21.11.2018

Оконный рынок: в тренде − энергоэффективность

ЖК Busov Hill, Киев

ФОТО: ЖК BUSOV HILL


ТРЕНД НА ОПТИМИЗАЦИЮ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ЗДАНИЙ, ПРОГРАММЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ И ПРИНЯТИЕ ЗАКОНА ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ НЕДВИЖИМОСТИ – ЛИШЬ НЕСКОЛЬКО ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ РЫНКА СВЕТОПРОЗРАЧНЫХ И ФАСАДНЫХ КОНСТРУКЦИЙ УКРАИНЫ.


Текст: Оксана Бабенко


ДИНАМИКА РЫНКА

Рынок светопрозрачных и фасадных конструкций Украины, напрямую зависящий от ситуации в строительной отрасли страны, в 2017 году демонстрировал достаточно высокие показатели роста. При этом, как отмечают игроки данного сектора, положительная динамика наблюдалась несколько лет подряд. Однако в разрезе отдельных типов конструкций показатели могут отличаться. По данным компании « Вікна-Стар», специализирующейся на ПВХ-системах, в 2017 году сектор вырос примерно на 15-20% и его объем оценивался в 6-6,3 миллиона изделий. Снижение динамики – до 5-10% – предприятие прогнозирует на текущий год. OLTA, производитель различных типов оконных конструкций, оценивает рост рынка примерно в 25-35% в год; однако в нынешнем году динамика замедлилась до 3-5%. Компания Pro Consulting, ссылаясь на данные Госкомстата Украины, отмечает, что в прошлом году продукции из стекла для оконных конструкций было реализовано на сумму примерно 10 миллиардов гривен, что почти на 26% больше, чем в 2016 (около 7,9 миллиарда гривен). По оценкам аналитиков, большая часть рынка оконных и фасадных конструкций в Украине приходится на внутреннее производство, из которого 25% составляет экспорт. Доля импортной продукции не превышает 10%.

Помимо активного строительства различных типов недвижимости, в особенности жилой, Иван Шпак, аналитик компании Pro Consulting, выделяет несколько других факторов, которые положительно сказались на объемах рынка светопрозрачных и фасадных конструкций:

  • рост цен на энергоносители и коммунальные услуги, что способствовало обновлению и установке новых энергосберегающих окон;
  • запуск программ по энергосбережению, в частности государственной программы по выдаче кредитов и программы IQ Energy от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), которые предусматривают частичную компенсацию или кредит с низкой процентной ставкой на покупку энергосберегающих товаров, в том числе оконных и фасадных конструкций.

Данные программы имеют положительное влияние на рынок, так как покупатели получают скидку или рассрочку, а производители отмечают дополнительный спрос.

Несмотря на положительную динамику отрасли, это не уберегло некоторые компании от банкротства. Рынок светопрозрачных конструкций всегда был высококонкурентным – говорят эксперты, поэтому любые колебания приводят к изменению состава игроков. В первую очередь закрываются небольшие фирмы. «Или они частично переходят в разряд дилеров», – добавляет Михаил Орленко, коммерческий директор компании « Вікна-Стар». Крупные игроки удерживают позиции или продолжают расширяться. «Конкуренция присутствует, но не такая жесткая, как лет пять назад. Все же системных игроков на рынке стало меньше», – считает Федор Саплашенко, директор компании-производителя алюминиевых профилей ETEM.
Изменились и требования заказчиков к оконным системам и сопутствующим услугам, а это значит, что игрокам рынка необходимо пересматривать подходы к ведению бизнеса. «Сейчас потребители требуют не только безусловного качества светопрозрачных конструкций, но и такого же безупречного сервиса и постпродажной поддержки. Игроки, которые могут это обеспечить, остаются и укрупняются, а кто не в силах – покидает рынок», – рассказывает Александр Краснобрыжий, региональный директор компании OLTA. Иван Богдан, коммерческий директор компании-производителя фурнитуры « Винкхаус Украина», считает, что предприятия, оставшиеся на рынке, конкурируют между собой стоимостью продукции и эффективностью управления бизнесом. А вот Schüco Ukraine, поставщик систем из алюминия, ПВХ и стали, добавляет, что фактором конкуренции сегодня является не только цена, хотя задача снижения себестоимости строительства зачастую ставится заказчиком во главу угла. «Среди прочего, бывают объекты, где конкуренция обусловлена техническими возможностями систем, дизайном, сопутствующим сервисом и другими важными факторами», – говорит Алексей Сверчков, коммерческий директор Schüco Ukraine.


Продолжение читайте в журнале Commercial Property №10(183) ноябрь 2018.