25.07.2013

Донецк нуждается в торговых площадях



	
	

Исследование рынка торговой недвижимости Донецка, проведенное компанией Colliers International (Украина), показало нехватку качественных помещений и высокий потенциал развития рынка.

Уровень обеспеченности торговыми помещениями жителей Донецка в два раза ниже столичного показателя и составляет 140 кв.м на 1000 жителей, в то время как на 1000 киевлян приходится 284 кв.м.

Дефицит предложения стимулирует рост арендных ставок в лучших торговых комплексах, которые по отдельным проектам практически сравнялись со стоимостью аренды в качественных ТЦ/ТРЦ Киева. В первой половине 2013 года наивысшие арендные ставки на секции 100-300 кв.м в самых успешных ТЦ/ТРЦ Донецка достигали $100/кв.м, что вполне сопоставимо с наивысшей ставкой в лучших ТЦ/ТРЦ столицы Украины – $110/кв.м. В то же время, усредненные значения арендных ставок на аналогичные секции находились в диапазоне $30-70/кв.м.

Профессиональные сетевые ритейл-операторы находятся в ожидании ввода в эксплуатацию новых качественных объектов в Донецке. По мнению экспертов компании Colliers International (Украина), на фоне ТЦ/ТРЦ Донецка значительно выделяются действующий ТРЦ «Донецк-Сити» (общая арендуемая площадь – 70 000 кв.м) и ТРЦ Rose Park (общая арендуемая площадь – 48 000 кв.м). Вторая очередь ТРЦ Rose Park находится в фазе активного строительства.

Елена Чекмезова, MRICS, заместитель директора департамента оценки и консалтинга Colliers International, комментирует: «Донецк, наряду с Одессой и Харьковом, считается одним из наиболее привлекательных областных центров для деятельности профессиональных ритейлеров. При этом дефицит качественных торговых помещений сдерживает открытие новых магазинов сетевых операторов одежды, обуви, других групп товаров. Их присутствие в Донецке будет возрастать по мере ввода в эксплуатацию новых торговых центров, запланированных к открытию в ближайшие 2-4 года».

Игорь Заболоцкий, директор департамента торговой недвижимости Colliers International, комментирует: «С появлением на рынке новых игроков, национальных и международных девелоперов стоит ожидать усиления конкуренции среди торговых центров, развитие новых форматов торговли и укрепление конкурентных позиций существующих объектов за счет маркетинговых и рекламных кампаний. Ввиду усиливающейся конкуренции, новые проекты будут и большего размера, и лучшего качества. Наиболее высокие шансы на формирование лучшего пула арендаторов будут иметь девелоперы, которые первыми реализуют свои проекты».