07.04.2020

Евгений Иваница, JYSK в Украине: «Арендодатель и арендатор находятся в одной лодке»

На какие льготы от арендодателей рассчитывает «ЮСК Украина», развивающая сеть магазинов товаров для дома JYSK, выросли ли ее онлайн-продажи и какую новую услугу ритейлер тестирует в период карантина − об этом рассказал Евгений Иваница, исполнительный директор компании.


Ввиду того, что торговые центры сейчас вынужденно закрыты, намерена ли компания «ЮСК Украина» обращаться к управляющим компаниям за льготами относительно оплаты аренды?

Да, планируем обращаться. В подавляющем большинстве сделок арендные платежи напрямую зависят от объема реализации в магазинах JYSK. В большинстве соглашений базовая арендная плата отсутствует. Во многих сделках аренды четко указано, что JYSK как арендатор освобождается от уплаты арендных платежей в случае, если магазин не может осуществлять хозяйственную деятельность по независящим от арендодателя условиям.


Какие льготные условия были бы приемлемыми для компании?

Общий подход компания JYSK заключается в следующем: полное освобождение от арендных платежей в течение периода, когда хозяйственную деятельность в магазине невозможно осуществлять; оплата коммунальных услуг в полном объеме.

Относительно OPEX, во многих сделках аренды эти платежи отсутствуют как таковые, а там, где они и есть, JYSK в зависимости от их размера соглашается или на частичную компенсацию, или договаривается про отказ от их применения.


Есть ли у компании «ЮСК Украина» юридические рычаги для изменения условий оплаты аренды на период карантина?

Там, где начинается использование юридических рычагов − бизнес заканчивается. Мы исходим из того, что арендодатель и арендатор находятся в одной лодке. Именно поэтому компания JYSK и была одной из первых в Украине, которая широко использовала практику процента от оборота как схему расчета арендных платежей. Те арендодатели, которые поверили в такое партнерство, первыми максимально воспользовались высокими темпами роста выручки в магазинах JYSK за последние годы и смогли конвертировать их в достойную рентную плату. Теперь, в кризис, арендатор и арендодатель совместно проходят через трудности и каждый несет свою часть финансового бремени.

Компания JYSK не уволила ни одного работника, и, несмотря на отсутствие денежных потоков или поддержку государства, как это происходит в других странах, где присутствует JYSK, мы продолжаем финансово поддерживать всех работников согласно действующему законодательству.

Да, рынок ритейла стоит перед очередным кризисом, и для арендодателей критически важно сохранить ключевых арендаторов. Тех, которые пользуются популярностью и доверием среди потребителей, тех, которые готовы инвестировать в мощные маркетинговые инструменты. Поэтому, учитывая все это, я верю, что нет необходимости применять какие-либо из имеющихся юридических рычагов, а, как и всегда, вместе с арендодателями искать пути, чтобы выстоять и выйти еще сильнее из этих перипетий.


На сколько % увеличились онлайн-продажи компании в период карантина?

Трудно сейчас подводить какие-либо итоги, ведь не прошло еще и месяца с момента, как магазины были закрыты на карантин. Но да, мы говорим о том, что выручки онлайн выросли в разы или, пожалуй, было бы корректнее сказать на порядок. Но опять же, я бы не делал никаких предварительных выводов − необходимо время для того, чтобы понять, как изменилось поведение потребителя.


Имеет ли компания доступ к своим магазинам в торговых центрах и может ли осуществлять из них доставку товаров, заказанных онлайн?

Да, мы имеем доступ к магазинам, но есть несколько но. Во-первых, все работники магазинов сейчас находятся в вынужденном простое и фактически они дома, а не в магазинах. Во-вторых, потребители не имеют доступа к торговым центрам, где находятся магазины JYSK.

На прошлой неделе мы начали тестирование в Киеве расширенной услуги «Закажи и забери», которая теперь имеет вид «Закажи и получи». Потребитель заказывает товар в ближайшем к нему магазине, и мы с помощью партнеров организуем отбор товара и доставку покупателю. Первые результаты тестирования вселяют в нас оптимизм, поэтому мы решили расширить тест еще на четыре магазина в таких городах, как Львов, Одесса, Харьков и Днепр.