Выбор ритейлеров

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Такие сети как Timberland, The Body Shop, Benetton, Mango, Lush, Tommy Hilfiger и Foot Locker уже открыли свои магазиныв более чем 80% основных европейских рынков Фото: IS Города-лидеры: Лондон признан самым популярным городом среди основных торговых сетей – в британской столице работают 235 из 250 изученных ритейлеров. В Париже, занимающем 2-е место рейтинга, насчитывается 217 сетей, в Москве (3-е место рейтинга) – 196. Санкт-Петербург и Киев занимают 8-е и 23-е места соответственно. Ритейлер-лидер: Zara – единственная торговая сеть со 100-процентным покрытием стран Европы. Страны-экспортеры товаров: основная страна происхождения глобальных торговых сетей – Италия, далее идут США и Великобритания. Согласно прогнозам Jones Lang LaSalle, США догонят Италию уже в нынешнем 2013 году. Перспективы развития: только девять ритейлеров из 250 изученных присутствуют на более чем 80% европейских рынков. «Лондон является трамплином для многих ритейлеров, выходящих на международную арену, – комментирует Джеймс Долфин, руководитель отдела торговых площадей по региону EMEA компании Jones Lang LaSalle. – За последние месяцы несколько американских и китайских торговых сетей начинали экспансию в Европе именно таким образом. Мы уверены, что их примеру последуют и другие ритейлеры». По мнению эксперта, интерес международных сетей к Лондону будет подогреваться успешными торговыми центрами в районе Westfield и растущей популярностью основных торговых коридоров – Bond Street, Oxford Street, Regent Street и Covent Garden. Позитивное влияние также окажет увеличение туристического потока в британскую столицу после проведения Олимпийских игр, политическая стабильность и прозрачность рынка недвижимости в стране. Владимир Александровский, руководитель направления услуг корпоративным клиентам департамента торговых площадей компании Jones Lang LaSalle в России и СНГ, отметил, что по числу международных ритейлеров Москва опережает «столицу моды» Милан, где в настоящий момент работает только 174 ритейлера. «Однако высокий результат российской столицы обусловлен, в первую очередь, большим числом сетей уровня масс-маркет, тогда как количество премиальных и люксовых брендов в городе еще не так высоко, – комментирует Владимир Александровский. – Второй по популярности город России – Санкт-Петербург — занимает в нашем рейтинге 8-е место. В Северной столице сейчас работает 142 международных торговых оператора, около половины из которых также относятся к сегменту масс-маркет». ИДУТ НА ВОСТОК Невысокая динамика экономического роста в Западной и Южной Европе стимулирует ритейлеров смотреть дальше на Восток. Джеймс Браун, руководитель отдела аналитики торговых площадей по региону EMEA компании Jones Lang LaSalle, объясняет это тем, что «развивающиеся рынки предлагают торговым сетям привлекательные возможности». К примеру, арендные ставки в данном регионе в среднем гораздо ниже, чем на зрелых рынках, тогда как перспективы роста розничных продаж гораздо выше. «Именно с учетом этих факторов высокие места в рейтинге заняли такие города как Санкт-Петербург (8 место), Прага (9), Стамбул (11), Варшава (19) и Киев (23), - говорит Джеймс Браун. – В ТOП-30 попало больше городов Центральной и Восточной Европы, чем развитой Южной Европы. Для зрелых ритейлеров, уже представленных на основных европейских рынках, города Восточной Европы перспективны как с точки зрения роста сети, так и диверсификации бизнеса». ГОРОДА КЛАССА «ЛЮКС» В рейтинге самых популярных среди люксовых брендов европейских городов тройка лидеров выглядит так же: Лондон и Париж, с большим отставанием за ними следует Москва. Санкт-Петербург опустился на 11 место, вытесненный из ТОП-10 Стамбулом и Цюрихом. В свою очередь Киев демонстрирует гораздо более высокий результат по сравнению с совокупным рейтингом, учитывающим также среднеценовые и премиальные бренды, и занимает 12 строчку рейтинга класса люкс (23 место в общем рейтинге). Низкое проникновение товаров класса масс-маркет в украинскую столицу объясняется небольшим числом современных торговых центров в городе, в то время как ритейлеры более высокого уровня, воодушевленные Евро-2012, активно открывали свои магазины на основных торговых коридорах Киева. Среди недавних дебютов – Dolce & Gabbana, Valentino, Prada. САМЫЕ АКТИВНЫЕ РИТЕЙЛЕРЫ Zara – единственная торговая сеть со 100-процентным покрытием стран Европы Фото: IS Zara – единственная торговая сеть, магазины которой работают во всех 57 изученных городах Европы, и именно этот испанский ритейлер возглавляет рейтинг компании Jones Lang LaSalle. На втором месте – H&M с покрытием в 96%, а такие компании как The Body Shop, Benetton, Mango, Lush, Tommy Hilfiger, Timberland и Foot Locker уже открыли свои магазины в более чем 80% изученных городов. В ТОП-20 самых развитых в Европе ритейлеров доминируют среднеценовые бренды, занимая 12 строчек рейтинга. Из премиальных брендов в ТОП-20 вошли Tommy Hilfiger и Timberland (более 80% покрытия). «Более 90% ритейлеров, входящих в список самых популярных в Европе, уже работают на российском рынке, остальные присматриваются к нему, – комментирует Владимир Александровский. – По-прежнему самой распространенной схемой выхода в Россию остается франшиза – иностранцы ищут площадки и «пробуют» отечественных покупателей при помощи локальных посредников, но после нескольких лет успешной работы большинство из них отказываются от помощи и продолжают напрямую работать на перспективном российском рынке. Высокий уровень доходов населения и стремительно растущий средний класс сделает в ближайшие годы российский рынок ритейла одним из лидеров по оборотам в Европе». ИТАЛИЯ – РОДИНА РИТЕЙЛЕРОВ По количеству экспортируемых брендов Италия занимает первое место в мире – на эту страну приходится 17% международных ритейлеров, развивающихся за рубежом. Самые популярные из итальянских ритейлеров — Benetton и Diesel (3 и 11 позиции в рейтинге ритейлеров соответственно). Второе место в списке стран-экспортеров занимают США (16%). Наиболее распространенные из американских компаний – Timberland и Tommy Hilfiger (делят 7 строчку в рейтинге ритейлеров), но сейчас активнее всего развиваются Starbucks и Victoria’s Secret. За счет экспансии этих и других брендов США могут вскоре потеснить Италию в рейтинге. Великобритания (13%) замыкает тройку стран-лидеров, самые популярные британские ритейлеры – The Body Shop (3 место) и Lush (6). Помимо них, на новые рынки стремительно выходят Burberry, Marks & Spencer, Debenhams, Primark, Superdry и TopShop. Также в списке лидирующих стран-экспортеров – Германия, Франция и Испания. Выбирая регионы для импорта товара ритейлеры, что неудивительно, руководствуются принципами географического «родства» и близостью менталитетов. Так, итальянские бренды очень развиты в Германии и Испании, британские – в Германии, а также активно выходят в Россию. Американцы чаще всего выбирают Лондон, в том числе как стартовую площадку для развития в Европе.