21.04.2018

Владимир Воропай: развенчивать строительные мифы

Владимир Воропай,
основатель Voropay Construction

ФОТО: VOROPAY CONSTRUCTION


СРОКИ И БЮДЖЕТ ЧАЩЕ ВСЕГО НАРУШАЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ СТРОИТЕЛЬСТВА, НО В РЕАЛИЯХ УКРАИНСКОГО РЫНКА ПОДОБНАЯ СИТУАЦИЯ НЕ УДИВЛЯЕТ, СКОРЕЕ – НАОБОРОТ. ВЛАДИМИР ВОРОПАЙ, ОСНОВАТЕЛЬ VOROPAY CONSTRUCTION, С 20-ЛЕТНИМ ОПЫТОМ РАБОТЫ В СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ И РЯДОМ ИМЕНИТЫХ ЗАКАЗЧИКОВ, СРЕДИ КОТОРЫХ HILTON KYIV, PAUL, DOMINO’S PIZZA, СЕМЬЯ РЕСТОРАНОВ ДМИТРИЯ БОРИСОВА, РАССКАЗЫВАЕТ, КАК ЕМУ УДАЕТСЯ «ЛОМАТЬ» ТАКИЕ СТЕРЕОТИПЫ.


Рынок жилой недвижимости Киева активно развивается. Повлияла ли данная ситуация на сегмент коммерческой недвижимости?

Действительно, в настоящее время много говорят о том, что в Киеве наблюдается интенсивное возведение первичной жилой недвижимости, тем самым делая вы-вод об оживлении на строительном рынке. С одной стороны это так. Однако чтобы понимать, как будет развиваться рынок дальше, необходимо отдавать отчет в том, что именно спровоцировало новый виток строительства. Во-первых, это покупка квартир как реакция украинцев на закрытие банков. Когда в прошлом году прекратили деятельность 80 финучреждений, их вкладчики изъяли средства, инвестировав в основном в приобретение жилья. Во-вторых, из-за боевых действий многие люди, уехавшие из Донецка и Луганска, купили квартиры в Киеве или пригороде. И третья причина оживления на рынке – предельно низкая стоимость м2. Все понимают: дешевле не будет – только дороже.

Безусловно, на фоне активного строительства жилой недвижимости инвесторы смелее реализуют коммерческие проекты. Они не боятся строить торговые центры и отдельные коммерческие проекты, представляющие собой инфраструктуру для жилой застройки – магазины, супермаркеты, кафе и рестораны, аптеки, др.


Как данная ситуация отразилась на Вашей компании?

В первую очередь отмечу, что наша компания специализируется на коммерческих объектах. На данный момент мы реализуем порядка 20 проектов различного масштаба: какие-то из них новые, некоторые мы начали в прошлом году и продолжаем сейчас. К слову, в 2017 году мы реализовали 81 объект, в 2016 году – около 70. Мы видим, что у наших заказчиков есть желание продолжать и расширять свою деятельность. Также к нам обращаются новые клиенты. Соответственно, я ожидаю и ставлю целью на этот год увеличить портфель заказов.


За счет чего можно привлечь заказчиков сегодня: стоимость работ, их качество, портфель проектов, др.? Является ли цена основным фактором конкурентной борьбы на рынке?

На самом деле каждый раз по-разному. В основном все заказчики просят показать портфель работ, однако далеко не для всех он имеет значение – кто-то принимает его во внимание, кто-то нет. Некоторым клиентам важна цена либо же заказчик принимает решение, основываясь на рекомендациях друзей, личной симпатии или антипатии.

Хотелось бы отметить интересный момент: потенциальные заказчики судят о стоимости работ, исходя из «послужного» списка подрядчика, то есть на основании реализованных им проектов. У некоторых клиентов появляются опасения: они считают, что услуги компании с серьезным портфелем работ стоят слишком дорого. Однако объективный тендер или просто личная предметная встреча убеждают их в обратном.


Насколько сильно ощущается конкуренция между игроками строительного рынка сегодня?

У нас нет прямых конкурентов, поскольку на рынке практически не существует компаний, которые могут сделать проект от 50 м2 и построить здание 5000 м2 со всем инженерным наполнением и благоустройством. Поэтому в тендерах по работе с кафе и ресторанами мы встречаемся с одним пулом компаний, а по капитальному строительству или реконструкции – с другим и так далее.


Стоимость услуг строительных компаний в последние годы увеличивалась в ответ на изменение экономической ситуации в стране. Как отреагировала Ваша компания?

Я сторонник ко всему подходить взвешенно и не склонен постоянно реагировать на какие-либо колебания, стараюсь придерживаться взятых договорных обязательств, конечно, если это не ведет к серьезным убыткам. Мы сдерживали цены на свои услуги в течение 1-2 лет. Однако в прошлом году после нескольких витков подорожания строительных материалов мы пересмотрели ценовую политику, увеличив стоимость от 15 до 40% в зависимости от вида работ.


Каковы Ваши прогнозы на 2018 год – будут ли расти цены?

Небольшое подорожание ожидается, но, я надеюсь, оно не превысит 10%. Катализатором изменения цен являются не строительные компании, как многие считают, – это ответ на увеличение стоимости материалов и требования рынка труда. Объективно, для удержания опытной команды необходимо предлагать соответствующий уровень заработной платы и условия работы.


Сроки проекта чаще всего нарушаются в процессе его реализации. Вы же заявляете, что даете гарантию на сроки окончания работ. За счет чего это удается?

Для успешного результата необходима слаженная работа службы заказчика, архитекторов и дизайнеров, а также компании, которая помогает реализовывать проект. Когда все три составляющие направлены параллельно друг к другу, никто никому не мешает – сроки выдерживаются без проблем.

Если говорить сугубо о нашей зоне ответственности, для этого необходима опытная команда. Сейчас наш штат насчитывает 56 человек, включая линейных ИТР, юристов, отделы финансового контроля и закупок, логистическую службу. Слаженная работа всех департаментов обеспечивает правильное планирование и распределение задач, от оптимального плана финансирования до своевременной доставки материалов. Кроме того, благодаря большому пулу лояльных партнеров-поставщиков мы можем решить непредвиденные ситуации. Но мы стараемся не допускать задержек в поставках: не нужно героически решать проблемы – лучше их вовсе не создавать. Можно сказать, что этот подход – ключевой принцип нашей работы.


Вы также даете гарантию на качество выполненных работ?

Безусловно, гарантия дается на различные виды работ: отделочные, общестроительные, кровельные, др. Однако в нашей практике объем гарантийных работ очень небольшой по сравнению с общим портфелем выполненных проектов. Если работа сделана качественно, нечего потом ремонтировать. Хотя мы всегда идем навстречу клиентам и даже по истечении гарантийного срока можем бесплатно устранить мелкие поломки и повреждения. Для меня это вопрос репутации.

Для эффективной работы команда компании разделена на направления в зависимости от масштаба и функционального назначения проекта. Разделение необходимо для соответствия запросам различных групп клиентов. Например, рестораторам и небольшим ритейлерам требуется максимальная оперативность, ведь для них решающим фактором является дата открытия объекта. Мы понимаем это, и команда для таких задач формируется из специалистов, эффективных при высокой динамике проекта. Для заказов крупного бизнеса, кроме качества, приоритетом является умение работать внутри их бизнес-процессов и процедур. Соответственно, здесь будут эффективны люди с другим опытом и личностными качествами. Честно говоря, горжусь, что сегодня мы можем учитывать эти нюансы на старте проекта. Такой подход обеспечивает комфортные условия совместной работы, все говорят на одном языке, а это – залог отличного результата.


Приходилось ли Вам переделывать свою работу еще до завершения проекта?

Такое возможно в основном по причине изменений в проекте. Хотя, если говорить в общем, мы выстраиваем систему контроля выполнения работ таким образом, чтобы все, что мы делаем, было согласовано заказчиком.

Однако в моей практике был случай, когда я принял решение переделать часть уже выполненных работ за свой счет, по-скольку мне не понравилось их качество. Может быть, как раз этим я показал подход нашей компании к работе и результату, что и поспособствовало увеличению заказа в этом проекте: изначально нас пригласили выполнить отделку ресторана, в итоге предложили выполнить практически все общественные зоны, холлы, рестораны, шоу-румы. Это был отель Hilton Kyiv в Киеве.


Ваша компания работает с различными общественными объектами. Исходя из Вашего опыта, изменился ли подход заказчиков к пожарной безопасности в проектах?

Я всегда подстраховывался и просил заказчиков, чтобы наш штатный энергетик оценил их проект на предмет того, могут ли те или иные решения привести к критическим ситуациям. С радостью могу отметить, что в последнее время наблюдаю положительную тенденцию – клиенты перестали экономить на проектировании. Они готовы вкладывать дополнительные средства в свои объекты, чтобы избежать неприятностей в будущем.


В своей работе Вам приходится иметь дело как с украинскими, так и зарубежными архитекторами. Что для Вас самое сложное в работе?

С иностранными архитекторами работать всегда сложнее. К примеру, если необходимо решить какой-то вопрос, то с украинским специалистом можно достаточно легко организовать совещание и быстро принять решение. В то время как в работе с иностранным архитектором, несмотря на возможности Интернета и Skype, не все можно обсудить в удаленном режиме. Также существуют сложности с переводом, есть разница в трактовках норм в различных странах, следовательно, зарубежные архитекторы обращают внимание на несвойственные для нас моменты и наоборот. Поэтому простой вопрос может решаться неделю, который с нашим специалистом можно урегулировать за 15 минут.


Расскажите о планах компании Voropay Construction на ближайшую перспективу.

Я сторонник постоянного развития. Поэтому в планах – расширение спектра деятельности и создание группы компаний. На основе имеющегося опыта мы планируем запустить направление капитального строительства и реконструкции промышленных объектов и создать специализированную генподрядную компанию для сектора коммерческой недвижимости.

В долгосрочных планах – расширение географии деятельности: кроме Киева и регионов Украины думаем о выходе за рубеж – в Европу или Азию. ℗