Возможности и ограничения европейских рынков

Commercial Property №3 (151) март 2016

О ПЕРСПЕКТИВАХ УКРАИНСКИХ КОМПАНИЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ НА ЕВРОПЕЙСКИХ РЫНКАХ, МЕХАНИКЕ ВЫХОДА ЗА РУБЕЖ И РОЛИ, КОТОРУЮ ИГРАЕТ В ЭТОМ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА УКРАИНЫ, РАССКАЗАЛ ГЕННАДИЙ БОЛДЫРЬ, ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ТПП УКРАИНЫ.

Текст: Яна Писарева


 

Геннадий Болдырь, директор Департамента сотрудничества ТПП Украины 


Какие виды услуг предоставляет ТПП Украины отечественным компаниям, заинтересованным в выходе на зарубежные рынки? 

Основные услуги, предлагаемые ТПП Украины, – это маркетинговое исследование потенциального рынка, поиск контр-агента-импортера или зарубежного партнера, проверка его надежности, подготовка и оформление внешнеэкономических контрактов и карнетов АТА*, выставочная деятельность. Также с октября 2015 года мы открыли горячую линию, по которой украинский бизнес может оперативно получить необходимую консультацию по вопросам экспорта продукции в страны Европейского Союза. Содействием в выходе украинских предприятий и представительством их интересов на внешних рынках ТПП Украины занимается на основании ст. 3 и ст. 11 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине». 

Каждый департамент ТПП Украины выполняет определенные задачи для поддержки субъектов внешнеэкономической деятельности. К примеру, в компетенции Департамента международного сотрудничества, который является базовым, находятся, например, такие вопросы как представительство системы торгово-промышленных палат Украины в международных партнерских организациях, в частности в Международной торговой палате и Ассоциации торгово-промышленных палат европейских стран (Европалате). На сегодня ТПП Украины подписала более 100 договоров о сотрудничестве с партнерскими организациями за рубежом. 

Поскольку ТПП Украины является частью международной системы торгово-промышленных палат, стандарты, по которым мы работаем, и мероприятия, которые проводим, – унифицированы. Инструментами, которые мы используем для организации мероприятий и содействия предпринимателям, являются двусторонние деловые советы (более 30-ти) и представительство ТПП Украины в различных странах мира (более 20-ти). Мы действуем на наиболее перспективных для украинского бизнеса внешних рынках. 

Торгово-промышленная палата Украины занимается организацией различных мероприятий, на базе нашей системы проводятся приемы иностранных деловых миссий. Также при нашем содействии отечественные компании имеют возможность участвовать в международных выставках и других мероприятиях за рубежом. К примеру, в прошлом году была проведена деловая миссия в Иран, в которой приняли участие 54 предприятия из Украины. Сегодня эта страна открывается миру, с нее снимаются международные санкции, к ней появляется интерес со стороны международного и украинского бизнеса. Кроме этого, в Иране мы открыли наше представительство. В конце мая мы планируем организовать в этой стране очередной экономический форум. 

Над какими проектами, способствующими выходу украинских компаний на внешние рынки, в настоящее время работает ТПП Украины? 

Проектов достаточно много. Прежде всего, это организация и проведение различных специализированных конференций. Есть тематические проекты, среди которых – «Экспорт в Великобританию», разрабатываемый совместно с Посольством Великобритании в Украине, занимаемся развитием электронного портала по поддержке экспорта «Экспорт Украина» для заказа услуг ТПП в режиме онлайн. В конце апреля уже второй раз будет проведен Национальный форум по поддержке экспорта. Мероприятие состоится под патронатом Кабинета Министров Украины под девизом «Открываем страны. Объединяем бизнес». Его посетят бизнес-делегации из Китая, стран Африки и Европы. Программой форума предусмотрено проведение гала-сессии при участии представителей правительства, Верховной Рады и Администрации Президента Украины, панельных дискуссий, круглых столов и специализированных секций. 

Также к одним из основных проектов относится создание сети Центров поддержки экспорта, которые будут работать на базе системы палат в режиме «единого окна» и обеспечивать возможность использования экспортерами потенциала своей внешнеэкономической деятельности. Это современный способ донесения до всех имеющихся и потенциальных экспортеров, что ТПП – мощная разветвленная сеть, которая охватывает всю территорию Украины, что дает возможность предприятиям получать комплексную помощь на базе соответствующих региональных ТПП. Основная задача Центра поддержки экспорта – стать платформой для обращения экспортеров, где каждый из них сможет получить наиболее комплексную и эффективную помощь. Центр также должен стать местом обсуждения, площадкой для всестороннего анализа внешнеэкономической деятельности и дискуссий относительно различных ее аспектов. 

С момента вступления в силу Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, экспорт отечественной продукции резко снизился в основном из-за отсутствия понимания нашими экспортерами технических требований стран ЕС. Предвидя подобные проблемы и с целью их решения, в сентябре прошлого года ТПП Украины, при поддержке Посольств Королевства Нидерланды и Великобритании, разработала Проект подготовки сертифицированных консультантов по экспорту в ЕС в рамках Зоны свободной торговли с Евросоюзом. Первый выпуск специалистов состоялся в декабре прошлого года. Сейчас проходит обучение вторая группа участников, большая часть которых также являются представителями региональных торгово-промышленных палат. Обращаясь в ТПП Украины, экспортеры могут получить необходимую информацию по выходу на внешний рынок, для предоставления которой мы задействуем широкий спектр возможностей, а именно, помощь представителей ТПП Украины за рубежом, всестороннее содействие дипломатических представительств нашей страны, министерств и ведомств. 

Какие зарубежные рынки вызывают наибольший интерес со стороны украинских экспортеров?

Отечественные компании проявляют интерес к рынку Европейского Союза, странам СНГ, таким как Казахстан, Беларусь, Киргизия, Северной и Центральной Африке. Однако наибольший интерес с их стороны мы наблюдаем к рынкам Азии, что объясняется большими объемами и потенциалом стран этого региона. Согласно статистике, за прошедший год украинский экспорт увеличился всего лишь в две европейские страны и в 16 азиатских стран. По нашим оценкам, сегодня объем украинских продаж на рынках Европы и Азии практически одинаков. Однако все понимают, что в Азии живет половина населения земного шара, следовательно, и потенциал этого рынка больше. 

Сейчас мы лоббируем интересы нашего бизнеса в рамках переговорного процесса по зоне свободной торговли с Турцией, который, я надеюсь, увенчается успехом. 

Каковы, на Ваш взгляд, перспективы участия украинских компаний в строительных проектах за рубежом? 

Украинский строительный бизнес за рубежом представлен слабо. Европейские рынки для наших строительных компаний практически закрыты. Причин этому много – действующее законодательство, невозможность оформить строительные лицензии из-за особенностей технических стандартов стран этого региона, др. Сейчас в Европе наблюдается рост спроса на рабочих определенных специальностей, однако существуют препятствия для выхода строительных компаний. Поэтому украинские бизнесмены, работающие в этой отрасли, как правило, покупают доли или дочерние строительные компании в Европе и ведут там строительный бизнес в статусе резидента той или иной страны. 

Насколько конкурентными являются специалисты из Украины за рубежом? 

Однозначно могу сказать, что специалисты из Украины всегда будут конкурентоспособными. В основном это специалисты строительных отраслей, наиболее востребованными среди которых на сегодняшний день являются сварщики и сварочные инженеры. У нас есть достаточно профессиональные технические вузы, к примеру, Институт электросварки им. О.Е. Патона НАН Украины. Его выпускников с удовольствием принимают в европейские учебные заведения в магистратуру, после окончания которых специалисты остаются работать за рубежом. 

На Ваш взгляд, какие основные проблемы необходимо решить украинским специалистам для того, чтобы успешно работать на внешних рынках? 

В Украине должна существовать возможность повышения квалификации специалистов согласно европейским стандартам и получения соответствующего документа. 

В европейских странах, как и в Украине, существует проблема перенасыщения рынка труда специалистами определенных профессий. Однако в этом регионе работают центры профессиональной ориентации, которые изучают спрос на рынке труда и помогают детям выбрать профессию, чтобы быть востребованными в будущем. В Украине никто не занимается изучением спроса и профессиональной ориентацией подрастающего поколения, поэтому сегодня рынок труда нашей страны переполнен менеджерами, финансистами и юристами, но сложно найти квалифицированного сварщика или электрика. 

Какую помощь может оказать ТПП Украины отечественным компаниям, в частности предприятиям сферы строительства и смежных сегментов, заинтересованных в выходе на зарубежные рынки? 

Во-первых, это информационная работа. К примеру, на наших информресурсах и ресурсах региональных палат мы размещаем информацию о тендерах, которые проводятся за рубежом. Таким образом, компании, интересующиеся подрядными работами за границей, могут получить всю необходимую информацию. 

Во-вторых, это консультационная работа. Поступающие к нам запросы от компаний решают профильные эксперты ТПП. К примеру, в Департаменте международного сотрудничества действует Европейский офис, который ежедневно консультирует украинские предприятия по вопросам выхода на рынки стран Европейского Союза. 

В-третьих, это событийная работа, т.е. проведение различных мероприятий в Украине и за рубежом. К примеру, мы проводили строительные семинары в Баварии, в которых приняли участие украинские компании. Немецкие коллеги знакомили нас с технологиями нового строительства, оборудованием и стройматериалами. Подобные проекты мы проводим ежегодно на конкурсной основе. В процессе подготовки таких мероприятий немецкие компании получают от нас информацию об украинских предприятиях, которые приедут на семинар, и готовят программу именно под их деловые интересы. 

Какие компании получили поддержку ТПП и уже работают на внешних рынках? 

Могу привести интересный пример. Недавно мы провели серию семинаров и консультаций с привлечением австрийских экспертов, в рамках которой для некоторых компаний были разработаны бизнес-планы по выходу на рынки определенных стран. Следуя этому бизнес-плану компания «Квинт Свит», производитель оконных рам из натурального дерева, сразу по окончанию учебы смогла осуществить пробную экспортную поставку в Берлин. От первого соглашения компания получила минимальную прибыль, однако проложила себе дорогу на этот рынок. Сейчас ее цель – закрепиться в Германии. 

С чего необходимо начинать компаниям строительной сферы и на что обратить внимание в случае решения организовать свой бизнес за рубежом? 

В первую очередь, необходимо оценить тенденции на рынке строительных услуг той или иной страны. Для этого можно провести ознакомительную поездку на специализированную выставку. Такое мероприятие является индикатором состояния отрасли и направления ее развития, представляет наиболее интересных игроков рынка и способствует установлению деловых контактов. 

Следующий шаг – это ознакомление с регулированием строительной отрасли на законодательном уровне, с техническими требованиями к компаниям и квалификации их специалистов. Если украинское предприятие в полной мере им соответствует, далее необходимо изучить бизнес-климат страны, т.е. базовые условия ведения предпринимательской деятельности, систему налогообложения, наличие программ поддержки различных стартапов и инвесторов. Заключающий этап – принятие решения о формате выхода на внешний рынок, например, путем создания собственной компании или покупки готового бизнеса в интересующей стране. 

*Карнет ATA – единственный международный таможенный документ, принимаемый странами-участницами Таможенной Конвенции как таможенная декларация и одновременно как международная гарантия покрытия сумм ввозных пошлин и сборов в соответствии с национальным законодательством страны ввоза/транзита в случае нарушения режима временного ввоза.