Основные форматы организованной розничной торговли, по данным SMT Developments, российской консалтинговой компании в сфере недвижимости | |
Название | Описание |
Гипермаркет | Магазин самообслуживания, торгующий продовольственными и непродовольственными товарами на единой торговой площади и предоставляющий дополнительные услуги. Торговая площадь гипермаркета – не менее 3 тысяч м2. Ассортимент товара – от 30 до 55 тысяч наименований. Гипермаркеты имеют парковку, соответствующую торговой площади с парковочным индексом от 4,5 до 6 машиномест на 100 м2. Зона обслуживания гипермаркета может достигать семи километров в радиусе. |
Супермаркет | Магазин самообслуживания, торгующий продовольственными и сопутствующими непродовольственными товарами на единой торговой площадке. Торговая площадь супермаркета – от 600 до 3 тысяч м2. Ассортимент товара – от 12 до 25 тысяч наименований. Зона обслуживания супермаркета составляет 1,5-2,5 км. |
Дискаунтер | Магазин самообслуживания, торгующий товарами повседневного спроса по сниженным ценам, без предоставления каких-либо дополнительных услуг. Ассортимент не превышает 600 – 1000 наименований товаров. Как показывает практика, одно из основных условий успешного существования дискаунтера – выбор сетевого формата торговли с количеством магазинов в сети не менее 40 (в международной практике). Как правило, дискаунтеры располагаются в спальных и отдаленных районах города. |
Универсам | Продовольственный магазин частичного самообслуживания (с элементами торговли через прилавок) площадью от 500 м2. Как правило, универсамы расположены в жилых кварталах и обслуживают территорию в радиусе 700-1000 метров. Ассортимент товаров может достигать 6-8 тысяч наименований. |
Гастроном | Магазин площадью менее 500 м2, осуществляющий торговлю продуктами питания через прилавок (не самообслуживание). Ассортимент товаров может достигать 2,5-3 тысячи наименований. |
Классификация форматов розничной торговли, по данным «Colliers International Украина» | |||||
Название | Общее описание | Средняя ст-ть покупки и цены | Парковка | Торговая площадь | Ассортимент |
Экономичный супермаркет (дискаунтер) | Магазин наиболее полно удовлетворяет первоочередные потребности клиентов | Низкая. Цены сопоставимы с ценами на мелкооптовых рынках | Часто отсутствует |
Не более 1000 м2. Наиболее популярный размер – от 300 до 700 м2 |
Как правило до 1500 наименований товара |
Классический супермаркет | Удовлетворяет широкие потребности клиентов. Большое количество категорий товаров при относительно небольшом разнообразии вариантов внутри каждой категории |
Высокая. Цены средние, выше, чем в дискаунтере |
Обязательна | От 700 до 3000 м2 | От 7 до 25-40 тысяч наименований |
Классический гипермаркет | Удовлетворяет самые широкие потребности покупателей. Большое разнообразие товаров в рамках одной группы |
Высокая. Цены смешанные, в среднем достаточно низкие |
Обязательна | От 2,5 до десятков тысяч м2 | Как правило, 30-60 тысяч наименований |
Дискаунтный гипермаркет | Удовлетворяет широкие потребности покупателей по низким ценам. Большее разнообразие товаров, чем в супермаркете, но товар включается в ассортимент при возможности установления низких цен продажи |
Высокая. Цены низкие |
Обязательна | От 2,5 до десятков тысяч м2 | 30-60 тысяч наименований и более |
Мультиформат-ные сети | В последнее время создаются сетевые торговые предприятия, имеющие в своем составе магазины разных форматов, что позволяет инвесторам расширить присутствие на рынке, увеличивая круг потенциальных покупателей и включая в него клиентов с различным уровнем дохода. Это повышает конкурентоспособность сети, но усложняет управление логистикой. |
Характеристика форматов оптовой торговли продуктами питания (Food Wholesale), по данным M+M Planet Retail | |
Название | Описание |
Гипермаркет Hypermarket |
Магазин самообслуживания с торговой площадью более 5 тысяч м2, предлагающий полный спектр продовольственных и широкий спектр непродовольственных товаров. |
Супермаркет Superstore |
Магазин самообслуживания с торговой площадью от 2,5 до 5 тысяч м2. Как и гипермаркеты, супермаркеты предлагают полный спектр продовольственных товаров, но в силу меньшей площади их непродовольственное предложение более ограничено. |
Экономичный супермаркет Discount Superstore |
Большой формат (от 2,5 тысячи м2) универсальной торговли, ориентированной на низкие цены, с широким ассортиментом непродовольственных товаров, товаров по уходу за телом, продовольственных товаров (30-40% ассортимента). Наиболее популярны в Северной Америке. |
Склад-клуб Warehouse Club | Торговый объект большой площади, реализующий товары как корпоративным (оптовая продажа), так и индивидуальным клиентам (розница), являющимся членами клуба. Последние обычно обязаны вносить ежегодную плату. Формат особенно широко распространен в Северной Америке. |
Классический супермаркет Supermarket |
Магазин самообслуживания с торговой площадью от 400 до 2,5 тысячи м2, специализирующийся, как правило, на продаже продовольственных товаров. |
Магазин по соседству Neighborhood Store |
Небольшой продовольственный магазин с торговой площадью менее 400 м2. Как правило, по ассортименту схож с супермаркетами, но в данном формате существует также и обслуживание. |
Продовольственный отдел Food Department | Отдел по розничной торговле продовольственными товарами в более крупном торговом объекте, как правило, занимающий целый этаж. |
Гастрономический магазин Delicatessen |
Небольшой по площади магазин, как правило, специализирующийся на специфических видах продовольственных товаров (мяса, вина, сыра), а также учитывающий национальные и региональные предпочтения потребителей. |
Магазинчик, работающий допоздна Convenience Store |
Небольшой продовольственный магазин, отличающийся широким графиком работы и заметным акцентом на таких факторах удобства, как продажа готовых блюд и продуктов быстрого приготовления. Кроме того, представлены традиционные продовольственные товары и незначительный выбор непродовольственных. Как правило, расположены при автозаправочных станциях и ориентируются на людей, забывших приобрести что-либо в основных местах покупки. |
Магазин при АЗС Forecourt Store |
Удобный магазин, расположенный при АЗС. Как правило, находится в совместной собственности оператора АЗС и ритейлера. |
Дискаунтер Discount Store |
Продовольственный магазин с торговой площадью от 1 тысячи м2. Формат наиболее распространен в Европе, где и появился (Германия). Существует в двух различных версиях: жесткий дискаунтер (hard discount store), который почти полностью ориентирован на собственные торговые марки и низкий уровень цен; и мягкий дискаунтер (soft discount stores), предлагающий более широкий выбор фирменных изделий и свежих продуктов питания. |
Аптека Drugstore |
Торговый объект, специализирующийся на продаже лекарственных препаратов, товаров по уходу за телом, парфюмерии, чистящих средств, товаров для детей и домашних животных. |
Магазин спиртных напитков Liquor Store, Off-licence store |
Розничный магазин, специализирующийся на продаже спиртных напитков. |
Винный погреб Wine cellar |
Магазин, специализирующийся на продаже вина (не обязательно расположенный в подвале или цокольном этаже). |
Булочная, пекарня Bakery |
Небольшие специализированные магазины, продающие (как правило, через прилавок) все типы хлебобулочных изделий. Зачастую продукция производится в пределах магазина. Большие булочные включают также кафе-угол. |
Кондитерский магазин Patisserie |
Небольшой продовольственный магазин, предлагающий пирожные и другие специфические мучные изделия, а также шоколад. Покупатели обслуживаются через прилавок. |
Магазин здоровой пищи Health Food Store |
Продовольственный магазин (иногда построенный на принципах самообслуживания), предлагающий здоровые, естественные и органические продовольственные продукты всех типов. Размеры объекта могут варьироваться в пределах уровней от магазина по соседству до универсама. |
Магазин замороженных продуктов Frozen Food Store |
Продовольственный магазин (как правило, построенный на принципах самообслуживания), предлагающий замороженные продукты. Размеры магазина могут варьироваться в пределах уровней от магазина по соседству до универсама. |
Специализированный продуктовый магазин Specialist Food Store |
Продовольственный магазин, специализирующийся на продаже одного или небольшого количества определенных типов продуктов питания. Существующие форматы специализации включают: гастрономию, спиртные напитки, вино, хлебобулочные изделия, сыр, мясные, рыбные, диетические, органические и замороженные продукты. |
Киоск Kiosk |
Маленький магазин, продающий газеты и журналы, а также ограниченный ассортимент продуктов питания, сладостей, табачных изделий и спиртных напитков через прилавочное окно. Как правило, имеет продолжительный график работы, что позволяет ему конкурировать с универсамами. Общая площадь объекта находится в диапазоне от 10 до 50 м2. |
Торговый автомат Vending Machine |
Полностью автоматизированный магазин, обычно расположенный на железнодорожных станциях и в других местах с большими людскими потоками. Как правило, осуществляет продажу нескоропортящихся продуктов, например, конфет и безалкогольных напитков, но в ряде случаев также свежих фруктов и бутербродов. |
Автолавка Mobile Store |
Магазин на основе транспортного средства, обычно продающий основные продукты питания всех типов в удаленных областях, где наблюдается дефицит торговых заведений. Существуют также автолавки, специализирующиеся на замороженных продуктах питания. |
Комбинированный продовольственный и аптечный магазин Combination of Food & Drug Store |
Магазин, предлагающий широкий выбор продовольственных товаров и лекарственных препаратов, которые, как правило, не продаются в стандартных продовольственных магазинах. |
Универсальный магазин Department Store |
Расположенный в центре города торговый объект, предлагающий широкий выбор товаров (каждый – в отдельных департаментах), включая одежду, хозяйственные товары, мебель, канцелярские принадлежности, а также продукты питания. |
Cash & Carry | Оптовый формат торговли, основанный на членстве и предназначенный для торговых посредников и коммерческих клиентов (операторов магазинов и ресторанов). Предполагает самообслуживание, оплату на кассе (аналогично супер- и гипермаркету) и самовывоз приобретенных товаров. В некоторых странах (например, Восточной Европы) торговые объекты данного формата также реализуют товары физическим лицам. |
Оптовая продажа с доставкой Delivered Wholesale |
В отличие от формата Cash & Carry, предполагает доставку продовольственных и непродовольственных товаров покупателям за счет продавца. |
Продуктовые услуги Foodservice |
Предполагает организованную поставку продуктов питания и готовых блюд оптовым потребителям, включая гостиницы, рестораны, столовые, а также частным и институциональным операторам кэйтеринга. |