Вперед, к «развлекательному» будущему!

РЫНОК РАЗВЛЕЧЕНИЙ УКРАИНЫ: КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ? Ирина Роик, партнер компании SQM Experts После распада Советского Союза развлекательный сектор Украины пришел в полный упадок по причине отсутствия финансирования существовавшей базы учреждений досуга, не говоря уже о дальнейшем развитии данной сферы. Зарождением современного рынка развлечений в Украине можно считать 1998 год, когда в Киеве открылся первый переоборудованный кинотеатр «Кинопалац», предоставлявший новый уровень комфорта в зрительном зале, новые технологии звука и изображения. Далее, в том же 1998 году, последовало открытие первого в Киеве боулинг-клуба «Страйк» и т.д. Становление рынка развлечений в нашей стране началось порядка 8-10 лет назад. В то время кинотеатры активно пытались вернуть зрителя от телевизора к киноэкрану, боулинг еще только приучал потребителей к этому виду развлечений, детские игровые зоны были небольшими по площади и появлялись, как правило, в виде «детской комнаты». С развитием рынка торговой недвижимости девелоперы стали осознавать значение развлекательной зоны в структуре торгового объекта, и перечисленные выше основные форматы копировались и использовались как классические развлекательные объекты в ТРЦ. Таким образом, к 2004-2005 годам появились первые украинские сетевые операторы кинотеатров и боулинга. Однако активное развитие рынка развлечений, по сути, началось только 2-3 года назад. К тому времени во всех крупных украинских торговых объектах, которые вводились в эксплуатацию или находились на стадии проектирования, развлекательная зона предусматривалась в обязательном порядке. Кроме того, с каждым годом увеличивался объем развлекательных площадей в общей структуре проектов, а также разнообразие форматов. Ведь усиливающаяся конкуренция между ТРЦ давала понять, что стандартного набора – кинотеатр, боулинг, детская комната – явно недостаточно для конкурентоспособности ТРЦ в ближайшей и долгосрочной перспективе. На этом этапе украинский рынок перешел к конкуренции не только торговых, но и развлекательных зон. ЭТАП «ВЗРОСЛЕНИЯ» На данный момент наиболее популярными форматами развлечений на украинском рынке являются кинотеатр, боулинг, бильярд и детский развлекательный центр фото: «CP» Развитию украинского рынка развлечений способствовал постоянный рост благосостояния населения, которое ежегодно готово тратить все больше и больше на удовлетворение эмоциональных потребностей. В связи с этим в Украине начали появляться не только проекты с крупными развлекательными зонами, но и были заявлены к реализации проекты развлекательных парков. Пришедший в страну кризис, как ни парадоксально, не остановил развитие рынка развлечений. Как показывает история, подобную ситуацию нельзя назвать феноменом: в период экономических проблем мирового масштаба индустрия развлечений испытывала, как правило, лишь небольшой спад, а иногда даже демонстрировала подъем. Так, во время Великой депрессии 1930-х годов в США росла выручка баров и пабов, кинотеатров, концерт-холлов, казино и других увеселительных заведений. В данном случае срабатывает известный в ритейле эффект «губной помады». Он выражается в том, что в кризисное время люди отказываются от крупных и дорогих покупок, взамен обращая внимание на приятные мелочи, которыми себя может побаловать практически каждый человек. То есть на фоне снижения продаж дорогостоящих товаров спрос на «мелочевку», в том числе косметические товары, значительно возрастает. Причем люди переходят на более дешевый ассортимент, который распространяется в том числе на развлечения. Так случилось и в нашей стране: для многих украинцев, в особенности так называемого среднего класса, оказалось психологически сложно отказаться от развлечений. Походы в кино, встречи с друзьями в ресторанах и т.д., – все эти элементы формируют стиль жизни, и отказ от них способен привести к депрессии. В итоге, спрос на развлечения в кризисный период не упал значительно, однако уменьшился за счет сокращения количества посещений развлекательных зон, сместившись в сторону более дешевых форматов развлечений. Показательным в этом отношении является рост кассовых сборов украинских кинотеатров на 37% в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Сегодня девелоперы признают развлекательную составляющую ТРЦ эффективным инструментом привлечения потока посетителей и конкурентным преимуществом объекта (на фото: автодром в РТЦ «Блокбастер», Киев) фото: SQM EXPERTS Подобные тенденции, наряду с ужесточением конкуренции между существующими ТРЦ, заставили девелоперов обратить особое внимание на развлекательную составляющую: если ранее она соответствовала минимальным ожиданиям и требованиям посетителей, то сейчас развлечения признаны эффективным инструментом привлечения потока посетителей, конкурентным преимуществом объекта. Можно сказать, что кризис способствовал началу роста развлекательной индустрии в Украине. РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ФОРМАТЫ Местные игроки не спешат вкладывать средства в новые развлекательные форматы, поскольку ориентируются на проверенные и доходные виды развлечений (на фото: аттракцион MaxFlight в РТЦ «Блокбастер», Киев) фото: SQM EXPERTS Наряду с растущим спросом на развлекательные форматы со стороны украинских граждан существующее предложение по их объему и разнообразию в Украине критически мало и однотипно. На рынке развлечений работают преимущественно локальные игроки, представляющие четыре наиболее популярных формата: кинотеатр, боулинг, бильярд, детский развлекательный центр. Несмотря на то, что данные форматы активно развивались в течение последних 4-6 лет, количество сетевых операторов незначительно: по состоянию на 2010 год на рынке Украины насчитывается порядка 11 операторов кинотеатров («Баттерфляй», «Линия кино», «Мультиплекс-Холдинг», «Одесса-Кино», «Киносистема», «Кинопалац», «Кронверк Синема», «Планета Кино», «Синема Сити», 4D Cinematix, IMAX), порядка 6 крупных операторов боулинга («Витамин», Maximym, «Сити Боулинг» и др.) и около 5 операторов детских развлекательных центров. В новые форматы развлечений местные игроки не спешили вкладывать средства, поскольку ориентировались на проверенные и доходные виды развлечений. В свою очередь неразвитость украинского рынка торговой недвижимости и высокие страновые риски отталкивали зарубежных операторов. В связи с ограниченным количеством профессиональных сетевых операторов, дефицитом разнообразия форматов и недостатком их качества, в 99% случаев девелопер, принявший решение развивать крупную развлекательную зону, вынужден решать эту задачу собственными силами. Поэтому такие новые для Украины форматы развлечений как ледовый каток, роллердром, картинг, керлинг и др. появляются благодаря инициативе девелоперов. Приведем примеры из работы нашей компании. С проблемой поиска операторов развлечений мы столкнулись при реализации концепции РТЦ «Блокбастер», когда было принято решение о создании крупной развлекательной зоны, занимающей более 60% общей площади комплекса. Поэтому еще в 2006-2007 годах акционеры РТЦ приняли решение о самостоятельном развитии новых для Украины форматов. Так, в проекте, помимо первого в Украине профессионального роллердрома, появились площадка для лазерных боев Qzar («Звездный патруль»), профессиональный веревочный городок «Sky Park» (первый пример формата canopy ride в Украине), первый в Киеве крытый картодром «Формула» и т.п. ИНФРАСТРУКТУРА ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ В 99% случаев девелопер, принявший решение развивать крупную развлекательную зону, вынужден решать эту задачу собственными силами фото: SQM EXPERTS Девелоперы, решающиеся на развитие новых развлекательных форматов, сталкиваются с проблемой отсутствия в Украине индустрии развлечений, предполагающей наличие соответствующей инфраструктуры. Так, в Америке, Европе и Азии, где сфера развлечений развивалась в течение многих десятилетий и подкреплялась соответствующими рыночными отношениями, развиты все сегменты инфраструктуры. На рынке сформировалась последовательная цепочка игроков: производители оборудования для развлекательных аттракционов – архитекторы/консультанты/дизайнеры развлекательных зон – продавцы оборудования – операторы развлекательного формата – потребители. Производители оборудования для аттракционов. «Законодателями моды» в отрасли производства оборудования для аттракционов являются Италия и Испания. Однако стоимость такого оборудования более высокая в сравнении с производителями из США и азиатских стран. Среди крупнейших мировых производителей стоит назвать Zamperla, Dotto Trains, Fabbri Group (все три – Италия), HUSS Park Attractions (Германия), Golden Horse Amusement Equipment Co (Китай) и др. Архитекторы/консультанты/дизайнеры развлекательных зон. Данные компании являются профессиональными разработчиками концепций развлекательных зон. Они подбирают развлекательные форматы, исходя из целевой аудитории проекта; разрабатывают функциональное зонирование, дизайн помещений, техническое задание на закупку оборудования; управляют развлекательной зоной. Примером может служить компания Sarner (Великобритания), имеющая более чем 35-летний опыт разработки концепций и девелопмента развлекательных зон и парков по всему миру. Усиление конкуренции между ТРЦ будет стимулировать развитие новых форматов и появление новых операторов в сегменте развлечений Украины фото: SQM EXPERTS Продавцами оборудования выступают как производители и их представительства, так и специализированные компании, осуществляющие продажу оборудования нескольких производителей. Операторы развлекательных форматов занимаются профессиональным управлением отдельными развлекательными форматами и крупными развлекательными зонами, центрами, парками. Одним из наиболее известных и крупнейших в мире операторов развлекательных форматов является Merlin Entertainments Group. К сожалению, в Украине отсутствуют ключевые игроки данной цепочки. На рынке представлены немногочисленные продавцы оборудования, однако найти профессиональных консультантов, способных осуществить функциональное зонирование крупной развлекательной зоны, не представляется возможным. С этой проблемой наша компания столкнулась в ходе увеличения развлекательной зоны РТЦ «Блокбастер». Изначально порядка 50% площади комплекса было отведено под развлечения, поэтому наиболее удобным решением стало привлечение профессионального оператора на остальную часть площади. Задача заключалась в том, чтобы найти оператора, который должен был оперировать не только привычными для Украины форматами развлечений, но и представить принципиально новые. В качестве примера оператора, которого нам хотелось бы видеть в проекте РТЦ «Блокбастер», можно назвать компанию AGAT Group Inc. (США), которая успешно развивает в Казахстане сеть развлекательных семейных центров BABYLON Magic Land. Например, в ТРЦ MEGA Alma-Ata компания оперирует тематическим парком развлечений для всей семьи. Здесь представлены автодром, карусели, лабиринт лазерных боев, 4D-кинотеатр, роллердром, редемпшн-зона и др. Аналогом данного центра семейных развлечений в Украине является центр аттракционов в ТРЦ «Муссон» (Севастополь). Однако оператором развлекательной зоны выступает не сетевой оператор, а владелец ТРЦ. Компания AGAT Group Inc. в Украине, к сожалению, не представлена, также как и многие другие операторы развлечений. Рассчитывать на игроков ближнего зарубежья также не приходится. В связи с этим мы были вынуждены разрабатывать концепцию развлекательной зоны РТЦ «Блокбастер» самостоятельно. Однако впоследствии мы столкнулись еще с одной глобальной проблемой: основная масса продавцов аттракционов в Украине, к сожалению, представлена непрофессиональными агентами, которые некомпетентны в вопросах эксплуатации реализуемого ими оборудования. Наша компания связывалась непосредственно с производителями, разбиралась в особенностях доставки, установки и эксплуатации оборудования, а также занималась вопросами подбора и обучения персонала. ТЕНДЕНЦИИ Девелоперы, решающиеся на развитие новых развлекательных форматов, сталкиваются с проблемой отсутствия в Украине индустрии развлечений, предполагающей наличие соответствующей инфраструктуры (на фото: аттракцион «Танкодром» в РТЦ «Блокбастер», Киев) фото: SQM EXPERTS По нашим прогнозам, ожидать реализации крупных развлекательных проектов в Украине в ближайшем времени не приходится. Основной тенденцией следующих 2-3 лет станет укрупнение и качественный рост детских игровых зон в торговых объектах. Вероятным является развитие семейных развлекательных центров площадью от 3000 до 10 000 м2. Для успешной работы таких объектов расположение в центральной части города не обязательно. Подобные развлекательные центры будут успешно работать в спальных районах с удобной транспортной инфраструктурой. Стоит отметить, что развитие данного формата будут осуществлять, скорее всего, местные девелоперы. Несомненно, усиление конкуренции между торгово-развлекательными центрами дало хороший импульс развитию отрасли развлечений. Это в свою очередь будет стимулировать развитие новых форматов и появление новых операторов. В случае положительного тренда развития украинской экономики и усовершенствования законодательной базы, в перспективе 7-10 лет на рынок нашей страны выйдут мировые гиганты индустрии развлечений: Walt Disney World Resort, Merlin Entertainments Group, Universal Studio Group, Six Flags Inc. и др. Мировые форматы развлечений Один из крупнейших в США аквапарков в закрытом помещении Kalahari Resort в городе Висконсин Деллс, штат Висконсин фото: IS Город развлечений – сконцентрированный на огромной площади набор разноформатных развлечений. Это крупнейший вид развлекательного ритейла. Парк развлечений – расположенный под открытым небом парк, на территории которого представлены разнообразные аттракционы, кафе, рестораны, бары, др. Семейный развлекательный центр – место, где сконцентрированы аттракционы для всех возрастных категорий, в том числе командного времяпрепровождения. Детский развлекательный центр – развлекательный формат исключительно для детей. Может быть как отдельно стоящим проектом, так и в структуре ТРЦ, в фитнес-клубах и т.д. Развлекательный центр для взрослых – развлекательный формат для взрослой аудитории. Располагается в отдельном здании либо является зоной более масштабного проекта. Включает концептуальные рестораны, спорт-бары и др. Тематический парк Port Aventura, расположенный в непосредственной близости от города Салоу, Каталония, Испания фото: IS Тематический парк – парк развлечений, включающий аттракционы и стилизованный под определенную тематику. Музей – объект, в котором в развлекательной форме подается познавательная информация. Является примером популярной в мире тенденции Edutainment (Education + Entertainment), объединения двух направлений «развлечение + обучение». Крытая снеговая арена – формат развлечений, который позволяет заниматься зимними видами спорта в специально оборудованных помещениях. Аквапарк – развлекательный комплекс, в котором имеются водные аттракционы, а также сопутствующая инфраструктура (водяные горки, бассейны с вышками, фонтаны и др.).