21.04.2018

Петр Хорошок: воссоздание успеха ТЦ GLOBUS

Петр Хорошок,
управляющий ТЦ GLOBUS

ФОТО: GLOBUS

C 2013 ГОДА ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ УКРАИНЫ И ТОРГОВОЙ НЕДВИЖИМОСТИ ПРИВЕЛИ К УВЕЛИЧЕНИЮ ВАКАНТНОСТИ И СНИЖЕНИЮ ПОСЕЩАЕМОСТИ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ И ОБЪЕКТОВ СТРИТ-РИТЕЙЛА. ДЛЯ КИЕВСКОГО ТЦ GLOBUS ЭТОТ СПАД УСЛОЖНИЛСЯ ЕГО МЕСТОПОЛОЖЕНИЕМ. В 2014 ГОДУ В КОМПАНИЮ LONDON AND REGIONAL PROPERTIES, ВЛАДЕЮЩЕЙ ЭТИМ ОБЪЕКТОМ, ПРИШЛА НОВАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМАНДА. УПРАВЛЯЮЩИМ ТОРГОВЫМ ЦЕНТРОМ СТАЛ ПЕТР ХОРОШОК.

Текст: Яна Писарева


GLOBUS, расположенный в самом сердце Киева – на Площади Независимости, был открыт в 2001 году и стал первым профессиональным ТЦ в Украине. Он пережил два экономических и политических кризиса, что отразилось на его состоянии к 2014 году. Как быстро удалось «реанимировать» ТЦ?

Я, как и вся нынешняя команда, начал работу в середине 2014 года. В то время его вакантность достигала 40%. Такая ситуация, безусловно, была связана с революционными событиями в стране. На тот момент речь шла о том, чтобы сохранить GLOBUS как бизнес и показать рынку, что в ТЦ работает профессиональная управляющая команда. Нашей первостепенной задачей было снижение уровня вакантности, сохранение и расширение действующих арендаторов, переговоры с новыми, интересными торговому центру брендами. Уже к концу первого года работы нам удалось это сделать, в частности, в ТЦ открылся второй супермаркет Billa, два drogerie-магазина Watsons и другие операторы, а вакантность сократилась до 20%. Это были очень важные и показательные сделки на тот сложный период. Вакантность на конец 2015 года составила уже 10%.


Какая вакантность в ТЦ GLOBUS сейчас?

В настоящее время уровень вакантности в ТЦ составляет менее 2%. Что немаловажно, данный показатель держится последние два года. На сегодняшний день в ТЦ работает более 200 арендаторов.


Как удалось удержать старых и привлечь новых арендаторов?

С приходом нашей команды существующие операторы увидели, что торговым центром управляет профессиональный менеджмент. Плюс этому способствовали правильная работа с рынком и абсолютная открытость, сотрудничество с международными и местными консалтинговыми компаниями, а также личные контакты менеджмента. Положительным образом повлияло и правильное распределение обязанностей в команде: администрация ТЦ сфокусировалась на работе с существующими арендаторами, в то время как отдел аренды занялся исключительно новыми сделками. Кроме того, мы провели очень много ремонтных работ по улучшению внешнего вида, а самое главное – состояния коммуникаций внутри торгового центра. Все это позволило усилить и расширить пул брендов. На сегодняшний момент ТЦ ведет переговоры с ключевыми ритейлерами. Часть этих операторов уже представлены в GLOBUS, например, Intertop, LPP Group, MD Fashion, Ultra Group, BROCARD, CityModa, Billa. Я уверен, что нам удастся усилить сотрудничество с этими компаниями, а также новыми брендами, которые еще не были представлены в ТЦ.


ТЦ GLOBUS не имеет развлекательной составляющей, что отличает его от других современных моллов. Может ли ТЦ работать без развлекательной зоны в сегодняшних реалиях рынка?

Крупные ТРЦ имеют сильную развлекательную составляющую, например, боулинг или кинотеатр и роллердром. Ввиду своего размера (GLA – 20 500 м2) и месторасположения наш ТЦ не должен и не может включать в себя данный сегмент. Мы делаем акцент на удобство, быстроту и бизнес-составляющую – рестораны, кафе, фуд-корт и сервисы, что важно для городского жителя.


Иными словами, Вы нашли альтернативу развлекательной части и решили ее усилить? Тем более что сейчас во всем мире растет роль ресторанной составляющей в ТЦ.

Мы знаем нашу целевую аудиторию и предлагаем то, что ей необходимо – шопинг, заведения питания и услуги. Сейчас в ТЦ GLOBUS действует более 10 операторов фуд-корта и 4 крупных ресторана. У нас представлен ресторан сети Дмитрия Борисова «Остання Барикада» (открытие 2016 года), успешно работают «Пузата Хата», Mario's Trattoria и Pesto Сafe с террасой. Мы акцентируем внимание на дальнейшем развитии данного сегмента и в скором времени откроем несколько крупных интересных форматов.


Если говорить о коммерциализации, как сегодня формируется арендная ставка в ТЦ?

Практически во всех договорах аренды присутствует доплата в виде процента от оборота арендатора, однако мы больше нацелены на фиксированную арендную плату.


167_15.jpg

ФОТО: GLOBUS


Вскоре в GLOBUS откроются два двухэтажных fashion-якоря – Reserved и DeFacto. Расскажите, как повлияют эти открытия на деятельность ТЦ?

Открытие первого в Украине магазина DeFacto в GLOBUS 1, а также флагманского Reserved в GLOBUS 2 положительно повлияет на деятельность ТЦ. Эти два якоря станут самыми крупными операторами в категории fashion в обеих частях торгового центра, существенно увеличат его трафик, а также гармонично перераспределят потоки посетителей.


Каковы сейчас показатели трафика?

Ежегодный прирост трафика ТЦ GLOBUS составляет примерно 20%. В 2017 году он достиг 13 миллионов человек, таким образом наш объект стал 8-м в рейтинге самых посещаемых моллов Украины, уступив первенство лишь крупным ТРЦ. Открытие новых якорных арендаторов однозначно приведет к росту посещаемости ТЦ GLOBUS. Однако самое главное – увеличится конверсия для существующих операторов. Поскольку основной трафик генерируют именно популярные бренды, мы будем усиливать их представленность в нашем торговом центре.


Месторасположение ТЦ и большой поток посетителей вызывают необходимость в серьезной службе охраны. Что делается для обеспечения безопасности?

Все понимают, что центральная локация GLOBUS привлекает большое количество людей, но, к счастью, у нас никогда не было существенных нарушений безопасности. До прихода новой команды безопасность ТЦ обеспечивала собственная охрана на объекте. Сейчас мы перешли на форму сотрудничества с подрядчиком, выбрав по результатам тендера одну из самых уважаемых охранных компаний Киева.


В связи с трагическими событиями в ТРЦ в Кемерово (Россия), сейчас особое внимание уделяется противопожарной безопасности в торговых центрах нашей страны. Расскажите о противопожарной системе в ТЦ GLOBUS.

В торговом центре с первых дней работы присутствует круглосуточный пост государственной пожарной охраны и пульт, напрямую связанный с соответствующим подразделением быстрого реагирования. Именно в их обязанности входит проверка площадей общего пользования, а также арендаторов на предмет выполнения норм безопасности. Их физическое присутствие в ТЦ делает контроль более эффективным, а реагирование оперативным.


С приходом новой команды в 2014 году начались активные работы по обновлению ТЦ GLOBUS, а до этого многие арендаторы и посетители были недовольны физическим состоянием объекта. Какие планы по реновации ТЦ на ближайший период?

Руководство компании еще в 2014 году приняло решение проводить модернизацию объекта без закрытия торгового центра. В первую очередь мы обновили фуд-корт, освещение, входные группы GLOBUS 1, а также полностью заменили остекление основного купола под главным фонтаном столицы. В настоящее время мы проводим масштабное обновление GLOBUS 2 – замену плитки и освещения в местах общего пользования, обновление ограждений парапета, аудиосистемы, камер подсчета посетителей и безопасности. Также будет проведена замена остекления фасадной части GLOBUS 2.

Отмечу, что в ТЦ постоянно проводятся работы, которые невидимы глазу: модернизация инженерии и внутренних коммуникаций ТЦ.

В 2017 году мы выиграли городской тендер на реконструкцию подземного перехода со стороны улиц Михайловской, Софийской и Костельной, где мы проводим установку эскалаторов, освещения, коммуникаций, рекламных конструкций, тем самым, безусловно, улучшаем вид входных групп. Кроме того, мы ведем диалог с городскими властями касательно облагораживания и реконструкции подземного перехода на Площади Независимости, где также размещены входы в ТЦ. Этот переход является исторической частью столицы, и мы хотим, чтобы это место стало своеобразной визитной карточкой города. GLOBUS готов облагородить эту площадку, создать понятную навигацию и обеспечить дополнительные сервисы посетителям. Мы расцениваем данные инвестиции необходимыми для деятельности ТЦ, а также важными для обеспечения комфорта и безопасности гостей и жителей Киева.


Какова стратегия развития ТЦ GLOBUS в долгосрочной перспективе?

Поскольку ритейл в мире в целом и в Украине в частности стремительно меняется, торговый центр GLOBUS будет идти в ногу с этими изменениями. Мы видим GLOBUS как комфортный для посетителей торговый центр с правильно подобранным tenant-mix, ресторанами и сервисами. Для этого мы будем работать над привлечением узнаваемых на рынке брендов, открытием сетевых популярных ресторанов, а также усилением пула арендаторов фуд-корта. Результат работы последних нескольких лет дает нам уверенность в правильности выбранной стратегии. ℗