12.02.2018

Рискует больше всего тот, кто не рискует

ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ВАДИМОМ ПРИТУЛЯКОМ


ИЗВЕСТНЫЙ УКРАИНСКИЙ МОТО- И АВТОГОНЩИК, УЧАСТНИК РАЛЛИ «ДАКАР» ВАДИМ ПРИТУЛЯК ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО УСПЕШНЫМ СПОРТСМЕНОМ, НО И РИТЕЙЛЕРОМ, КОТОРЫЙ ОТКРЫВАЛ ПЕРВЫЕ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ МАГАЗИНЫ UNITED COLORS OF BENETTON, SISLEY, GEOX, PLAYLIFE, MOTIVI И ДР. В КОНЦЕ ПРОШЛОГО ГОДА ОН ПРЕДСТАВИЛ УКРАИНСКИМ ПОКУПАТЕЛЯМ СОБСТВЕННУЮ МАРКУ  XTRM.


Как получилось так, что из мотоспорта Вы пришли в сферу ритейла? Расскажите, как появился бренд спортивной одежды XTRM.

Бренд XTRM был зарегистрирован в 2016 году. Первый магазин этой марки в Украине был открыт в конце прошлого года в киевском ТРЦ Ocean Plaza, но до этого я уже продавал свою линию спортивной одежды в ОАЭ, а именно в Дубае на популярном пляже в районе Jumeirah Beach Residence и в мультибрендовых мото- и спортивных магазинах.

Сама же история XTRM берет начало в 2009 году. Из-за того, что компания-спонсор отказалась оплачивать мое участие в ралли «Дакар-2009», я принял решение внести личные средства и нанес на свою экипировку фразу No Sponsors. Сначала XTRM был направлением бренда No Sponsors.

Однако стоит учесть, что к тому времени у меня уже был опыт в ритейле: в 1990-х годах я продвигал на рынке СНГ зарубежные бренды, такие как United Colors of Benetton, Playlife и другие.


Мало кто из украинских ритейлеров может похвастаться таким длительным опытом в этой сфере. Расскажите, как Вы попали в торговлю в «лихие девяностые».

В то время я жил в Казахстане и после окончания факультета разведки военного училища с дипломом «переводчик-референт английского языка» много путешествовал по миру и зачастую подрабатывал, продавая дома зарубежные товары. Поэтому вскоре мы с товарищем открыли первый коммерческий магазин в Алматы, а через полгода – второй. Поскольку в то время я часто летал в Южную Корею и сам завозил спортивные вещи, мне захотелось более цивилизованной торговли именно в этой нише, так я открыл собственный магазин SportShop. Тогда в 1990-е годы я начинал с создания ярких, стильных и профессионально правильных торговых точек, в которых моя компания представляла всемирно известные лыжные, сноубордические, теннисные и другие марки, связанные со спортом. Затем была работа в сетях United Colors of Benetton и Sisley от Benetton Group, я открывал первые на постсоветском пространстве магазины Geox, Playlife, Motivi. В моем портфеле был также мультибрендовый магазин высокой моды в Алматы.


Когда этот период интенсивного развития завершился и почему?

Такой период продолжался более 15 лет. Потом произошла некая трансформация рынка, были дефолты и крушения и часть бизнеса я продал после периода неудачного инвестирования. В бизнесе всегда рискуешь. Поэтому на некоторых вещах марки XTRM написано «Рискует больше всего тот, кто не рискует». Кроме того, в 2009 году развод вынудил меня переехать в Москву.


Почему Вы не остались в России?

Москва – очень дорогой город во многих отношениях, что и сподвигло меня запустить там сеть магазинов. Кроме Москвы я открыл магазины в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Сразу стало ясно, что Санкт-Петербург – это очень тяжелый, совершенно некоммерческий город, и при огромных инвестициях мне пришлось закрыть бизнес. В то время я работал с ритейлером Benetton Group, который создавал прекрасные коллекции, однако просто не успевал за модой, поскольку это большая неповоротливая компания. Да и в целом работать в России было крайне сложно, особенно в ритейле, ведь все ниши были уже заняты. Кроме того, многие бренды предпочитали развиваться самостоятельно. Например, еще в Казахстане у меня был конфликт с Adidas. Тогда я построил сеть из четырех магазинов этой марки в Алматы, но руководство представительства проанализировало рынок, и бренд вышел самостоятельно, открыв 13 фирменных точек продаж. Так многие операторы «убивают» франчайзи – ничего личного, только бизнес. Я вижу, что и в Украине все чаще наблюдается подобная тенденция, таким образом ритейлеры хотят увеличить маржу и снизить некоторые риски. Именно поэтому через много лет я пришел к тому, чтобы создать собственный бренд и запустить свое производство.


Значит, после неудачного опыта в России Вы ушли из ритейла?

Да, в 2013 году я свернул весь бизнес. Разочаровавшись в этом рынке, решил уехать и несколько лет прожил в пустыне в Арабских Эмиратах. Однако постоянно вспоминал работу в торговле и понимал, что у меня есть огромный опыт, который необходимо применять. Например, знаю такие маркетинговые ходы, когда даже на безденежной основе бренд можно сделать популярным. Тогда я решил создать что-то свое, а так как в то время занимался гонками, разработал серию футболок с интересными рисунками и продавал их на фестивалях, связанных с мотоциклами и автосостязаниями. Проработав так некоторое время, я достиг «потолка» и вот полтора года назад открыл магазин в Дубае в ОАЭ.


Занимаясь гонками и имея магазин в Дубае, как Вы попали в Украину?

Дело в том, что коллекции No Sponsors и XTRM тогда отшивались в Турции, однако не все меня устраивало. Один из киевских приятелей сына предложил попробовать производить эти вещи в Украине. Тогда я отнесся к этому очень скептически, но все же выслал несколько дизайнов. Каково было мое удивление, когда на небольшой частной фабрике под Киевом был отшит товар очень высокого качества. Что интересно, ткани также изготавливает украинский производитель.


Продолжение читайте в журнале Commercial Property №2(174) февраль 2018.