Компания NAI Pickard опубликовала обзор рынка коммерческой недвижимости Украины за 2009 год.
По данным компании, начавшийся осенью 2008 года кризис вынудил многих инвесторов свернуть свои программы и планы по освоению средств во всем мире. Украине, которая с 2004 года привлекала от $4 до $8 миллиардов инвестиций ежегодно, за 9 месяцев 2009 года удалось привлечь не более $2,9 миллиарда. Сократились также внутренние инвестиции в экономику страны.
В период кризиса определенную устойчивость демонстрировала гостиничная недвижимость на фоне других сегментов. Компания называет следующие причины этого явления – перспектива принимать матчи Евро-2012 (Киев, Львов, Донецк, Харьков), зависимость наиболее качественных объектов этого сегмента от спроса, формируемого иностранными гражданами, общий дефицит качественного предложения. На волне оптимизма в отношении Евро-2012 многие владельцы проектов рассчитывают привлечь инвестиции, или как минимум – международных сетевых гостиничных операторов. В связи с кризисом спрос на гостиничные услуги снизился. По данным NAI Pickard, в результате кризисных явлений уровень заполняемости киевских гостиниц сократился в среднем на 20%, цены также сократились на 20%.
Согласно прогнозам компании, основными рынками, на которых будут развиваться проекты гостиниц, станут города, принимающие матчи, – Харьков, Донецк, Киев, Львов, а также наиболее популярные курорты страны – АРК, Карпаты. По данным NAI Pickard, намерение развиваться в Украине выразили международные гостиничные операторы Fairmont Hotels & Resorts, Accor Group, Reikartz Hotels & Resorts, IHG, Starwood Hotels & Resorts, Wyndham Hotels & Resorts.
Кризисные тенденции отразились на развитии рынка торговых центров Украины. Они проявлялись в снижении уровня посещаемости ТЦ, увеличении доли вакантных площадей, снижении средней арендной ставки. Тем не менее, NAI Pickard отмечает и положительные тенденции: расширение сети продуктовых гипермаркетов «Ашан», строительных гипермаркетов OBI, магазинов модной одежды Zara, открытие первых торговых точек продовольственных сетей Real и Novus. Помимо этого, к выходу на украинский рынок готовится ряд других международных операторов.
По данным NAI Pickard, с конца 2008 года значительно снизились арендные ставки во всех украинских торговых объектах. В долларовом эквиваленте средняя арендная ставка уменьшилась на 40-45%.
По прогнозам компании, 2010 год не обещает быть богатым на введение в эксплуатацию новых торговых центров. Открывающиеся объекты – преимущественно те, которые с наступлением кризиса находились на высокой стадии готовности. Уровень заполняемости торговых центров будет увеличиваться: операторы вполне приспособились к новым реалиям, и в этих условиях развивают свои сети. Откровенно неудачные проекты с высокой долей вероятности будут вынуждены прибегнуть к реконцепции.