22.07.2019

Сколько рабочего времени теряется из-за плохой акустики?

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА ЕВГЕНИЯ ФРИДЛИБА, АКУСТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАНТА, ДИРЕКТОРА КОМПАНИИ «АКУСТИК ГРУП»

Во многих исследованиях и опросах одним из основных факторов, влияющих на продуктивность труда офисных работников, называют именно шум. Эта проблема особенно актуальна для помещений типа open space или офисов, где одновременно разговаривает много людей.

Перманентный шум отрицательно влияет на работоспособность и стрессоустойчивость сотрудников. Громкие разговоры и отдельные звуковые всплески отвлекают и снижают концентрацию внимания. Также шум приводит к когнитивному стрессу – сложностям с принятием решений, заторможенностью мышления. Поэтому важно проектировать офисы не только для глаз, но и для ушей. Ведь популярные сейчас интерьеры с обилием бетона, стекла и прочих гладких и отражающих поверхностей, которые могут выглядеть впечатляюще, в реальности оказываются акустически очень некомфортными.


«ШУМ И ПЛОХАЯ АКУСТИКА ОТНИМАЮТ 26 МИНУТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПРИ ВОСЬМИЧАСОВОМ РАБОЧЕМ ДНЕ. ТАКИМ ОБРАЗОМ КОМПАНИЯ ЕЖЕМЕСЯЧНО ПЕРЕЧИСЛЯЕТ 6% ЗАРПЛАТНОГО ФОНДА В ФОНД
”ПЛОХОЙ АКУСТИКИ”»


Чтобы сделать офис более тихим и комфортным, необходимо придерживаться нескольких правил.

  • Корректное зонирование. Необходимо разделять зоны, где предполагаются частые разговоры, от пространств для тихой сосредоточенной работы. Для разделения рабочих мест в громких зонах рекомендуется использовать настольные мягкие экраны. Пространства для коллективных переговоров лучше выделять в отдельные комнаты.
  • Предусмотреть звукопоглощающую отделку для снижения гулкости (времени реверберации). При небольшой высоте помещений обычно достаточно покрытия потолка звукопоглощающими материалами: панелями на волокнистой основе, перфорированными панелями, акустическим напылением на основе целлюлозных хлопьев и т.д. – на сегодняшний день на рынке представлены материалы на любой вкус. Для помещений с высокими потолками, маленьких переговорных комнат или комнат конференц-связи кроме потолочных панелей рекомендуется дополнительно использовать стеновые элементы.

Требования к акустике помещений можно найти в стандартах «зеленого» строительства BREEAM, LEED, DGNB. И значимость акустических критериев в этих нормах достаточно большая, ведь звуковой фон – это то, что напрямую влияет на комфорт наряду с освещением или вентиляцией.

  • Выполнить достаточную изоляцию переговорных комнат, отдельных кабинетов руководства. В таком случае решается несколько задач – и тишина по отношению к окружающим, и конфиденциальность переговоров.
  • Обеспечить снижение шума от инженерных систем. Часто бывает так, что сквозь арендуемые помещения проходят транзитные коммуникации, которые являются источником сильного шума. Причем его не всегда можно услышать во время первичного просмотра помещений, например, многие агрегаты могут быть выключены, пока здание еще не заполнено. Также арендодателю вместе с помещением могут достаться шумные вентагрегаты или фанкойлы.

Основная задача акустического консультанта – детально проанализировать возможные акустические проблемы, подобрать решение, которое обеспечит необходимые показатели звукового комфорта, и оптимизировать затраты на специальные материалы. Такой человек должен быть в каждой проектной команде, так как исправление ошибок, как известно, стоит всегда значительно дороже, чем заранее предусмотренное решение.

В заключение приведу один показательный пример. Институт изучения стресса в Стокгольме проводил масштабные исследования того, как акустический комфорт влияет на продуктивность труда в офисах. Выводов было сделано много. Пожалуй, один из главных: шум и плохая акустика отнимают 26 минут рабочего времени при восьмичасовом рабочем дне. Несложно посчитать, что таким образом компания ежемесячно перечисляет 6% зарплатного фонда в фонд «плохой акустики». То есть окупаемость мероприятий по снижению шума в офисе, если об этом задуматься заранее, наступает значительно раньше, чем можно предположить.

Авторская колонка опубликована в журнале Commercial Property №6(191) июль 2019.