01.10.2019

Паевой расчет

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ БИЗНЕСУ ОБ ОТМЕНЕ ПЛАТЕЖЕЙ ПАЕВОГО УЧАСТИЯ В РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ И КАК ПРИ ЭТОМ СБАЛАНСИРОВАТЬ ИНТЕРЕСЫ ГОРОДОВ И УЧАСТНИКОВ СТРОИТЕЛЬНОГО РЫНКА?

Текст: Игорь Дивчур, специалист по вопросам госрегулирования, магистр госуправления по развитию территорий



СУТЬ ИЗМЕНЕНИЙ

Понятие «паевое участие» является нормой Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», в котором указано, что средства от оплаты паевого участия поступают в местные бюджеты населенных пунктов, имеют целевое назначение и могут быть направлены только на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов. С 2015 года строительный бизнес контролируют по оплате паевого участия в том числе и через декларации о вводе в эксплуатацию объектов недвижимости, в которых необходимо указывать номер, дату договора и данные платежного поручения о перечислении денег в местный бюджет.

В пояснительной записке проекта Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования инвестиционной деятельности в Украине» №1059, отменяющего паевое участие бизнеса в развитие инфраструктуры, указано, что он направлен, среди прочего, на уменьшение расходов на строительство жилых, нежилых и промышленных объектов. C одной стороны, это положительные изменения для бизнеса, но в этом вопросе есть вторая важная сторона – городские власти (мэрии), которые с 2021 года не будут получать поступлений в местные бюджеты от платежей паевых взносов.

Так как строительный бизнес зависит от решений местных властей, то в данном вопросе (отмены паевого взноса) было бы правильно предложить городским советам альтернативу финансирования инженерной и социальной инфраструктуры. Или, например, отменить платежи паевого взноса, если строительство ведется на территории населенных пунктов с более 300 000 жителей. В таком случае сохранились бы доходы небольших населенных пунктов и пригородов областных центров. Бизнес, строящий промышленную, логистическую, коммерческую недвижимость в пригородах областных центров, которые имеют выгодное географическое расположение либо запас природных ресурсов для производства, как раз может столкнуться с дополнительными расходами на возведение социальной инфраструктуры (на этапе согласования проектной документации с органами местной власти), поскольку закон №1059 отменил статью финансирования таких объектов за счет местного бюджета. Крупные города и областные центры отсутствие платежей паевого взноса существенно могут не ощутить, как и крупный вертикально интегрированный строительный бизнес жилья, который и так финансирует возведение или реконструкцию городской инженерной и социальной инфраструктуры, подключая дома к инженерным сетям или выполняя требования государственных строительных норм по обеспечению жителей объектами социальной инфраструктуры.

Для объективности необходимо рассмотреть, сколько средств от паевого участия поступает в городские бюджеты. Например, запланированный доход на 2019 год от таких взносов составляет 520 миллионов гривен в Киеве, 38 миллионов гривен в Одессе и 18 миллионов гривен в Харькове.


Продолжение читайте в журнале Commercial Property №8(193) сентябрь 2019.