодня городские власти ведут переговоры с международными отельными сетями.
– В рамках программы увеличения номерного фонда частному инвестору было продано право аренды гостиницы «Киев» (центр города). Гостиница категории 4 звезды на 50 номеров будет реконструирована и открыта в начале 2009 года.
– Помимо этого, право на аренду двух участков для строительства гостиницы (4 звезды, 70 номеров) по улице Федорова было продано на инвестиционном форуме в октябре 2007 года.