05.01.2009

Рынок теплоизоляционных материалов: рост не предвидится



	
	

Одной из ключевых современных проблем рынка теплоизоляционных материалов (ТИМ), эксперты считают повышение цен на энергоносители и ужесточение норм по теплоизоляции сооружений, а также медленное развитие отечественного производства теплоизоляции. По словам Виктора Киндзерского, исполнительного директора Rockwool в Украине, отечественная продукция составляет 30%, а импортная – 70%.

Однако не все импортные материалы отвечают высоким стандартам качества, как, например, китайские. Такую продукцию невозможно применять, поскольку она не имеет ни сертификатов соответствия, ни протоколов пожарной безопасности. «Выход на рынок поставщиков сомнительного качества – одна из важных проблем нескольких последних лет. Демпинговые цены, по которым работают поставщики низкопробного материала, привлекает потребителя, который не всегда отдает предпочтение качеству», – отмечает Вадим Скалыга, региональный руководитель проекта ISOBOX.

На развитие рынка ТИМ негативно влияет также слабая информированность потребителей о преимуществах использования теплоизоляционных материалов. По словам Андрея Павлика, директора компании «Кнауф Инсулейшн Украина», такая ситуация связана, в первую очередь, с отсутствием мотивации со стороны государства для применения энергосберегающих технологий в строительстве. «Для формирования «энергоэффективного» мышления необходимо приложить немалые усилия по обучению и популяризации самой идеи, как среди конечных потребителей, так и среди корпоративних заказчиков, а также на государственном уровне», – отмечает Андрей Павлик.

Развитие рынка ТИМ на данный момент происходит в условиях экономической неопределенности, что затрудняет прогнозирование основных процессов на ближайшую перспективу. Большинство игроков рынка склонно считать, что ситуация прояснится не ранее второй половины 2009 года. Тем не менее, на основе имеющихся данных, а также потребностей украинского рынка некоторые прогнозы на будущий год сделать все же возможно.

В частности, основными тенденциями, по мнению ведущих операторов, станут:

1) переформатирование рынка. Наблюдается закономерный процесс формирования рынка – укрупнение и структуризация строительных компаний и фирм-производителей, постепенный переход от мелких производителей к крупным операторам, которые в дальнейшем будут вести цивилизованную конкурентную борьбу, инвестируя в производство. Эксперты отмечают, что только высокотехнологичное производство с развитой логистикой будет способно удерживать свою долю рынка;

2) расширение ассортимента изделий. По-прежнему основную долю рынка будут занимать минераловатные изделия и экструдированный пенополистирол;

3) усиление конкуренции, что связано с активизацией поставок ТИМ российского производства (ТМ «ТЕХНО», «Изобокс», «Изовол» и др.);

4) возможный выход на рынок новых производителей. По прогнозам отечественных специалистов, во второй половине 2009 года украинский рынок ТИМ должен пополниться несколькими новыми компаниями-производителями. Однако, компании-импортеры, работающие на украинском рынке ТИМ, отрицают такое развитие событий, отмечая, что нестабильная экономическая ситуация в стране, низкий уровень инвестиционной привлекательности и высокие риски, отпугивающие зарубежные компании, не привлекут новых игроков в следующем году.

Кроме того, о существенном потенциале развития отечественного рынка теплоизоляции и привлекательности инвестирования в эту отрасль свидетельствует отсутствие украинского крупномасштабного производства минераловатных утеплителей. По мнению экспертов, единственное, чего следует ожидать от рынка ТИМ в 2009 году, – это появления новых продуктов (Подробно об основных аспектах развития и проблемах украинского рынка теплоизоляционных материалов читайте в декабрьском номере журнала «Commercial Property» №12(64)).