РЫНОК РАЗВЛЕЧЕНИЙ УКРАИНЫ: КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?Ирина Роик, партнер компании SQM ExpertsПосле распада Советского Союза развлекательный сектор Украины пришел в полный упадок по причине отсутствия финансирования существовавшей базы учреждений досуга, не говоря уже о дальнейшем развитии данной сферы.Зарождением современного рынка развлечений в Украине можно считать 1998 год, когда в Киеве открылся первый переоборудованный кинотеатр «Кинопалац», предоставлявший новый уровень комфорта в зрительном зале, новые технологии звука и изображения. Далее, в том же 1998 году, последовало открытие первого в Киеве боулинг-клуба «Страйк» и т.д.Становление рынка развлечений в нашей стране началось порядка 8-10 лет назад. В то время кинотеатры активно пытались вернуть зрителя от телевизора к киноэкрану, боулинг еще только приучал потребителей к этому виду развлечений, детские игровые зоны были небольшими по площади и появлялись, как правило, в виде «детской комнаты». С развитием рынка торговой недвижимости девелоперы стали осознавать значение развлекательной зоны в структуре торгового объекта, и перечисленные выше основные форматы копировались и использовались как классические развлекательные объекты в ТРЦ. Таким образом, к 2004-2005 годам появились первые украинские сетевые операторы кинотеатров и боулинга. Однако активное развитие рынка развлечений, по сути, началось только 2-3 года назад. К тому времени во всех крупных украинских торговых объектах, которые вводились в эксплуатацию или находились на стадии проектирования, развлекательная зона предусматривалась в обязательном порядке. Кроме того, с каждым годом увеличивался объем развлекательных площадей в общей структуре проектов, а также разнообразие форматов. Ведь усиливающаяся конкуренция между ТРЦ давала понять, что стандартного набора – кинотеатр, боулинг, детская комната – явно недостаточно для конкурентоспособности ТРЦ в ближайшей и долгосрочной перспективе. На этом этапе украинский рынок перешел к конкуренции не только торговых, но и развлекательных зон.ЭТАП «ВЗРОСЛЕНИЯ»На данный момент наиболее популярными форматами развлечений на украинском рынке являются кинотеатр, боулинг, бильярд и детский развлекательный центрфото: «CP»Развитию украинского рынка развлечений способствовал постоянный рост благосостояния населения, которое ежегодно готово тратить все больше и больше на удовлетворение эмоциональных потребностей. В связи с этим в Украине начали появляться не только проекты с крупными развлекательными зонами, но и были заявлены к реализации проекты развлекательных парков. Пришедший в страну кризис, как ни парадоксально, не остановил развитие рынка развлечений. Как показывает история, подобную ситуацию нельзя назвать феноменом: в период экономических проблем мирового масштаба индустрия развлечений испытывала, как правило, лишь небольшой спад, а иногда даже демонстрировала подъем. Так, во время Великой депрессии 1930-х годов в США росла выручка баров и пабов, кинотеатров, концерт-холлов, казино и других увеселительных заведений. В данном случае срабатывает известный в ритейле эффект «губной помады». Он выражается в том, что в кризисное время люди отказываются от крупных и дорогих покупок, взамен обращая внимание на приятные мелочи, которыми себя может побаловать практически каждый человек. То есть на фоне снижения продаж дорогостоящих товаров спрос на «мелочевку», в том числе косметические товары, значительно возрастает. Причем люди переходят на более дешевый ассортимент, который распространяется в том числе на развлечения. Так случилось и в нашей стране: для многих украинцев, в особенности так называемого среднего класса, оказалось психологически сложно отказаться от развлечений. Походы в кино, встречи с друзьями в ресторанах и т.д., – все эти элементы формируют стиль жизни, и отказ от них способен привести к депрессии. В итоге, спрос на развлечения в кризисный период не упал значительно, однако уменьшился за счет сокращения количества посещений развлекательных зон, сместившись в сторону более дешевых форматов развлечений. Показательным в этом отношении является рост кассовых сборов украинских кинотеатров на 37% в 2009 году по сравнению с 2008 годом.Сегодня девелоперы признают развлекательную составляющую ТРЦ эффективным инструментом привлечения потока посетителей и конкурентным преимуществом объекта (на фото: автодром в РТЦ «Блокбастер», Киев)фото: SQM EXPERTSПодобные тенденции, наряду с ужесточением конкуренции между существующими ТРЦ, заставили девелоперов обратить особое внимание на развлекательную составляющую: если ранее она соответствовала минимальным ожиданиям и требованиям посетителей, то сейчас развлечения признаны эффективным инструментом привлечения потока посетителей, конкурентным преимуществом объекта. Можно сказать, что кризис способствовал началу роста развлекательной индустрии в Украине.РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ФОРМАТЫМестные игроки не спешат вкладывать средства в новые развлекательные форматы, поскольку ориентируются на проверенные и доходные виды развлечений (на фото: аттракцион MaxFlight в РТЦ «Блокбастер», Киев)фото: SQM EXPERTSНаряду с растущим спросом на развлекательные форматы со стороны украинских граждан существующее предложение по их объему и разнообразию в Украине критически мало и однотипно. На рынке развлечений работают преимущественно локальные игроки, представляющие четыре наиболее популярных формата: кинотеатр, боулинг, бильярд, детский развлекательный центр. Несмотря на то, что данные форматы активно развивались в течение последних 4-6 лет, количество сетевых операторов незначительно: по состоянию на 2010 год на рынке Украины насчитывается порядка 11 операторов кинотеатров («Баттерфляй», «Линия кино», «Мультиплекс-Холдинг», «Одесса-Кино», «Киносистема», «Кинопалац», «Кронверк Синема», «Планета Кино», «Синема Сити», 4D Cinematix, IMAX), порядка 6 крупных операторов боулинга («Витамин», Maximym, «Сити Боулинг» и др.) и около 5 операторов детских развлекательных центров. В новые форматы развлечений местные игроки не спешили вкладывать средства, поскольку ориентировались на проверенные и доходные виды развлечений. В свою очередь неразвитость украинского рынка торговой недвижимости и высокие страновые риски отталкивали зарубежных операторов.В связи с ограниченным количеством профессиональных сетевых операторов, дефицитом разнообразия форматов и недостатком их качества, в 99% случаев девелопер, принявший решение развивать крупную развлекательную зону, вынужден решать эту задачу собственными силами.Поэтому такие новые для Украины форматы развлечений как ледовый каток, роллердром, картинг, керлинг и др. появляются благодаря инициативе девелоперов. Приведем примеры из работы нашей компании. С проблемой поиска операторов развлечений мы столкнулись при реализации концепции РТЦ «Блокбастер», когда было принято решение о создании крупной развлекательной зоны, занимающей более 60% общей площади комплекса. Поэтому еще в 2006-2007 годах акционеры РТЦ приняли решение о самостоятельном развитии новых для Украины форматов. Так, в проекте, помимо первого в Украине профессионального роллердрома, появились площадка для лазерных боев Qzar («Звездный патруль»), профессиональный веревочный городок «Sky Park» (первый пример формата canopy ride в Украине), первый в Киеве крытый картодром «Формула» и т.п.ИНФРАСТРУКТУРА ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙВ 99% случаев девелопер, принявший решение развивать крупную развлекательную зону, вынужден решать эту задачу собственными силамифото: SQM EXPERTSДевелоперы, решающиеся на развитие новых развлекательных форматов, сталкиваются с проблемой отсутствия в Украине индустрии развлечений, предполагающей наличие соответствующей инфраструктуры. Так, в Америке, Европе и Азии, где сфера развлечений развивалась в течение многих десятилетий и подкреплялась соответствующими рыночными отношениями, развиты все сегменты инфраструктуры. На рынке сформировалась последовательная цепочка игроков:производители оборудования для развлекательных аттракционов – архитекторы/консультанты/дизайнеры развлекательных зон – продавцы оборудования – операторы развлекательного формата – потребители.Производители оборудования для аттракционов. «Законодателями моды» в отрасли производства оборудования для аттракционов являются Италия и Испания. Однако стоимость такого оборудования более высокая в сравнении с производителями из США и азиатских стран. Среди крупнейших мировых производителей стоит назвать Zamperla, Dotto Trains, Fabbri Group (все три – Италия), HUSS Park Attractions (Германия), Golden Horse Amusement Equipment Co (Китай) и др.Архитекторы/консультанты/дизайнеры развлекательных зон. Данные компании являются профессиональными разработчиками концепций развлекательных зон. Они подбирают развлекательные форматы, исходя из целевой аудитории проекта; разрабатывают функциональное зонирование, дизайн помещений, техническое задание на закупку оборудования; управляют развлекательной зоной. Примером может служить компания Sarner (Великобритания), имеющая более чем 35-летний опыт разработки концепций и девелопмента развлекательных зон и парков по всему миру.Усиление конкуренции между ТРЦ будет стимулировать развитие новых форматов и появление новых операторов в сегменте развлечений Украиныфото: SQM EXPERTSПродавцами оборудования выступают как производители и их представительства, так и специализированные компании, осуществляющие продажу оборудования нескольких производителей.Операторы развлекательных форматов занимаются профессиональным управлением отдельными развлекательными форматами и крупными развлекательными зонами, центрами, парками. Одним из наиболее известных и крупнейших в мире операторов развлекательных форматов является Merlin Entertainments Group.К сожалению, в Украине отсутствуют ключевые игроки данной цепочки. На рынке представлены немногочисленные продавцы оборудования, однако найти профессиональных консультантов, способных осуществить функциональное зонирование крупной развлекательной зоны, не представляется возможным.С этой проблемой наша компания столкнулась в ходе увеличения развлекательной зоны РТЦ «Блокбастер». Изначально порядка 50% площади комплекса было отведено под развлечения, поэтому наиболее удобным решением стало привлечение профессионального оператора на остальную часть площади. Задача заключалась в том, чтобы найти оператора, который должен был оперировать не только привычными для Украины форматами развлечений, но и представить принципиально новые. В качестве примера оператора, которого нам хотелось бы видеть в проекте РТЦ «Блокбастер», можно назвать компанию AGAT Group Inc. (США), которая успешно развивает в Казахстане сеть развлекательных семейных центров BABYLON Magic Land. Например, в ТРЦ MEGA Alma-Ata компания оперирует тематическим парком развлечений для всей семьи. Здесь представлены автодром, карусели, лабиринт лазерных боев, 4D-кинотеатр, роллердром, редемпшн-зона и др. Аналогом данного центра семейных развлечений в Украине является центр аттракционов в ТРЦ «Муссон» (Севастополь). Однако оператором развлекательной зоны выступает не сетевой оператор, а владелец ТРЦ. Компания AGAT Group Inc. в Украине, к сожалению, не представлена, также как и многие другие операторы развлечений. Рассчитывать на игроков ближнего зарубежья также не приходится. В связи с этим мы были вынуждены разрабатывать концепцию развлекательной зоны РТЦ «Блокбастер» самостоятельно.Однако впоследствии мы столкнулись еще с одной глобальной проблемой: основная масса продавцов аттракционов в Украине, к сожалению, представлена непрофессиональными агентами, которые некомпетентны в вопросах эксплуатации реализуемого ими оборудования. Наша компания связывалась непосредственно с производителями, разбиралась в особенностях доставки, установки и эксплуатации оборудования, а также занималась вопросами подбора и обучения персонала.ТЕНДЕНЦИИДевелоперы, решающиеся на развитие новых развлекательных форматов, сталкиваются с проблемой отсутствия в Украине индустрии развлечений, предполагающей наличие соответствующей инфраструктуры (на фото: аттракцион «Танкодром» в РТЦ «Блокбастер», Киев)фото: SQM EXPERTSПо нашим прогнозам, ожидать реализации крупных развлекательных проектов в Украине в ближайшем времени не приходится. Основной тенденцией следующих 2-3 лет станет укрупнение и качественный рост детских игровых зон в торговых объектах. Вероятным является развитие семейных развлекательных центров площадью от 3000 до 10 000 м2. Для успешной работы таких объектов расположение в центральной части города не обязательно. Подобные развлекательные центры будут успешно работать в спальных районах с удобной транспортной инфраструктурой. Стоит отметить, что развитие данного формата будут осуществлять, скорее всего, местные девелоперы.Несомненно, усиление конкуренции между торгово-развлекательными центрами дало хороший импульс развитию отрасли развлечений. Это в свою очередь будет стимулировать развитие новых форматов и появление новых операторов.В случае положительного тренда развития украинской экономики и усовершенствования законодательной базы, в перспективе 7-10 лет на рынок нашей страны выйдут мировые гиганты индустрии развлечений: Walt Disney World Resort, Merlin Entertainments Group, Universal Studio Group, Six Flags Inc. и др.Мировые форматы развлеченийОдин из крупнейших в США аквапарков в закрытом помещении Kalahari Resort в городе Висконсин Деллс, штат Висконсинфото: IS– Город развлечений – сконцентрированный на огромной площади набор разноформатных развлечений. Это крупнейший вид развлекательного ритейла.– Парк развлечений – расположенный под открытым небом парк, на территории которого представлены разнообразные аттракционы, кафе, рестораны, бары, др.– Семейный развлекательный центр – место, где сконцентрированы аттракционы для всех возрастных категорий, в том числе командного времяпрепровождения.– Детский развлекательный центр – развлекательный формат исключительно для детей. Может быть как отдельно стоящим проектом, так и в структуре ТРЦ, в фитнес-клубах и т.д.– Развлекательный центр для взрослых – развлекательный формат для взрослой аудитории. Располагается в отдельном здании либо является зоной более масштабного проекта. Включает концептуальные рестораны, спорт-бары и др.Тематический парк Port Aventura, расположенный в непосредственной близости от города Салоу, Каталония, Испанияфото: IS– Тематический парк – парк развлечений, включающий аттракционы и стилизованный под определенную тематику.– Музей – объект, в котором в развлекательной форме подается познавательная информация. Является примером популярной в мире тенденции Edutainment (Education + Entertainment), объединения двух направлений «развлечение + обучение».– Крытая снеговая арена – формат развлечений, который позволяет заниматься зимними видами спорта в специально оборудованных помещениях.– Аквапарк – развлекательный комплекс, в котором имеются водные аттракционы, а также сопутствующая инфраструктура (водяные горки, бассейны с вышками, фонтаны и др.).