01.10.2008

Госкомзем раскритиковал Кабмин



	
	

«Отсутствие единого государственного реестра земель, государственного земельного кадастра, контроля за выполнением решений приведет к разбалансированию системы управления земельными ресурсами, а также значительным потерям местного и государственного бюджетов» – заявил Александр Луцкий, первый заместитель начальника Главного управления земельных ресурсов в Киеве, комментируя проект постановления Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 02.04.2002 №449 «Об утверждении формы государственного акта на право собственности на земельный участок и государственного акта на право постоянного пользования земельным участком».

Он напомнил, что согласно статье 13 Конституции Украины, земля является объектом права собственности украинского народа и от имени украинского народа права владельца осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления. При этом Александр Луцкий добавил, что в соответствии с Земельным кодексом Украины по разграничению земель государственной и коммунальной собственности, полномочия относительно распоряжения землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, которыми распоряжаются органы приватизации) в пределах населенных пунктов возлагаются на соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов – на соответствующие органы исполнительной власти.

Согласно статье 33 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», в компетенцию исполнительных органов местных советов отнесена регистрация субъектов права собственности на землю; регистрация права пользования землей и договоров на аренду земли; выдача документов, удостоверяющих права собственности и право пользования землей.

«Таким образом, – отметил Александр Луцкий, – к полномочиям центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов нормами законов не отнесены компетенции относительно распоряжения земельными участками, относительно выдачи государственных актов на право собственности или на право постоянного пользования землей. Поэтому правовых оснований для определения руководителя территориального органа в качестве единого лица, подписывающего государственные акты, нет».

По словам Александра Луцкого, до 2002 года Государственный акт подписывал исключительно председатель соответствующего местного совета или администрации, в то время как руководители органов земельных ресурсов подписывали план внешних границ земельного участка и изменения в размерах и границах земельного участка.

Александр Луцкий объясняет: «Правовым содержанием процедуры визирования государственных актов является контроль со стороны органов по земельным ресурсам технической правильности подготовки госакта, в то время, как подписание документов председателем соответствующего совета или администрации обеспечивает контроль за выполнением собственных решений, наличие у органов власти информации о состоянии земельных отношений на соответствующей территории, дл. Таким образом, Госкомзем провоцирует Кабмин на шаги, которые могут вызвать хаос в системе управления земельными ресурсами, в том числе через дублирование актов на землю».