Железнодорожные вокзалы: архитектурные ворота города

ИСТОРИЯ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ фото: IS Термин «вокзал» происходит от англ. Vauxhall – названия парка с концертным залом для увеселительной эстрадной программы. Этот парк существовал в XVII веке в пригороде Лондона. В русском языке это слово было впервые применено по отношению к первому в России станционному зданию в городе Павловск, которое служило одновременно зданием пассажирского вокзала и залом для проведения концертов. В XIX веке вокзалы выполняли только одну функцию – непосредственно обслуживали пассажиров железнодорожного транспорта. Проектирование железнодорожных вокзалов – комплексный процесс, который, помимо разработки непосредственно здания для обслуживания пассажиров, должен учитывать его связь с другими важными составляющими инфраструктуры вокзала – привокзальной площадью, посадочными платформами, пешеходными тоннелями, др. Территория, где располагается вокзальный комплекс, должна иметь достаточные размеры для надлежащего функционирования объекта и свободного перемещения пассажиров. Вокзальная станция Kuala Lumpur Sentral в Куала -Лумпур, Малайзия фото: IS В здании вокзала размещаются, как правило, помещения для обслуживания пассажиров (распределительные, кассовые залы, залы ожидания, вестибюли, справочные, помещения для отдыха пассажиров, багажные помещения, др.), для управления движением поездов (технические), размещения служебного персонала (служебные), а также вспомогательные. Одним из основных правил организации внутреннего пространства вокзала является создание удобных и коротких, без излишних подъемов и спусков, путей движения для потоков пассажиров. Во всем мире все более распространенной становится практика создания многофункциональных вокзальных комплексов, которые совмещают несколько видов транспорта (железнодорожно-автобусные, железнодорожно-авиационные и др.) и разные по функциональному назначению площади. Ярким современным примером реализации проекта комплексной вокзальной станции является Kuala Lumpur Sentral в столице Малайзии – городе Куала-Лумпур. Данный проект, архитектором которого является Кишо Курокава (Dr. Kisho Kurokawa), предполагает создание городского центра по принципу «город в городе» с объектами коммерческой (офисы, торгово-развлекательные центры, гостиницы, др.) и жилой недвижимости, которые располагаются вокруг транспортного узла под названием Stesen Sentral, служащим и железнодорожным вокзалом, и терминалом аэропорта. Berliner Hauptbahnhof (Берлин, Германия) Berliner Hauptbahnhof в Берлине (Германия) – один из крупнейших железнодорожных вокзалов в Европе фото: IS Свой современный облик центральный железнодорожный вокзал Берлина – Berliner Hauptbahnhof – приобрел благодаря работе немецкого архитектурного бюро gmp (Architects von Gerkan, Marg and Partners). Заказчиком проекта выступила компания Deutsche Bahn AG, предоставляющая услуги по пассажирским перевозкам и логистике, а также осуществляющая управление транспортными сетями. Участники проекта: Schlaich Bergermann und Partner и IVZ/ Emch+Berger (проектирование и расчет строительных конструкций); Peter Andres + Conceptlicht GmbH (дизайн освещения); Ingenieurgesellschaft Hopfner (техническое обслуживание). Строительство Berliner Hauptbahnhof велось с 1996 по 2006 год. На сегодняшний день этот железнодорожный вокзал является одним из крупнейших в Европе: общая площадь пяти уровней Berliner Hauptbahnhof составляет 175 000 м2, площадь участка – 100 000 м2. Около 15 000 м2 занимают торговые площади (магазины и заведения питания), 50 000 м2 – офисные помещения, которые располагаются в арочных зданиях комплекса; еще 5500 м2 отведено под операционные площади, и 21 000 м2 занимает участок движения. Платформы вокзала – их всего восемь – занимают площадь объемом 32 000 м2, еще 25 000 м2 отведено под паркинг. Berliner Hauptbahnhof представляет собой современное стеклянное здание. Его высота составляет 46 метров, длина с севера на юг – 160 метров, с запада на восток – 321 метр. При строительстве вокзала было использовано 500 000 м3 бетона и 85 000 тонн стали. В здании вокзала размешено 54 эскалатора, 49 лифтов, в том числе 6 панорамных. На крыше размещено 780 модулей солнечных батарей общей площадью 1800 м2. Пропускная способность вокзала составляет 300 000 пассажиров в день, транспортная загрузка – около 1200 поездов в день. Southern Cross Station (Мельбурн, Австралия) В основе проекта реконструкции станции Southern Cross Station в Мельбурне (Австралия) заложены принципы практичности, удобства, комфорта и безопасности фото: GRIMSHAW С 2002 по 2006 год осуществлялся проект реорганизации и расширения вокзала Southern Cross, ранее известного как Spencer Street Station, который был построен в 1859 году. Проект реконструкции был разработан международным архитектурным бюро Grimshaw в сотрудничестве с Jackson Architecture (Австралия) по заказу австралийской девелоперской компании Leighton Contractors Pty Ltd. В основе проекта заложены принципы практичности, удобства, комфорта и безопасности для пассажиров и обслуживающего персонала. На сегодняшний день общая площадь Southern Cross Station составляет 60 000 м2. На станции размещаются 16 платформ. Рядом с вокзалом расположился комплекс West End Plaza Retail общей площадью 30 000 м2, вмещающий супермаркет (3000 м2) и магазины, а также автовокзал и паркинг на 800 машиномест. Наиболее интересной архитектурной особенностью Southern Cross Station является волнистая крыша, возвышающаяся на уровне 23 метров над землей. Ее площадь составляет около 42 000 м2. Объем инвестиций в реконструкцию Southern Cross Station составил $420 миллионов. Данный объект был отмечен жюри сразу нескольких престижных премий, среди которых: премия Architectural Steel Design Award 2006; Lubetkin Prize 2007 (по версии RIBA International Award); Australian Construction Achievement Award 2007, др. International Terminal Waterloo (Лондон, Великобритания) Стеклянный фасад вокзала International Terminal Waterloo открывает пассажирам вид на лондонский район Вестминстер фото: IS Международный вокзал Ватерлоо (International Terminal Waterloo), построенный в 1993 году в Лондоне, спроектирован архитектурным бюро Grimshaw по заказу Правления британских железных дорог (British Railways Board – European Passenger Services Ltd). International Terminal Waterloo – многофункциональная транспортная развязка, пассажиропоток которой насчитывает 15 миллионов человек в год. Площадь вокзала составляет 60 000 м2. Уникальной особенностью здания International Terminal Waterloo является стеклянная крыша длиной 400 метров. Стеклянный фасад вокзала открывает пассажирам вид на лондонский район Вестминстер. Международный вокзал Ватерлоо был отмечен несколькими наградами в области архитектуры: так, в 1994 году объект был удостоен премий Royal Institute of British Architects Awards, Structural Steel Design Awards, Mies van der Rohe Award for European Architecture; в 1995 году стал лауреатом премий Civic Trust Awards, British Construction Industry Awards, др. Guangzhou South Railway Station (Гуанчжоу, Китай) Guangzhou South Railway Station с общей площадью здания 486 000 м2 – один из крупнейших железнодорожных вокзалов Азии фото: IS Guangzhou South Railway Station, построенный в 2006-2010 годах, – один из крупнейших современных железнодорожных вокзалов Азии. Его масштабы впечатляют: общая площадь здания составляет 486 000 м2, количество платформ – 28. Станция простирается в длину на 590 метров и в ширину – на 350 метров. Вокзал был спроектирован исходя из расчета, что к 2030 году его пассажиропоток составит более 300 000 человек/день. Паркинг станции рассчитан на 1900 машиномест. Интерьеры вокзала выполнены в современном стиле. Стеклянная крыша способствует проникновению дневного света, вследствие чего вокзал прекрасно освещается. Благодаря применению новейших технологий строительства, внутренне пространство здания не перенасыщено колоннами, что способствует созданию максимального объема свободного пространства. Заказчиком проекта выступило Министерство железных дорог Китая. Guangzhou South Railway Station был разработан британским архитектурным бюро TFP Farrells в сотрудничестве с Четвертым институтом исследования и дизайна железных дорог (Fourth Railway Survey and Design Institute) и Пекинским институтом архитектурного дизайна (Beijing Institute of Architectural Design). Beijing South Railway Station (Пекин, Китай) Общая площадь вокзала Beijing South Railway Station, расположенного на участке площадью 32 гектара, составляет 940 000 м2 фото: IS В августе 2008 года, в преддверии Олимпийских игр в Китае, состоялось открытие одного из крупнейших современных железнодорожных вокзалов в мире – Beijing South Railway Station. Общая площадь комплекса, расположенного на участке площадью 32 гектара, составляет 940 000 м2. Количество платформ – 24. Здание имеет овальную форму и простирается на 500 метров в длину и 380 метров в ширину. Площадь крыши вокзала равняется 20 футбольным полям. Beijing South Railway Station был разработан с таким расчетом, что к 2030 году пассажиропоток вокзала составит около 280 000 пассажиров/день или около 100 миллионов пассажиров/год. С этой целью большое внимание в проекте уделено вопросу распределения пассажиропотока. Проект вокзала Beijing South Railway Station был создан международным архитектурным бюро TFP Farrells по заказу Министерства железных дорог Китая (Ministry of Railways). La Gare de Strasbourg (Страсбург, Франция) Под стеклянным фасадом-коконом вокзала La Gare de Strasbourg во Франции находится настоящая «жемчужина» XIX века фото: IS На первый взгляд железнодорожный вокзал La Gare de Strasbourg является примером современной архитектуры. Внешне – это овальное стеклянное здание. Однако под стеклянным фасадом-коконом находится настоящая «жемчужина» XIX века – оригинальное здание Страсбургского вокзала, которое было спроектировано в 1883 году берлинским архитектором Йоганном Якобсталом (Johann Jacobsthal). Современная надстройка появилась в 2007 году в результате реконструкции. Kanazawa Station (Каназава, Япония) Архитектура вокзала Kanazawa Station сочетает традиционные японские и современные футуристические элементы фото: IS Вокзал Kanazawa Station известен сочетанием традиционных элементов японской архитектуры – деревянных конструкций и современного футуристического дизайна. Так, при входе в здание расположены деревянные 14-метровые ворота красно-коричневого цвета, которые контрастируют со стеклянным зданием серо-голубых тонов. Купол, накрывающий пассаж, объединяет восточную и западную части здания. Он состоит из 3000 стеклянных панелей. Проектирование станции осуществил архитектор Тамэо Кобори (Tameo Kobori). Kuala Lumpur Railway Station (Куала-Лумпур, Малайзия) Kuala Lumpur Railway Station – пример симбиоза архитектуры Турецкой и Монгольской империй, готического и греческого стилей фото: IS Kuala Lumpur Railway Station, ранее – центральный железнодорожный вокзал города, был построен в 1910 году по проекту английского архитектора Артура Бенисона Хаббэка (Arthur Benison Hubback). В 1986 году после реконструкции в здании вокзала появились современные залы ожидания, бары и информационные стойки для туристов, в левом крыле разместился небольшой отель Heritage Station. С архитектурной точки зрения Kuala Lumpur Railway Station является примером симбиоза стилей – в нем объединились элементы архитектуры Турецкой и Монгольской империй, готики и греческого дизайна. Внешне здание вокзала, выполненное в белом цвете, похоже на дворец с ажурными арками, широкими верандами, колоннадами, шпилями, башнями и куполами. Однако с высоты птичьего полета внешний вид здания меняется и приобретает современные очертания. Железнодорожный вокзал «Киев-Пассажирский» (Киев, Украина) Строительство Южного железнодорожного вокзала в Киеве было реализовано в рекордно короткие сроки – всего за 175 дней фото: IS Здание Центрального железнодорожного вокзала «Киев-Пассажирский» было возведено в 1932 году по проекту архитектора Александра Вербицкого. Объект отличается выразительностью и монументальностью, в нем отражены веяния архитектуры ХХ века. В 2001 году была осуществлена генеральная реконструкция Центрального вокзала, в ходе которой был обновлен фасад здания, на нем были установлены часы; стены в вестибюле, который стал более просторным, выполнены из гранита и мрамора разных цветов, под сводами выложено панно. В 2001 году было построено здание Южного вокзала, представляющее собой современное 7-этажное строение. Проект Южного вокзала был разработан архитектурным бюро под руководством Сергея Юнакова. Проект был реализован в рекордно короткие сроки – всего за 175 дней. Генподрядчиком по строительству проекта выступила компания «Киевгорстрой». Здания Центрального и Южного вокзалов соединены между собой наземным крытым переходом. АРХИТЕКТОРЫ И ДИЗАЙНЕРЫ Проект вокзала Napoli-Afragola High Speed Train Station в Неаполе (Италия) разработан архитектурным бюро Zaha Hadid Architects проект: IS Среди известных архитектурных бюро, работавших в свое время над масштабными проектами железнодорожных вокзалов, следует назвать международное бюро Aedas, которое разработало проект реконструкции вокзала в городе Катовице (Польша); Rafael Vinoly Architects (США), в портфеле которого имеется проект вокзала East Daegu High Speed Train Station (Даегу, Южная Корея); бюро gmp, разработавшее проекты вокзалов BerlinSpandau Railway Station и Berlin Hauptbahnhof (оба – Берлин, Германия), а также Tianjin West Railway Station (Тяньцзинь, Китай). «Перу» архитекторов из бюро Zaha Hadid Architects (Великобритания) принадлежит проект вокзала Napoli-Afragola High Speed Train Station в Неаполе (Италия); бюро Foster + Partners (Великобритания) разработало проект редевелопмента вокзала в городе Дрезден (Германия) и проект вокзала Florence TAV Station во Флоренции (Италия). Международное бюро Kohn Pedersen Fox является автором вокзала Nanjing South Railway Station (Нанкин, Китай); в свою очередь Skidmore, Owings & Merrill LLP выступает автором проекта Tianjin High Speed Rail Station (Тяньцзинь, Китай). Испанский архитектор Сантьяго Калатрава (Santiago Calatrava) разработал проект вокзала Liege Guillemins TGV Railway Station в городе Льеж (Бельгия). КОММЕРЧЕСКИЕ ПЛОЩАДИ В ВОКЗАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСАХ Проекты современных вокзалов содержат большие по площади торговые зоны, включают офисные и развлекательные площади, а также помещения для проведения различных мероприятий (выставок, презентаций, др.). К примеру, проект редевелопмента железнодорожной станции в польском городе Катовице предусматривает строительство современного комплекса общей площадью 136 000 м2, в структуру которого войдут вокзал (около 17 350 м2), офисные площади (8100 м2), отель (4800 м2), торговые площади (50 000 м2), др. Пассажиропоток крупнейших железнодорожных вокзалов мира достигает нескольких десятков миллионов человек в год, что делает их идеальной площадкой для развития бизнеса ритейл-операторов. Арендаторами коммерческих площадей на вокзалах выступают как локальные, так и известные международные сетевые операторы фаст-фуда, одежды, др. К примеру, в лондонском вокзале St Pancras International расположились магазины всемирно известных брэндов Marks & Spencer, Accessorize, The Body Shop; среди арендаторов фуд-корта – Costa Coffee, Starbucks, YO! Sushi, др. В здании вокзала Union Station в Вашингтоне (США), общая торговая площадь которого составляет более 19 500 м2, разместилось более 100 магазинов (Accessorize, The Body Shop, Guess Accessories, L'Occitane, Swarovski Crystal, Swatch, Victoria's Secret) и более 35 заведений общественного питания (America Restaurant, B. Smiths Restaurant, Pizzeria Uno, Kabuki Sushi, King BBQ, McDonald's, Sbarro Italian Eatery, Starbucks, Subway, Taco Bell, др.). На вокзале Berliner Hauptbahnhof размещено более 20 кафе и ресторанов: Burger King, Dunkin Donuts, McDonald’s, Pizza Hut, Starbucks, др.