Согласно исследованию Jones Lang LaSalle «Ключевые города и восходящие звезды рынка ритейла», в течение пяти лет крупнейшие города России и Украины – Москва, Санкт-Петербург и Киев – будут лидировать в Европе по динамике розничных продаж. При ежегодном приросте показателя на уровне 4,2-4,8% они займут соответственно третье, четвертое и пятое места в рейтинге наиболее активно растущих розничных рынков Европы.
Сегодня Москва, Санкт-Петербург и Киев входят в число 20 крупнейших европейских рынков по количеству населения, тогда как покупательная способность жителей этих городов в целом значительно ниже. Так, если по количеству жителей Москва занимает 1-е место, то по покупательной способности только 46-е (средний объем годовых потребительских расходов на уровне 11 000 евро), Санкт-Петербург на 14-м по населению и на 54-м – по расходам (6300 евро), тогда как Киев, располагающийся на 17-й строчке по числу жителей, по их расходам занимает 57-е место (3600 евро).
Лидерами по покупательной способности населения, согласно исследованию, являются жители таких небольших городов как Цюрих (38 600 евро), Осло (35 300 евро) и Люксембург (27 200 евро).
Олеся Дзюба, заместитель руководителя отдела исследований компании Jones Lang LaSalle по России и СНГ, отмечает: «Несмотря на заметно более низкие доходы населения, именно развивающиеся рынки, характеризующиеся как большим числом жителей, так и высокой долей трат на товары и услуги в общей структуре доходов – вплоть до 75%, будут наиболее привлекательны для ритейлеров в среднесрочной перспективе. На протяжении пяти лет, в 2013-2017 годах, розничные продажи в Москве ежегодно будут расти в среднем на 4,8%, в Санкт-Петербурге – на 4,5%, в Киеве – на 4,2%, что позволит российской столице занять почетное 3-е место в Европе. Санкт-Петербург и Киев также войдут в пятерку лучших с 4-м и 5-м местами соответственно. Более высокие темпы будут наблюдаться только в Турции – по прогнозам, продажи в Стамбуле и Анкаре могут расти более чем на 5% в год».
Показатели европейских рынков ритейла | ||||
Город | № в рейтинге по числу жителей | № в рейтинге по покупательной способности | Средний объем потребительских расходов, евро/год | Максимальная ставка аренды, евро/кв.м/год |
Цюрих | 36 | 1 | 38 600 | 7600 |
Париж | 3 | 5 | 25 600 | 8500 |
Москва | 1 | 46 | 11 000 | 5170 |
Стамбул | 2 | 50 | 8000 | 2700 |
Санкт-Петербург | 14 | 54 | 6300 | 3000 |
Белград | 47 | 56 | 4100 | 1440 |
Киев | 17 | 57 | 3600 | 2400 |
Источник: Jones Lang LaSalle
«Москва является самым большим потребительским рынком в России – на нее приходится около 17% всех розничных продаж в стране. В течение последнего десятилетия в городе наблюдался рост экономики, в результате чего выросли доходы населения и, как следствие, продажи товаров. Позитивный прогноз и масштабы рынка делают Москву одним из самых привлекательных рынков в Европе для международных ритейлеров, – рассказывает Татьяна Мальянова, начальник отдела аренды торговых центров компании Jones Lang LaSalle. – Московский рынок торговых центров является наиболее развитым в России, но, несмотря на это, достаточно молод – массовое строительство качественных объектов здесь началось только на заре 2000-х годов. Российская столица по-прежнему имеет высокий потенциал для дальнейшего развития, что обусловлено экономическими предпосылками и низкой насыщенностью торговыми площадями по сравнению с другими крупными городами Европы».
Анастасия Балмочных, руководитель отдела торговых площадей Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге, комментирует: «Санкт-Петербург – это основной финансовый и промышленный центр Северо-Западного региона России. Рынок ритейла в городе лучше других сегментов рынка недвижимости восстановился после финансового кризиса: в период с 2010 по 2013 год в Санкт-Петербурге было открыто большое количество торговых центров, что привело к росту рынка на 40%. Согласно рейтингу Jones Lang LaSalle, Северная столица входит в десятку наиболее привлекательных городов для ритейлеров, и выход в 2014-2016 годах значительного числа новых качественных объектов позволит международным операторам реализовать свои планы по экспансии на активно развивающийся рынок Санкт-Петербурга».
«Киев является наиболее привлекательным и развитым рынком ритейла в Украине. Экономика страны росла в период с 2000 по 2008 годы, после чего эта динамика была прервана кризисом, – комментирует Анна Чуботина, руководитель отдела торговых площадей Jones Lang LaSalle в Украине. – Сегодня Киев благодаря увеличению доходов населения, повышению уровня розничных продаж и позитивным экономическим перспективам становится одним из самых привлекательных городов для ритейлеров. Развитие как локальных, так и зарубежных сетей пока сдерживается нехваткой качественных торговых площадей – обеспеченность города торговыми центрами является одной из самых низких в Европе. Ситуация кардинально изменится уже в течение 1-2 лет – к выходу заявлено большое число крупных профессиональных объектов».