23.12.2019

Kooperativ’ный коворкинг. Интервью Андрея Федорива, основателя Fedoriv Group и Fedoriv Agency

Андрей Федорив, основатель креативной инвестиционной компании Fedoriv Group и маркетингового агентства Fedoriv


Kooperativ Coworking & Community – новый коворкинг в Киеве, созданный Эдвардом Мейором, предпринимателем из Франции, Василием Гроголем, основателем отеля BURSA, и Андреем Федоривым, основателем Fedoriv Group и Fedoriv Agency. Как зародилось сотрудничество, какую роль играет каждый из партнеров, что представляет собой проект, есть ли планы по его масштабированию – об этом и не только мы пообщались с каждым из создателей коворкинга.


Как маркетинг влияет на недвижимость, как меняет этот рынок и его продукт?

Мир становится полярным: есть стандартные продукты, которые фактически ничем не отличаются друг от друга, а есть инновационные, в которых благодаря применению различных технологий – строительных, маркетинговых или других – создается дополнительная ценность. Независимо от того, с каким проектом недвижимости мы работаем, будь то коммерческий, жилой и так далее, мы стараемся вытащить его из ловушки стандартного продукта. Из заметных проектов агентства Fedoriv Agency я выделил бы работу с Taryan Group. В ее рамках мы заложили основу и фирменный стиль компании, работали с ее жилым комплексом Royal Tower и lifestyle-клубом «Царский», с ее инженерно-строительным брендом «ПознякиЖилСтрой» и недостроем с 10-летней историей, который изначально назывался «Первомайский», а впоследствии через сумму маркетинговых, архитектурных, инженерных и строительных решений стал одним из самых модных домов в центре Киева под названием Jack House.


За счет чего создается дополнительная ценность вашего совместного с Эдвардом Мейором и Василием Гроголем проекта Kooperativ Coworking & Community?

В этом проекте мы ориентируемся на три категории людей или компаний – информационные технологии, креативные индустрии, а также любой традиционный бизнес, который хочет чуть больше инноваций и мотивации. Из чего мы исходим: помимо стандартного принципа, что люди не должны отвлекаться от основного бизнеса и должны отдавать на аутсорсинг все, что не относится к их непосредственной деятельности, мы понимаем, что есть вопрос эмоций, которые они испытывают на работе. Поэтому мы не открываем классический коворкинг, в котором общая площадь делится на количество столов, а создаем определенную экосистему. Мы ориентированы на компании со штатом от 4 до 40 человек. С одной стороны, они не такие большие, чтобы создавать свои корпоративные офисы, но при этом конкурируют на рынке труда за таланты. И мы хотим, чтобы эти таланты получили здесь классную атмосферу.

Из чего она состоит? Само пространство – это не бизнес-центр класса А и не офисный городок, это ревитализированная фабрика. А ревитализированная фабрика намного больше рифмуется с нью-йоркским Бруклином или Берлином просто за счет того, какой высоты здесь потолки, какого размера окна и насколько легко дышится. Второй момент – общие пространства, а их здесь 1000 м2 из всех 4000 м2, которые занимает коворкинг. И еще – локация, которая является частью нашей бизнес-модели. Мы были нацелены на пеший старый город. Kooperativ Coworking & Community находится в одной из лучших прогулочных зон Киева, в креативном кластере, который состоит из Львовской площади, улицы Владимирской, района Золотых Ворот, а они через Пейзажную аллею связаны с районом Воздвиженка. Резиденты нашего коворкинга будут стартовать свой день не в пробке и не на офисной парковке, а с кофе возле Золотых Ворот, каждый день прогуливаться по улицам Ярославов Вал, Рейтарская и работать в пяти минутах ходьбы от Пейзажной аллеи.


Какие требования к рабочему пространству сегодня и как они отражены в вашем коворкинге?

Раньше мы старались сделать что-то экзотическое: уникальную мебель, например, стол из арматуры и металлического щита, индустриальные лампы, или стиль интерьера, например, лофт от Славы Балбека. Но сейчас я не жду никакой экзотики. Мы ориентируемся на продвинутых клиентов, которые бывали в Силиконовой долине в США, креативных и инновационных кластерах в Европе. Я сказал бы так: главный тренд, который мы наблюдаем и который я вижу в себе – уход от пафоса в каком-либо виде. В моей компании люди относятся к работе как месту, где удобно создавать новое – это такая гаражно-мастерская история. Что это значит? Пространство важнее, чем отделка. Мы с моей командой провели коллективный брейнсторм по офису нашей мечты, проанализировали существующую локацию, определили болевые точки и преимущества, что мешает, чего не хватает, чтобы учесть все в коворкинге. Интересно, что самый большой запрос был на «внутренний дворик» – это лаунж-зона, в которую запрещено входить клиентам и гостям, она предназначена только для сотрудников, где они могут проводить время, коммуницировать. Эту идею мы воплотили в коворкинге.


Kooperativ Coworking & Community – это будет ваш единственный коворкинг?

Я верю, что мы сможем вернуть инвестиции в первый проект. Вопрос только в том, насколько быстро или медленно это будет. У нас нет стратегии стать лидером рынка, мы не меряемся количеством квадратных метров или столов. Возможно, будет несколько таких проектов, но меня устроит и сценарий, при котором наша локация задаст определенный стандарт. Здесь показательным для меня является пример FEDORIV Hub, который я создал в Киеве в 2014 году, и который одним из первых дал стимул этому рынку. Когда я открывал его, таких локаций в городе практически не было, а сейчас их около 50. При этом многие закрываются, причина – простое механическое копирование бизнес-модели.


Чем обусловлен и с какими ожиданиями связан переезд агентства Fedoriv Agency в новый коворкинг?

Для меня переезд в коворкинг имеет несколько целей и задач. Он происходит одновременно с запуском реструктуризации моего бизнеса и появлением Fedoriv Group. Я понял, что с профессиональной точки зрения фактически проживаю несколько жизней. Например, жизнь руководителя и владельца маркетингового агентства со штатом почти 80 человек, которое работает с большим количеством крупных брендов. В ее рамках я хочу дать своей компании лучший допинг, в том числе в виде нового рабочего пространства. Еще одна – это жизнь инвестора. Если я принимаю решение запустить новый стартап — у меня связаны руки. Негде разместить новую команду, потому что сейчас в офисе настолько высокая плотность посадки, что я не могу поставить лишний стол. С открытием Kooperativ Coworking & Community появилась возможность разместить сотрудников нового проекта, арендовав в коворкинге пространство точно так же, как другие резиденты. Таким образом я как предприниматель могу творить, не привязывая свою идею к тому, есть у меня стол или нет, и не отвлекаясь на поиски места по городу.


Как изменились клиенты – конечные пользователи недвижимости – за последние 10-15 лет, насколько они готовы к более свежим идеям?

Расскажу на примере коттеджного городка Riviera Villas в Киевской области, в совет директоров которого я вхожу. Проект начал строиться в 2008 году, за 10 лет продаж его клиент помолодел на 20 лет. Средний возраст покупателя в 2008 году – 50-55+ лет, средний возраст сейчас – 35 лет. По этому проекту есть другой показательный пример. Около пяти лет назад один из резидентов городка построил огромный модерновый дом из стекла и бетона. Первые три года 80-90% комментариев относительно этого коттеджа представляли собой сравнение его с пожарной частью, мусороперерабатывающим заводом, электростанцией. Спустя некоторое время все начали выражать восторг, просить номер телефона архитектора или интересоваться, есть ли на территории другие подобные дома на продажу.


Городская среда за стенами качественных проектов очень часто оставляет желать лучшего. Как необходимо развивать и менять Киев?

Две вещи: развивать кластеры и убрать из головы конкурентное мышление. Можно жаловаться, что Илья Кенигштейн открывает новый коворкинг Creative States. Но нет – каждый такой проект улучшает и мой бизнес, потому что развивает культуру коворкингов и меняет мышление компаний. Проблема Киева заключается не в излишнем количестве таких предпринимателей, как я, Илья Кенигштейн или Василий Хмельницкий из UDP, а в недостаточном их количестве. Главные наши конкуренты – это недоразвитый бизнес, мыслящий старыми категориями.

Изменить весь Киев одновременно невозможно; развивать город, разбросав точечные проекты, между которыми необходимо преодолевать адские препятствия, – неэффективно. Поэтому мое видение для столицы – это создание кластеров путем объединения усилий адекватных людей.


Читайте интервью Эдварда Мейора, предпринимателя, генерального директора Kooperativ Coworking & Community, и Василия Гроголя, главного операционного директора Kooperativ Coworking & Community, основателя отеля BURSA.

Интервью опубликовано в журнале Commercial Property №11(196) декабрь 2019.