25.11.2019

Как архитектурные решения увеличивают средний чек в ТРЦ

ЕСЛИ ПОСЕТИТЕЛЬ ЗАШЕЛ В ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПООБЕДАТЬ, А ВЫШЕЛ С НЕСКОЛЬКИМИ ПАКЕТАМИ ВЕЩЕЙ – ЭТО ПРИЗНАК УМЕЛО СПРОЕКТИРОВАННОГО ОБЪЕКТА. КАК СОЗДАТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ПЛАНИРОВКУ И ЭФФЕКТИВНЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ РЕШЕНИЯ, ЧТОБЫ ПОСЕТИТЕЛЬ ПРОВЕЛ ВРЕМЯ НАИЛУЧШИМ ОБРАЗОМ, А ТРЦ – ЗАРАБОТАЛ?

Текст: Андрей Яцентюк, основатель, главный архитектор бюро Design Hub International

ТРЦ – УЖЕ ДАВНО НЕ ПРО МАГАЗИНЫ

Чем больше посетитель проводит времени в торговом центре, тем больше он тратит денег. Западные исследования показывают, что каждый час, проведенный в ТРЦ, – это дополнительный оборот $1-1,5 с метра квадратного. Эту простую закономерность необходимо учитывать при создании концепции торгового объекта.

В моллы идут не только за покупками. Мировая тенденция такова, что торгово-развлекательный центр – это одно из пространств для разнообразного или уникального проведения досуга. Здесь можно поужинать в новом ресторане, посмотреть кино или покататься на горках, поесть, увидеться с друзьями, сделать маникюр, развлечь детей. Люди приходят на половину или весь день и, конечно, делают покупки.

Даже в век digital и e-commerce, как показала международная выставка торговой недвижимости MAPIC прошлого года, успех click and collect магазинов невероятный: покупатель может заказать необходимые ему вещи в Интернете и все же прийти в ТРЦ, чтобы забрать свою покупку, а вместе с этим и провести досуг.


ПЛАНИРОВКА

Одна из главнейших задач при проектировании ТРЦ – правильная планировка. Человеку должно быть удобно, приятно и интуитивно понятно, как передвигаться по зданию. В идеале это должно быть кольцо, по которому можно идти непрерывно. Но все же ее главная задача – выстроить пространство и расположить арендаторов таким образом, чтобы максимально показать посетителю все предложение торгового центра, среди которого он найдет то, что ему интересно, и даже больше.

Большие сетевые магазины, продуктовые гипермаркеты, фуд-корты с интересной концепцией, развлекательная зона – якоря торгового центра, которые могут не приносить доход объекту, но увеличивают поток людей, особенно в выходные дни. Поэтому так важно учитывать их при планировании, отводя до порядка 40% площади и продумывая правильное расположение. Якорные арендаторы и магазины среднего размера, и другие элементы должны размещаться таким образом, чтобы поощрять человека к дальнейшему передвижению по торговому центру. К примеру, гость захотел в уборную, однако по пути к ней увидел несколько витрин, а в них интересные вещи. Обеспечивая правильное расположение таких якорей и мини-якорей, а также максимальную визуальную доступность всех витрин, человек сам охватит весь спектр предложения.

Если галерея длинная, необходимо снизить монотонность передвижения по ней, разместив в конкретных местах зоны отдыха: точки с Wi-Fi и зарядками для телефонов, кафе, бары, лаунж-зоны, необычные элементы декора и интерьера – фишки, которые привлекут внимание посетителей.

Еще 10 лет назад ширина галереи первого этажа могла составлять около 8 метров, сейчас же она должна быть 10-12 метров. Данная тенденция связана с повышением комфорта для посетителей. Благодаря увеличению пространства они могут больше увидеть и заинтересоваться вывесками брендов на других этажах и не быть при этом зажатыми островной торговлей. Все повороты должны быть максимально открытыми и плавными, чтобы человек, во-первых, заметил, что ждет его впереди, а во-вторых, увидел что-то, что его заинтересует и станет стимулом для дальнейшего продвижения по торговой галерее.

Важны также вертикальные связи между этажами – в торговых центрах должно быть удобное и логичное размещение эскалаторных групп и лифтов, чтобы посетитель мог легко и быстро ориентироваться, как попасть на тот или иной этаж и куда идти при выходе с эскалатора или лифта. Также следует предусмотреть то, откуда люди должны заходить на эскалатор, чтобы обеспечить потоком ближайшие витрины. Отдельно необходимо продумать выходы из развлекательной зоны, которая обычно работает дольше, чем торговая галерея. Перенаправлять потоки посетителей развлекательной зоны через «черные» эвакуационные выходы – в корне ошибочное решение, отрицательно влияющее на восприятие центра.

Отдельно стоит упомянуть атриум – пространство, которое пересекает все этажи здания таким образом, что с нижних этажей видно, что находится на верхних. Хороший пример – атриум в киевском ЦУМе. Мы вместе с британскими коллегами сделали его таким образом, что он проходит сквозь все семь уровней и за стеклянной крышей можно увидеть небо. Это не только эстетический элемент, он несет также функциональную нагрузку: показывает количество этажей и предложение торгового центра.


cp195_19.jpg

Визуализация ТРЦ RETROVILLE, Киев

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ: DESIGN HUB INTERNATIONAL


НАВИГАЦИЯ

Основные задачи, которые решает навигация, – показать все предложение и функционал ТРЦ, помочь быстро найти то, что ищет посетитель, будь то определенный магазин или автомобиль на паркинге. Если навигация размещена в правильных местах и сообщает только необходимую информацию, то у посетителя не возникает напряжения, несмотря на то, что он оказался в новом для него месте. После ознакомления со схемой навигации у человека формируется ментальная карта здания: он понимает, какой масштаб центра, где он находится, что есть интересного и что происходит вокруг, легко ориентируется в пространстве.


ЕДА

Рестораны, кафе и точки с едой укрепляют свои позиции в ТРЦ. Если раньше под них закладывали 5-6% общей площади здания, то сейчас в Европе и в США зона фуд-корта достигает 12-18%. В киевском ТРЦ и БЦ RETROVILLE, который откроется в скором времени, будет один из самых больших фуд-кортов в городе, его площадь составит 2500 м2. Он будет выполнен в формате большого ресторана с различными тематическими зонами. Фуд-корт с максимально широким ассортиментом и количеством посадочных мест привлекает людей, поскольку каждый может выбрать для себя оптимальное предложение по кухне, исходя из своих гастрономических предпочтений и финансовых возможностей.

Тенденция увеличивать площадь в торговых центрах под заведения питания идет от спроса: люди все реже готовят дома, кроме того, подрастает новое поколение, которое и вовсе от этого откажется, предпочитая еду в заведениях. Экономическая ситуация в Украине налаживается, eat-out тренд возвращается, как мы это наблюдали в 2012 году.


КОМФОРТ ВО ВСЕМ

Комфортная атмосфера влияет на то, как много времени люди проведут в ТРЦ. Ее определяет свежий, нейтральный по запаху воздух, оптимальная влажность, различные температурные режимы летом и зимой, чтобы, к примеру, зайдя в верхней одежде, посетителю не стало жарко и наоборот. Поэтому для нашего климата актуальны гардеробные. Свет должен быть не темным, но и не слишком ярким: в центре галереи сильнее, а ближе к витринам – слабее, чтобы не было пересветов возле витрин, которые сами по себе дают 1000 люкс.

В здании необходимо предусмотреть достаточное количество санузлов, комнат матери и ребенка, отделений банков, точек бытовых услуг. Существенно продлевают пребывание в ТРЦ локеры – ящики, где можно оставить на зарядке телефон в ячейке: пока смартфон заряжается, человек пьет кофе, обедает или совершает покупки.

Женщины, выбирающие ТРЦ для досуга и шопинга, составляют 60% общего числа посетителей. По статистике, они уделяют большое внимание комфорту и чистоте санузлов. Плохо организованный санузел может создать у них неприятное впечатление, и это автоматически снизит статус объекта в глазах покупательниц. Именно поэтому так важна их чистота, наличие бумаги, мыла и полотенец. Чтобы в уборных был чистый пол, необходимо правильно проектировать раковины и оптимально размещать дозаторы для мыла и сушилки для рук, располагая их сразу над раковиной, а не сбоку на стене – таким образом вы получите чистый пол и снизите нагрузку на клининг.

Системному подходу к проектированию торговых центров мы научились у международного девелопера – компании Sonae Sierra. Например, в проекте ТРЦ и БЦ RETROVILLE мы предусмотрели большое количество лаунж-зон, комнат матери и ребенка, уборных, локеров, гардероб. Когда человек знает, что ему необходимо потратить на дорогу лишние 10 минут, но в ТРЦ его встретят чистота, комфорт, хорошая обстановка, любимая еда, будет чем занять ребенка и приятно провести время, он поедет именно в такой объект и проведет там досуг.

Таким образом, чтобы ТРЦ был экономически выгодным, следует организовать время пребывания в нем максимально комфортным вплоть до мелочей. Необходимо следить за тенденциями в проектировании коммерческой недвижимости или сотрудничать с людьми, которые работают с западными рынками. В таком случае объекту не сулит устаревание уже после нескольких лет – он будет еще долго пользоваться популярностью среди посетителей, в некоторых случаях это измеряется десятилетиями.


Статья опубликована в журнале Commercial Property №10(195) ноябрь 2019.

Также читайте авторские колонки Андрея Яцентюка:

«Реконцепция – необходимое условие жизнеспособности ТРЦ»

«Реновация ТРЦ как усиление конкурентного преимущества»

Андрей Яцентюк: «Без преувеличений множество квадратных метров в ЦУМе было найдено буквально из ниоткуда»

Сотрудничество с западными архитекторами в украинских реалиях

Как сотрудничество локальных и западных архитекторов позволяет сэкономить на девелопменте?

Международные знания vs локальный опыт

Больше, чем архитектура