22.03.2010

NAI Pickard: годовой обзор рынка недвижимости Украины 2009



	
	

Компания NAI Pickard опубликовала обзор рынка коммерческой недвижимости Украины за 2009 год.

По данным компании, начавшийся осенью 2008 года кризис вынудил многих инвесторов свернуть свои программы и планы по освоению средств во всем мире. Украине, которая с 2004 года привлекала от $4 до $8 миллиардов инвестиций ежегодно, за 9 месяцев 2009 года удалось привлечь не более $2,9 миллиарда. Сократились также внутренние инвестиции в экономику страны.

В период кризиса определенную устойчивость демонстрировала гостиничная недвижимость на фоне других сегментов. Компания называет следующие причины этого явления – перспектива принимать матчи Евро-2012 (Киев, Львов, Донецк, Харьков), зависимость наиболее качественных объектов этого сегмента от спроса, формируемого иностранными гражданами, общий дефицит качественного предложения. На волне оптимизма в отношении Евро-2012 многие владельцы проектов рассчитывают привлечь инвестиции, или как минимум – международных сетевых гостиничных операторов. В связи с кризисом спрос на гостиничные услуги снизился. По данным NAI Pickard, в результате кризисных явлений уровень заполняемости киевских гостиниц сократился в среднем на 20%, цены также сократились на 20%.

Согласно прогнозам компании, основными рынками, на которых будут развиваться проекты гостиниц, станут города, принимающие матчи, – Харьков, Донецк, Киев, Львов, а также наиболее популярные курорты страны – АРК, Карпаты. По данным NAI Pickard, намерение развиваться в Украине выразили международные гостиничные операторы Fairmont Hotels & Resorts, Accor Group, Reikartz Hotels & Resorts, IHG, Starwood Hotels & Resorts, Wyndham Hotels & Resorts.

Кризисные тенденции отразились на развитии рынка торговых центров Украины. Они проявлялись в снижении уровня посещаемости ТЦ, увеличении доли вакантных площадей, снижении средней арендной ставки. Тем не менее, NAI Pickard отмечает и положительные тенденции: расширение сети продуктовых гипермаркетов «Ашан», строительных гипермаркетов OBI, магазинов модной одежды Zara, открытие первых торговых точек продовольственных сетей Real и Novus. Помимо этого, к выходу на украинский рынок готовится ряд других международных операторов.

По данным NAI Pickard, с конца 2008 года значительно снизились арендные ставки во всех украинских торговых объектах. В долларовом эквиваленте средняя арендная ставка уменьшилась на 40-45%.

По прогнозам компании, 2010 год не обещает быть богатым на введение в эксплуатацию новых торговых центров. Открывающиеся объекты – преимущественно те, которые с наступлением кризиса находились на высокой стадии готовности. Уровень заполняемости торговых центров будет увеличиваться: операторы вполне приспособились к новым реалиям, и в этих условиях развивают свои сети. Откровенно неудачные проекты с высокой долей вероятности будут вынуждены прибегнуть к реконцепции.