25.06.2012

Ужесточена ответственность за антимонопольные нарушения

По данным ЮФ Arzinger, в последние месяцы наблюдается тенденция к ужесточению санкций за нарушения в сфере конкуренции, которые накладываются органами Антимонопольного комитета Украины (АМКУ).

В частности, все чаще АМКУ применяет максимальные штрафные санкции, то есть 5% или 10% от годовой выручки компании – в зависимости от вида нарушения. Как известно, в большинстве случаев антимонопольные органы применяли достаточно символические штрафы, невзирая на очевидные достаточно широкие возможности. В то же время, последние события свидетельствуют о том, что АМКУ начинает в полном объеме пользоваться собственными полномочиями.

18 июня 2012 года АМКУ проинформировал о том, что с 1 июля 2012 года за осуществление экономической концентрации без предварительного разрешения АМКУ на концентрацию (в случае, когда такое разрешение необходимо получать), комитет будет применять максимально возможные штрафные санкции, то есть 5 % от годовой выручки субъектов хозяйствования в лице групп субъектов хозяйствования – участников концентрации (в том числе учитываются доходы групп за рубежом).

В Украине на сегодняшний день действуют очень низкие пороговые показатели, которые требуют формального согласования практически каждой сделки с антимонопольным органом Украины, в частности, сделок foreign-to-foreign, которые не имеют практического влияния на состояние конкуренции в Украине, однако по формальным признакам должны предварительно согласовываться с украинским антимонопольным ведомством. Так, обязательного предварительного согласования требуют сделки в случае, если совокупный оборот или совокупная стоимость активов ее участников, в том числе за рубежом, превышает 12 миллионов евро, и при этом стоимость активов или оборот не менее чем у двух участников концентрации, в том числе за рубежом, превышает 1 миллион евро, и стоимость активов или оборот в Украине хотя бы у одного участника концентрации превышает 1 миллион евро.

До недавнего времени многие иностранные компании, ввиду незначительной доли бизнеса в Украине на фоне глобальной трансакции, а также ввиду отсутствия широкой правоприменительной практики и высоких санкций за соответствующие нарушения, попросту забывали о необходимости согласования сделки с украинским антимонопольным регулятором.

Учитывая, однако, последние законодательные и правоприменительные тенденции, потенциальные санкции за несоблюдение требований украинского законодательства о концентрациях могут вылиться в существенные финансовые потери, а также повлечь признания сделки недействительной.

Так, в декабре 2011 года Высший хозяйственный суд Украины в своем разъяснении о применении судами антимонопольного законодательства указал, что неполучение разрешения АМКУ на концентрацию в сделках, где получение такого разрешения необходимо, может повлечь признание такой сделки недействительной в судебном порядке по иску АМКУ. Также АМКУ имеет право обратиться с иском об отмене государственной регистрации предприятия, которое создано в результате концентрации.