12.09.2018

Мурат Табанлыоглу: «Нам хотелось бы сделать свой вклад в развитие Украины»

Мурат Табанлыоглу, сооснователь бюро Tabanlıoğlu Architects. ФОТО: TABANLIOĞLU ARCHITECTS

ИМЕНИТОЕ ТУРЕЦКОЕ АРХИТЕКТУРНОЕ БЮРО TABANLIOĞLU ARCHITECTS ЗАВОЕВАЛО ОКОЛО 70 МЕЖДУНАРОДНЫХ НАГРАД, ВКЛЮЧАЯ MIPIM AWARDS И RIBA INTERNATIONAL PRIZE, А ЕГО ПРОЕКТЫ ИЗМЕНИЛИ ОБЛИК МНОГИХ ГОРОДОВ. МУРАТ ТАБАНЛЫОГЛУ (MURAT TABANLIOĞLU), СООСНОВАТЕЛЬ БЮРО, РАССКАЗАЛ О СВОЕЙ РАБОТЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРИНЦИПАХ И ИНТЕРЕСЕ К УКРАИНСКОМУ РЫНКУ.

Текст: Анастасия Ковальчук


Когда Вы поняли, что хотите стать архитектором, и повлияла ли на Ваш выбор семейная традиция? Какими были первые шаги в архитектуре?

Мой отец – архитектор-модернист. Это, безусловно, повлияло на мой выбор профессии и дальнейшую практику. Я окончил Венский технический университет и работал в этом городе некоторое время до возвращения в Стамбул. В 1990 году вместе с отцом Хаяти Табанлыоглу (Hayati Tabanlıoğlu) мы основали архитектурное бюро Tabanlıoğlu Architects.

Помните ли Вы свой первый проект?

Мой первый проект стал последним проектом в жизни моего отца. Это Doğan Media Center в Стамбуле.

Кого Вы могли бы назвать своим наставником?

Моего отца и его коллег, международных архитекторов, которые часто посещали нашу семью и всегда говорили об архитектуре и всем, что с ней связано.

Ваше архитектурное бюро основано почти 30 лет назад. Расскажите об основных этапах развития компании. Были ли тяжелые периоды в истории Tabanlıoğlu Architects?

Изначально мы создавали проекты различных медиа-центров, типографий и штаб-квартир СМИ в Турции, а вскоре вышли на международный рынок. Проект многофункционального комплекса Kanyon (2001-2006 годы) в Стамбуле стал экспериментальным для нашего бюро. На протяжении последних двадцати лет наш офис работает преимущественно над проектами за рубежом.

Города с многовековой историей, такие как Стамбул, Париж, Дамаск, Лондон и Нью-Йорк, – густонаселенные, хаотичные и неконтролируемые, однако вместе с тем космополитны и открыты к разнообразию. В таких городах архитекторам сложнее работать и создавать проекты из-за множества ограничений и порой неадекватных правил. С другой стороны, если взять, к примеру, Африку, то там процесс планирования и строительства происходит совершенно иначе. В любой точке мира социально-политические и экономические изменения время от времени отрицательно сказываются на строительном секторе.

Что стало для Вас самым большим вызовом в работе?

Мы всегда сотрудничаем с большим количеством консультантов и инженеров, выбирая лучших из них для работы на международных рынках. Тем не менее, реализация проекта совместно с другим архитектором – это иной опыт. Некоторые эксперименты в моей практике являются тому доказательством.

Как менялся Ваш подход к архитектуре?

Я верю в то, что необходимо быть современным и в то же время задумываться об актуальности проектов в будущем. Так как мир, потребности и возможности меняются, архитектура должна следовать этому и порой мотивировать к подобным изменениям.

Какова Ваша философия и подходы к архитектуре? Речь идет о модернизме и инновациях, наследии, устойчивости, функциональности, красоте, др.?

В зависимости от специфики проекта та или иная характеристика выходит на первый план, чтобы наилучшим образом повлиять на городскую структуру и создать благоприятные пространства. Элементы, указывающие на открытость в физических и социальных связях, такие как проницаемость, транзитивность и целостность, являются основой каждого проекта. Как сказал американский архитектор Бакминстер Фуллер (Buckminster Fuller): «Когда я работаю над проблемой, я никогда не думаю о красоте. Я думаю только о ее решении. Однако если после окончания решение некрасивое – я знаю, что оно неправильное».

В одном из интервью Вы сказали: «… наиболее важный проект – самый новый, ведь он воплощает наш ум и творческую деятельность. Каждый такой проект – это новый мир, открывающий возможность создавать и учиться». Над каким проектом Вы работаете сейчас?

У нас имеется несколько текущих проектов, находящихся на различных этапах, включая конкурсы, в различных странах мира. 

Один из них – проект реновации Культурного центра Ататюрка (на турецком – Atatürk Kültür Merkezi, AKM – ред.), расположенного на площади Таксим в Стамбуле. Это здание можно назвать катализатором истории современной Турции: политический климат, выборы, технологические разработки, охватывающие период с 1930-х годов и до сегодня, – все это повлияло на судьбу объекта. Реконструкция центра волнительна, ведь он является наследием страны, и особенна для меня лично, поскольку архитектором объекта был мой отец.

Наш проект направлен на сохранение Культурного центра Ататюрка, являющегося одним из самых важных модернистских и культурных зданий страны, на сбережение его идентичности, креативной и оригинальной архитектуры. В то же время он будет обновленным и станет отвечать качеству современной жизни. В рамках существующих возможностей и требований проект реновации почитает коллективную память города, сохраняет первоначальный фасад и форму здания. Поскольку каждый проект дает возможность внедрить инновации на микро- и макроуровне, обновленный центр станет воплощением культурного здания со сложной структурой и историей от 1960-х годов до современности. AKM предоставит площадку для изучения чего-то нового и откроет новые перспективы, в том числе благодаря своему влиянию на город.

Продолжение читайте в журнале Commercial Property №8(181) сентябрь 2018.