21.04.2018

Здоровый образ жизни торговой недвижимости

ФОТО: IS


ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД СПОРТИВНЫЕ И ФИТНЕС-КЛУБЫ НЕ ПРИВЛЕКАЛИ ВНИМАНИЕ ДЕВЕЛОПЕРОВ И УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ. СЕЙЧАС НА МИРОВЫХ РЫНКАХ СИТУАЦИЯ МЕНЯЕТСЯ В ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ СТОРОНУ, В ЧАСТНОСТИ В США. ПОСЛЕДУЕТ ЛИ УКРАИНСКИЙ РЫНОК ТОРГОВОЙ НЕДВИЖИМОСТИ ЗАРУБЕЖНОМУ ТРЕНДУ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ?


Текст: Татьяна Антонюк, Оксана Бабенко


Банкротство торговых сетей (например, американская сеть магазинов игрушек Toys"R"Us подала ходатайство в суд по банкротствам США о сворачивании бизнеса и ликвидации 735 магазинов в стране) или сокращение ритейл-операторами количества своих объектов (к примеру, бренд одежды New Look намерен закрыть 60 из 593 магазинов в Великобритании) могут привести к тому, что торговым центрам и универмагам придется решать проблему увеличившейся вакантности и принимать решения, как сохранить аудиторию или трафик. С подобными трудностями уже столкнулись многие объекты во всем мире. Чтобы решить их, управляющие компании ищут арендаторов не только среди ритейлеров, но и поставщиков услуг. Например, британский оператор универмагов Debenhams в 2017 году подписал договор с сетью фитнес-центров Sweat!. За счет такого партнерства компания намеревается привлечь дополнительную аудиторию и оптимизировать вакантное пространство в своих объектах. «Пока это пробный шаг компании», – говорилось в официальном сообщении Debenhams. Тем не менее, он может быть подтверждением того, что бизнес-интересы торговых центров и спортивных операторов становятся более тесными.

Вторая причина, по которой девелоперы и управляющие компании во всем мире начинают рассматривать спортивные и фитнес-клубы в качестве арендаторов торговых центров – изменение модели шопинг-молов, в которых усиливается развлекательная, ресторанная (Food & Beverage) и сервисная составляющие. Сегодня в ТРЦ можно не только совершать покупки, но и качственно провести досуг, покушать, решить бытовые вопросы.

Глобальная мода на здоровый образ жизни стимулирует развитие фитнес-индустрии. Согласно данным исследования, проведенного некоммерческой организацией EuropeActive, представляющей европейский сектор здравоохранения и фитнеса, совместно с консалтинговой компанией Deloitte в конце 2017 года, европейский рынок спортивных услуг вырос на 3% за последний год, количество членов фитнес-клубов увеличилось до 60 миллионов. К слову, Европа является крупнейшим рынком фитнес-индустрии в мире, его объем оценивается в 26 миллиардов евро.

Развитие индустрии спортивных и фитнес-услуг говорит о том, что операторам понадобятся площади для открытия новых объектов, и торговые центры могут стать очень хорошими локациями. К примеру, фитнес-центры и спортивные клубы расположены в таких известных шопинг-моллах, как Wroclavia (Вроцлав, Польша), где работает CityFit, Plan De Campagne (Кабриес, Франция) с центром Fitness Park, Wola Park и Galeria Północna (Варшава, Польша), в которых размещены фитнес-клубы Calypso, Axis İ stanbul (Стамбул, Турция) с MACFit, Mall of Switzerland (Люзерн, Швейцария), где представлен ONE Training Centre. В рамках расширения ТРЦ Westfield London (Лондон, Великобритания) в июне текущего года в нем будет открыта специализированная спортивная студия FirstLight Cycle.

Активно открываются фитнес-центры и в американских моллах. Как сообщает бизнес-сайт CNBC.com со ссылкой на данные исследовательской компании CoStar, за последние пять лет количество сделок по аренде спортклубами помещений в торговых центрах США почти удвоилось, сегодня на таких арендаторов приходится 1% от общего объема рынка торговой недвижимости страны. К примеру, по данным издания Wall Street Journal, девелоперская компания General Growth Properties планирует открыть спортивные залы примерно в половине из своих 115 моллов в течение 10 лет. В 44% объектов, входящих в портфель Phillips Edison & Company (собственник, девелопер и управляющая компания из США, владеющая 230 торговыми центрами и управляющая 340 объектами), представлены спортивные залы. Международная девелоперская компания Westfield владеет 33 моллами в США, в большей части из них также имеются помещения для занятий спортом.

Несмотря на подобную тенденцию, некоторые эксперты все еще скептически относятся к эффективности размещения спортивных студий в торговых центрах. Можно сказать, что мнения разделились на два лагеря. При этом оптимистов, считающих, что такое сотрудничество произведет положительный эффект, – больше. Их аргументы – сокращение вакантности, сдача в аренду менее привлекательных площадей и усиление сложных в плане навигации зон, увеличение трафика. Кроме того, эксперты – и зарубежные, и украинские – ожидают, что таким образом увеличится оборот других арендаторов торговых центров, ведь люди будут посещать магазины, например, спортивных товаров, или рестораны, или планировать время так, чтобы совместить занятия спортом с решением других вопросов. «Для многих спорт – это образ жизни, стиль мышления. Начав однажды, люди приобретают привычку, которая становится частью не только их жизни, но, зачастую, и семейной идеологией. Безусловно, наличие в ТРЦ локации, которая является не прихотью, а необходимостью для людей – это огромный бонус и обеспечение стабильным, а главное систематическим трафиком качественной аудитории», – говорит Ян Шкуро, старший консультант по маркетингу ТРЦ «Ривьера» (Одесса).


Продолжение читайте в журнале Commercial Property №4(176) апрель 2018.