18.12.2012

Кондиционерный рынок теряет рентабельность?



	
	
Кондиционерный рынок теряет рентабельность?

Фото: Publicity Creating

13 декабря 2012 года состоялась пресс-конференция компании «Ликонд» на тему «Украинский рынок 2012 года: итоги, тенденции, перспективы».

В ходе пресс-конференции были подведены итоги 2012 года на украинском кондиционерном рынке, озвучены современные тенденции европейского рынка и перспективы развития климатической отрасли в целом. Владимир Степура, директор компании «Ликонд», представил информацию о текущем состоянии украинского климатического рынка и прогнозах развития на 2013 год.

По словам Владимира Степуры, в 2012 году основное влияние на рынок климатического оборудования оказывали такие факторы как снижение доходов населения, сокращение доступа к заемным средствам, снижение активности в строительной сфере (за исключением Евро-2012), низкий уровень ПИИ, снижение инвестиционной привлекательности украинского рынка, др.

Согласно озвученным данным, 2012 году на рынке климатического оборудования Украины имели место следующие тенденции:

  • сокращение рынка практически во всех сегментах. Падение, которое началось в 2011 году, оценивается даже ниже пессимистического прогноза в 15%, реально рынок сократился на 20-25% в бытовом сегменте;
  • повышение цен на оборудование бытовой гаммы кондиционеров воздуха низкого ценового сегмента на некоторые торговые марки в первом полугодии 2012. Однако те компании, которые решили свернуть кондиционерный бизнес, распродавали оборудование без получения прибыли, снижая цены;
  • образование значительных запасов нераспроданного кондиционерного оборудования 2011 года и, как следствие, произошло снижение закупок дистрибьюторов. Существуют и переходные остатки на конец 2012 года;
  • борьба в среднем ценовом сегменте между ведущими мировыми брендами;
  • минимизация складских запасов со стороны инсталляционных компаний;
  • дальнейшая адаптация кондиционерных компаний к работе в жестких условиях кризиса и конкуренции, др.

Одной из важных тенденций, характеризующих рынок в 2012 году, стало усиление интереса потребителей и корпоративных клиентов к энергоэффективному оборудованию и новым технологиям, что отразилось на продажах нового оборудования и систем, в которых воплощены указанные инновации.

В целом, на сегодняшний день украинский кондиционерный рынок эксперты компании «Ликонд» характеризуют следующими параметрами:

  • количество марок кондиционеров – 60;
  • ведущие дистрибьюторские компании – 10-15;
  • количество дилеров – более 1500;
  • высокая доля одинарных сплит-систем (около 96%);
  • достаточно высокая доля сплит-систем не инверторного типа (около 10%);
  • низкая доля мультисплит-систем (не более 1%).

По прогнозам экспертов, в 2013 году ожидается стагнация рынка климатического оборудования во всех сегментах, и, как следствие, снижение рентабельности кондиционерного бизнеса. Среди других тенденций, прогнозируемых на 2013 год, эксперты отмечают:

  • неравномерная динамика как среди различных сегментов рынка, так и отдельных видов оборудования внутри отдельного сегмента;
  • возрастание роли сегмента рынка по замене морально/физически устаревшего кондиционерного оборудования на новое оборудование;
  • появление на рынке моделей, продажа которых будет запрещена в Европе с 01.01.2013 (не инверторы с более высоким EER/COP, чем ранее);
  • снижение закупок дистрибьюторов;
  • увеличение конкуренции между компаниями в связи со сжатием кондиционерного рынка;
  • перераспределение долей между операторами рынка, поиск путей сохранения рыночных долей, др.

Комментируя результаты 2012 года для компании «Ликонд», Владимир Степура отметил: «Есть много показателей, по которым оценивается работа компании. Если брать по дилерской сети, она у нас расширилась, количество клиентов, партнеров у нас возросло. С точки зрения рыночной доли в марке Daikin – она достигла 50%, тоже есть позитив. Если говорить об экономических показателях, то рентабельность снизилась. Но, как любая фирма, мы на год составляем бюджет. Наш бюджет выполнен с очень высокой точностью».