Зона свободной торговли: влияние на рынок строительной продукции

Commercial Property №3 (151) март 2016

ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ, ДЕЙСТВУЮЩАЯ МЕЖДУ УКРАИНОЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ С 1 ЯНВАРЯ ТЕКУЩЕГО ГОДА, – ЭТО ВЫЗОВ ДЛЯ РЯДА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ. КОМПАНИИ, НЕСПОСОБНЫЕ ИДТИ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ, РИСКУЮТ НЕ СПРАВИТЬСЯ С КОНКУРЕНЦИЕЙ. ПОДРОБНЕЕ ЧИТАЙТЕ В СТАТЬЕ ИННЫ РУДНИК, СТАРШЕГО ЮРИСТА ЮФ «ЛАВРИНОВИЧ И ПАРТНЕРЫ».


 

Инна Рудник, старший юрист ЮФ «Лавринович и Партнеры» 

Подписанием Соглашения об ассоциации Украина и Европейский Союз обязались создать условия для тесных экономических и торговых отношений, которые должны привести к постепенной интеграции нашей страны на рынок ЕС благодаря созданию углубленной и всеобъемлющей Зоны свободной торговли. ЕС взял на себя обязательства поддерживать Украину в вопросах завершения перехода к действующей рыночной экономике, в том числе путем адаптации ее законодательства к правовому полю Евросоюза. 

Одним из важнейших условий Соглашения для нашей стороны является статья 25, предусматривающая постепенное создание Зоны свободной торговли в течение переходного периода, не превышающего 10 лет. Создание этой зоны включает в себя полную или частичную отмену ввозных пошлин на импортируемые в Украину товары. Причем Соглашение позволяет в одностороннем порядке уменьшить размер пошлины, но не увеличить его. Стороны взяли на себя обязательства создать условия, при которых импортируемые товары будут представлены на нашем рынке на максимально равных условиях. Иными словами, иностранные товары должны чувствовать себя в Украине, как дома. 

Более того, Украина и ЕС договорились о максимальном сотрудничестве в административной сфере, проведении консультаций и применении всевозможных мер для борьбы с мошенничеством в таможенных вопросах, связанных с импортом, экспортом, транзитом товаров. Такое тесное сотрудничество, при условии его реализации и соблюдения всех правил и положений Соглашения, должно позволить европейским товарам беспрепятственно поступать на украинский рынок, а украинским – выйти на новый уровень. 

В результате создания зоны свободной торговли рынок строительных материалов Украины должен пополниться новыми брендами и предоставить потребителю более широкий выбор продукции. Однако, учитывая нестабильность национальной валюты, рассчитывать на видимое изменение и снижение цен не следует. Кроме того, конечную стоимость определяет внутренний продавец, который достаточно часто «страхует» возможные потери от скачка курса за счет снижения пошлин, не меняя цены на товар. 

РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ 

Украинские производители, получившие шанс выйти на европейский рынок, могут столкнуться с рядом сложностей. К примеру, Соглашение об ассоциации предусматривает высокие требования к качеству экспортируемого товара. Украина взяла на себя обязательство принять все возможные меры с целью постепенного достижения соответствия техническим регламентам ЕС и системам стандартизации, метрологии, аккредитации, а также придерживаться принципов и практик, действующих в Евросоюзе. Некачественный товар не сможет выйти на европейский рынок, следовательно, производителям, желающим экспортировать материалы в страны ЕС, придется инвестировать в оборудование и адаптировать производственные решения к практике европейского образца. Следует отметить, что с 2014 года, после предоставления Украине преференций в сфере торговли со странами ЕС, экспорт основных строительных материалов вырос, что говорит о наличии национальных производителей, работающих согласно высоким европейским стандартам качества. 

Поскольку Соглашение обязывает Украину адаптировать внутреннее законодательство к праву ЕС, изменения коснутся и тех производителей, которые не планировали расширять круг покупателей и выходить на международный рынок. Стандарты уже проходят изменения: отменяются те из них, которые не соответствуют времени, а оставшиеся гармонизируются с европейскими стандартами. Процесс запущен и должен в будущем позитивно сказаться на качестве продаваемых в Украине строительных материалов. 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 

Зона свободной торговли с Европейским Союзом подразумевает не столько либерализацию тарифов, сколько комплексное реформирование законодательства Украины, после реализации которого украинский производитель должен стать конкурентоспособным на европейском рынке не только по ценовому показателю. На данный момент украинская продукция выигрывает за счет низкой стоимости, однако не всегда может предложить высокое качество или похвастаться передовыми технологиями производства. 

Отметим, что работа по усовершенствованию национального законодательства ведется уже давно. Так, во исполнение Соглашения об ассоциации и с учетом положения Коалиционного соглашения, 09 декабря 2014 года Кабинетом Министров Украины была утверждена Программа деятельности правительства, согласно которой Кабмин ставил цель принять на протяжении 2015 года 1500 национальных стандартов, гармонизованных со стандартами ЕС, и прекратить действие стандартов бывшего СССР. Обязательство о принятии 1500 новых национальных стандартов пока не выполнено в полной мере, однако деятельность в этом направлении наблюдается. 

В декабре 2015 года государственное предприятие «Украинский научно-исследовательский и учебный центр проблем стандартизации, сертификации и качества», национальный орган стандартизации, приняло ряд документов об отмене межгосударственных стандартов в Украине, разработанных до 1992 года (приказы ГП «УкрНИУЦ» №175 от 10.12.2015 года и №182-188 от 14.12.2015 года). Было принято решение об отмене почти 13 000 советских стандартов. Часть из них утратили силу с 01 января 2016 года, остальные будут действовать до 2018 года. Естественно, многие из них касаются и строительной сферы. К примеру, ГОСТ 14759-69 «Клеи. Метод определения прочности при сдвиге», ГОСТ 5233-89 «Материалы лакокрасочные. Метод определения твердости по маятниковому прибору» и прочие. На замену им и другим отмененным документам на протяжении ближайших 2-3 лет должны быть приняты новые стандарты и положения в соответствии с последней редакцией Закона Украины «О стандартизации», нормы которого прямо обязывают орган стандартизации применять меры для адаптации законодательства Украины в сфере стандартизации к праву ЕС. 

В настоящее время, поскольку в Украине и Европейском Союзе действуют разные стандарты, участнику рынка необходимо дважды проходить сертификацию. Главной идеей новых правил метрологии и стандартизации является максимальная адаптация и, где это возможно, принятие европейского стандарта как национального. В таком случае товар не будет проходить двойную сертификацию. 

Строительный бизнес во многом недополучает «внимание» от иностранных компаний именно из-за огромного количества норм и правил, действующих на территории Украины и устанавливающих требования к тому или иному материалу. В понимании Европейского Союза «гармонизация» обозначает упрощение и улучшение, а не просто замену одних правил на другие. 

К примеру, в строительной сфере в ЕС длительное время действовала Директива 89/106/EEC, принятая в 1988 году. Она предусматривала установление гармонизированных стандартов для строительной продукции и выдачу Европейских технических подтверждений, чем значительно упростила на то время работу в данной сфере. Тем не менее, в марте 2011 года был принят Регламент ЕС 305/2011/Regulation (EU) No 305/2011 Европейского парламента и Совета об установлении гармонизированных условий для распространения на рынке строительной продукции и отмене Директивы 89/106/ЕЕС. В преамбуле регламента указано, что данный шаг делается с целью упростить и прояснить существующие ограничения. Страны Европейского Союза привыкли к простому и понятному изложению правил и требований, поэтому имплементация подобных принципов в Украине приведет к увеличению экспорта/импорта строительной продукции. 

ВЫВОДЫ 

На сегодняшний день низкие ставки пошлин Зоны свободной торговли действуют против высоких требований к техническим стандартам. Какой из этих двух факторов окажет большее влияние на бизнес – покажет только время. Вероятно, некоторые производители понесут большие потери, а, возможно, покинут рынок, не справившись с конкуренцией. Однако это, скорее, будет говорить о неспособности таких компаний идти в ногу со временем и предоставлять покупателю товар высокого качества. 

Необходимо отметить, что с 2016 года приостановлено действие Зоны свободной торговли между Украиной и Российской Федерацией, что может посодействовать развитию экспорта в страны Европейского Союза. Современные экономические реалии научили национальных производителей и потребителей адаптироваться в любых условиях, поэтому после введения указанного ограничения переориентация на европейский рынок вполне прогнозируема. 

В то же время ожидать значительного прорыва в развитии взаимоотношений с Европейским Союзом в области экспорта и импорта строительных материалов в 2016 году не стоит, поскольку с украинской стороны в этом направлении сделаны только первые шаги. Однако и они уже дают надежду на то, что в обозримом будущем украинские предприниматели получать шанс беспрепятственного выхода на европейский рынок, а национальный потребитель – доступ к европейской продукции наравне с отечественными товарами.