22.08.2013

Плюсы и минусы Закона «Об аудиторской деятельности»



	
	

Компания EY, специализирующаяся на аудите, налогообложении и праве, оценивает инициативы Министерства финансов Украины, направленные на повышение качества аудиторской деятельности и укрепление доверия инвесторов и других пользователей к финансовой отчетности, как положительные.

В частности, речь идет о намерении Министерства финансов усилить ответственность аудиторов и аудиторских фирм за выполненную работу и осложнить деятельность тех, кто не выполняет требования международных стандартов аудита.

Однако наряду с положительными предложениями к Закону Украины «Об аудиторской деятельности», законопроект содержит положения, которые не соответствуют лучшему мировому опыту. Например, речь идет об ограничении предоставления услуг по аудиту и обзору финансовой отчетности одному и тому же субъекту более семи лет подряд (далее – «ротация»).

По результатам многочисленных независимых исследований в странах, где введена ротация, наблюдается: 1) отсутствие улучшения качества аудита при обязательной ротации аудиторской фирмы, 2) увеличение риска ложного аудиторского заключения в течение первых двух лет аудита после смены аудиторской фирмы.

Директива 2006/43/ЕС от 17 мая 2006 года «Об обязательном аудите годовой финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности» не требует проводить обязательную ротацию аудиторской фирмы. Требование по ротации партнера (руководителя проверки) каждые семь лет пока установлено только к обязательному аудиту компаний, которые являются общественно значимыми.

Повышения качества финансовой отчетности и укрепления доверия пользователей к ней и аудиторским заключениям можно достичь не посредством ротации, а другими, более эффективными, с точки зрения международного опыта, методами:

  • Повышение роли аудиторских комитетов в структуре корпоративного управления общественно значимых компаний. Ведь именно аудиторские комитеты наряду с выполнением других обязанностей оценивают качество услуг и независимость аудиторской фирмы.
  • Улучшение системы внутреннего контроля, в том числе введение института обязательного внутреннего аудита в общественно значимых компаниях, с подчинением такой службы аудиторскому комитету.
  • Повышение ответственности аудиторского комитета и руководства предприятия за полноту и достоверность информации, раскрываемой в финансовой отчетности, а также за выбор аудитора. Наличие ответственности будет мотивировать руководство компаний поручать проведение аудита именно независимым аудиторам, а не так называемым «удобным», «дружественным», «дешевым» аудиторам.
  • Осуществление эффективного внешнего контроля качества аудита.