ФОТО: COLLIERS INTERNATIONAL
КАКИЕ «ПОДРЫВНЫЕ ФАКТОРЫ» СУЩЕСТВУЮТ НА РЫНКЕ ТОРГОВОЙ НЕДВИЖИМОСТИ? ПОЧЕМУ СНИЖАЮТСЯ ОБЪЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА МОЛЛОВ В ЕВРОПЕ? ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ ТОРГОВЛЯ УЙДЕТ В ОНЛАЙН? ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫ ЛИ КОВОРКИНГИ ДЛЯ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ КАК АРЕНДАТОРЫ? ЭТИ И ДРУГИЕ ВОПРОСЫ ПРОКОММЕНТИРОВАЛ МАКСИМ ГАСИЕВ, НЕЗАВИСИМЫЙ СОВЕТНИК COLLIERS INTERNATIONAL (УКРАИНА).
Текст: Оксана Бабенко
Какие тренды и «подрывные факторы» Вы могли бы выделить на рынке торговой недвижимости развитых европейских стран?
Стоит отметить, что, несмотря на рост влияния e-commerce, превалирующую часть в структуре потребления все еще образует традиционный офлайн-ритейл. По оценкам экспертов, в странах Западной Европы более чем 80% общего потребления составляют покупки в физических магазинах. Такая тенденция будет сохраняться в силу того, что ритейл становится более омниканальным. С одной стороны, гиганты интернет-коммерции начинают открывать физические точки продаж ( Amazon, Alibaba), а с другой – классические операторы наращивают продажи онлайн (Zara, H&M и другие). В свою очередь ТРЦ становятся участниками e-commerce-индустрии и превращаются в некие шоурумы, где покупатель может протестировать товар, а завершить покупку уже с помощью своего гаджета. И наоборот.
Физические магазины все еще будут фундаментом для ритейла. Но магазины уже не просто место дистрибуции товаров, но и дистрибуции опыта и впечатлений через новые форматы продаж, дополнительный сервис и возможность протестировать продукцию до покупки.
Это же относится и к ТРЦ в целом. Девелоперы ищут новые способы формирования качественного тенант-микса. Безусловно, F&B и развлечения – ключевой компонент. Некоторые моллы предоставляют свои площади для стартапов и ритейл-инкубаторов, чтобы увеличить привлекательность своих объектов среди покупателей поколения Z.
Кстати, отдельно я хотел бы затронуть тему миллениалов. Во-первых, бытует мнение, что это поколение предпочитает онлайн-покупки. Тем не менее последние европейские опросы показывают, что примерно для 60% миллениалов представленность локального магазина очень важна. Кроме того, есть мнение, что так называемая экономика впечатлений структурно изменит традиционный ритейл в связи с новыми моделями потребления современного поколения, для представителей которого более приоритетны отдых и развлечения, чем покупка товаров. Да, безусловно, энтертеймент – это важный компонент тенант-микса любого ТРЦ. Но только около 16% миллениалов готовы приобретать эмоции и развлечения больше, чем товары.
Продолжение читайте в журнале Commercial Property №9(194) октябрь 2019.