30.11.2018

Елизавета Белей, юрист, ЮФ «Антика»: Влияние военного положения на бизнес

26 ноября 2018 года Верховная Рада Украины утвердила Указ Президента Украины «О введении военного положения в Украине» от 26 ноября 2018 года №393, предусматривающий возможность установления целого ряда ограничений конституционных прав граждан и юридических лиц. При этом в данном документе мы сосредоточились преимущественно на ограничениях, которые могут повлиять на юридических лиц и их хозяйственную деятельность.

Стоит отметить, что военное положение введено не на всей территории Украины, а потому все описанное далее будет касаться исключительно ограничений в следующих регионах страны: Винницкой, Луганской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Черниговской, а также Донецкой, Запорожской, Херсонской областях и внутренних водах Украины Азово-Керченской акватории.

Военное положение введено сроком на 30 суток, впрочем при наличии необходимых оснований оно может быть продлено. Согласно Указу Президента Украины от 26.11.2018 года №393/2018 военное положение вводится с 14:00 26 ноября 2018 года и будет продолжаться до 14:00 26 декабря 2018.

Перечень ограничений, которые могут быть временно введены в условиях военного положения, определен ч. 1 ст. 8 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» и включает в себя:
  • установка усиленной охраны важных объектов национальной экономики и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, ввод особого режима их работы (например, линии электропередач, водные, защитные объекты и др.);
  • введение трудовой повинности для трудоспособных лиц, не привлеченных к работе в оборонной сфере на период действия военного положения с целью выполнения работ, имеющих оборонный характер, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • использование мощностей и трудовых ресурсов предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны, изменение режима их работы, проведение других изменений производственной деятельности, а также условий труда в соответствии с законодательством о труде. То есть деятельность предприятия может быть перепрофилирована (изменена) и/или использована в целях обеспечения государственных интересов в условиях военного положения;
  • принудительное отчуждение имущества, находящегося в частной собственности, однако предусматривающее обязанность государства осуществить предварительное возмещение стоимости такого имущества;
  • установление порядка использования фонда защитных сооружений гражданской защиты;
  • отстранение от должностей руководителей предприятий, учреждений и организаций за ненадлежащее выполнение мероприятий правового режима военного положения;
  • регулирование работы предприятий телекоммуникаций, полиграфических предприятий, издательств, телерадиоорганизаций, телерадиоцентров и других средств массовой информации, их использование для военных нужд и запрет на передачу информации;
  • изъятие в случае нарушения требований или невыполнения мер правового режима военного положения у предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, отдельных граждан телекоммуникационного оборудования, телевизионной, видео- и аудиоаппаратуры, компьютеров.

Вместе с этим, считаем целесообразным обратить внимание на дополнительные риски, которые могут быть следствием введения военного положения на отдельных территориях Украины. В зоне повышенного внимания и особого риска оказывается любой бизнес, который имеет какие-либо связи с Россией, пусть даже косвенные. К таким рискам, по нашему мнению, можно отнести:
  • блокировка активов – временное ограничение права юридического лица пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом;
  • ограничение торговых операций;
  • предотвращения вывода капиталов за пределы Украины;
  • приостановление исполнения экономических и финансовых обязательств;
  • аннулирование или приостановление лицензий и других разрешений, получение (наличие) которых является условием для осуществления определенного вида деятельности;
  • полный или частичный запрет совершения сделок с ценными бумагами, эмитентами которых являются лица, к которым применены санкции в соответствии с данным Законом;
  • запрет осуществления государственных закупок товаров, работ и услуг у юридических лиц-резидентов иностранного государства государственной формы собственности и юридических лиц, доля уставного капитала которых находится в собственности иностранного государства, а также государственных закупок у других субъектов хозяйствования, осуществляющих продажу товаров, работ, услуг, происходящих из иностранного государства, к которому применены санкции согласно законодательству Украины;
  • запрет выдачи разрешений, лицензий Национального банка Украины на осуществление инвестиций в иностранное государство, размещение валютных ценностей на счетах и вкладах на территории иностранного государства;
  • прекращение выдачи разрешений, лицензий на ввоз в Украину из иностранного государства или вывоз из Украины валютных ценностей и ограничение выдачи наличных по платежным картам, эмитированным резидентами иностранного государства;
  • запрет передачи технологий, прав на объекты права интеллектуальной собственности;
  • запрет интернет-провайдерам предоставления услуг по доступу пользователям сети Интернет к ресурсам сервисов.

Также возникают вопросы, как военное положение может отразиться на хозяйственной деятельности, в частности осложнит ли выполнение контрактов и можно ли будет при возникновении каких-либо сложностей в работе с контрагентами сослаться на форс-мажорные обстоятельства. Одним из наиболее опасных аспектов может стать использование контрагентами военного положения в качестве ситуации форс-мажора и, следовательно, основанием для невыполнения своих обязательств: невыплаты арендной платы, неосуществление запланированных поставок.

Прежде всего, при исследовании обстоятельств и документов на предмет наличия или отсутствия форс-мажора, стоит установить причинно-следственную связь между тем, что произошло, и последствиями того, что произошло, и соединить их географический и хронологический аспекты. Соответственно, все, что ранее было действительным нарушением, сейчас, грубо говоря, можно списать на военное положение как форс-мажор. И вот здесь, конечно, существует риск определенной разбалансировки экономической жизни страны и его последствия предсказать довольно сложно. Понятие «форс-мажор» в законодательстве не определено, однако существует понятие «обстоятельства непреодолимой силы» ст. 617 ГК. В Законе Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине» есть статья 14, содержащая перечень обстоятельств, которые могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, причем перечень не является исчерпывающим. Форс-мажорные обстоятельства почти всегда требуют подтверждения и заверения, и порядок удостоверения выведен в отдельный документ, который называется Регламентом о порядке заверения Торгово-промышленной палатой Украины и региональными торгово-промышленными палатами форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы). В этом документе прописан алгоритм процесса определения форс-мажора как такового и что необходимо исследовать уполномоченному лицу, имеющему право подписывать сертификат о форс-мажоре.

В настоящее время мы не наблюдаем деструктивного влияния из-за введения военного положения на бизнес, но внимательно следим за развитием ситуации.