10.12.2019

Изменения строительных норм Украины

ФОТО: «АНТИКА»

В начале октября принят Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О строительных нормах» относительно совершенствования нормирования в строительстве» (проект закона №1052). Он уже подписан Президентом Украины. Его цель – внедрить в строительной отрасли инновационные технологии, усилить ее инвестиционную привлекательность и способствовать ее развитию. Так ли это на самом деле?

Текст: Сергей Корниенко, партнер ЮФ «Антика»


НОВОВВЕДЕНИЯ

Сегодня в Украине действуют строительные нормы, имеющие предписывающий характер, а значит отступать от них при реализации проектов недвижимости нельзя. Такая чрезмерная зарегулированность мешает прозрачному и быстрому выведению на рынок новых технологий и материалов, которые больше соответствуют времени и мировым тенденциям в сфере градостроительства.

Новый закон «О внесении изменений в Закон Украины «О строительных нормах» относительно совершенствования нормирования в строительстве» призван преодолеть эту проблему и предлагает совершенно новый подход к процессу нормирования в данной отрасли, эффективность которого доказана мировой практикой. В частности, вместо существующего и морально устаревшего способа нормирования вводятся три различных метода нормирования: параметрический, распорядительный, целевой. Предпочтение при этом отдается первому и последнему методам, о чем прямо указано в тексте закона. Рассмотрим каждый из них более подробно.

  • Параметрический метод предусматривает установление определенных параметров, определяющих безопасность, функциональность и качество объекта нормирования. Цели строительства, функциональные требования и критерии, которым должен соответствовать определенный объект, являются определяющими требованиями для нормирования по этому методу. По сравнению с другими методами, параметрический более гибкий и позволяет использовать в процессе нормирования два разных подхода: приемлемые либо альтернативные решения.

  • Распорядительный метод нормирования дает четкие и подробные инструкции, как возводить те или иные строительные конструкции, каким методом, каким образом и из какого материала должен быть выполнен каждый элемент объекта, какими должны быть его рабочие характеристики и тому подобное. То есть созданные по распорядительному методу строительные нормы являются обязательными для исполнения и исключают любые альтернативные решения. Кроме того, в основном они не предоставляют никаких объяснений, в частности с какой целью их применяют, а также не содержат функциональных требований к объекту строительства.

  • Целевой метод нормирования является переходным и содержит элементы как распорядительного, так и параметрического методов.

ОБНАРОДОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ

Среди других нововведений закона – значительное расширение перечня разработчиков строительных норм и изменение подхода к их обнародованию. Если раньше разработкой таких норм занималось исключительно Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины (сейчас – Министерство развития общин и территорий Украины, Минрегион) вместе с другими структурами, в полномочия которых входят вопросы по нормированию в строительстве, то после вступления в силу закона такими правами наделяются базовые организации в строительстве. Их перечень определяет Минрегион.

По закону утвержденные строительные нормы и изменения в них теперь должны быть обнародованы на официальных сайтах разработчиков, а не в их официальном печатном издании, как было ранее. Изменение способа обнародования вместе с обязательством разработчиков обеспечить бесплатный доступ к таким нормам, что также предусмотрено законом, должно значительно расширить круг пользователей и упростить доступ к данной информации.


ВЫВОДЫ

В целом закон и его влияние на дальнейшее развитие отечественной строительной отрасли можно оценить положительно. В то же время есть и определенные сложности, которые могут возникнуть при его имплементации. Прежде всего, речь идет об отсутствии постепенного механизма перехода к новой процедуре нормирования и нерешен вопрос о согласованности строительных норм, которые были утверждены ранее, и тех, которые будут утверждены в соответствии с законом. Именно поэтому практический переход на новые правила игры в строительстве требует дальнейшей системности и последовательности от законодателя, который должен создать новую разветвленную систему строительных норм, которые будут выражать их конкретные цели и функциональные параметры объектов строительства. Только успешное решение этого вопроса законодателем может действительно предоставить участникам рынка возможности для реализации принципиально новых объектов и стать предпосылкой для создания на самом деле инновационного и высокотехнологичного строительного сектора.

Статья опубликована в журнале Commercial Property №10(195) ноябрь 2019.