Виталий Бойко: «Международный бренд дает возможности, которые недоступны локальным компаниям»

Commercial Property №11 (159-160) ноябрь-декабрь 2016

Виталий Бойко, основатель Urban Experts & Leslie Jones и генеральный директор NAI Ukraine, рассказал о причинах его выхода из партнерства украинской консалтинговой компании, о запуске новых бизнесов на рынке недвижимости Украины и почему для него важно работать с международным брендом. 

Текст: Оксана Бабенко



   

Виталий Бойко, генеральный директор NAI Ukraine и основатель Urban Experts & Leslie Jones 

Фото: NAI UKRAINE 

В текущем году Вы основали компанию NAI Ukraine – представительство NAI Global в Украине. Чем обусловлен такой шаг?

Будучи совладельцем, я не только отвечал за консалтинговый бизнес, но и являлся автором более 600 концепций объектов различных видов недвижимости, из которых не менее 100 уже реализованы. Также вел работу с ключевыми клиентами и объектами, такими как Ocean Plaza, Respublika, Lavina Mall, вывел компанию в лидеры по торговой недвижимости. С целью дальнейшего развития, совершенствования в других видах недвижимости и для создания конкурентной устойчивости в будущем я сделал следующий шаг – стал частью NAI Global – одной из четырех крупнейших в мире консалтинговых площадок с оборотом более чем $150 миллиардов и лидирующими позициями в США, Германии, Австралии. 

Сегодня мы осваиваем и предоставляем в Украине совершенно новые для себя услуги: оценку проектов, представление интересов глобальных инвесторов, управление портфелем недвижимости и при необходимости можем привлечь мировых профессионалов из любого из 4000 офисов NAI Global в 40 странах мира. 

Новая компания и современные услуги позволили не только сохранить ключевых клиентов, но и расширить их список. Сегодня среди них такие опытные и требовательные клиенты, как UDP, «Мандарин Плаза», KAN Development, «Киевгорстрой». 

Почему Вы, консультант с 15-летным опытом, приняли решение о запуске архитектурной компании Urban Experts & Leslie Jones? 

Главным конкурентным преимуществом, которое позволило выйти в лидеры в консалтинговом бизнесе, – включение в состав концепции объекта недвижимости полноценной архитектурной части. 

В Украине архитекторов, знакомых с канонами торговой, логистической и складской недвижимости, очень мало, поэтому чтобы не давать техническое задание непрофессиональным архитекторам, которые не смогут его качественно реализовать, мы еще 10 лет назад начали создавать предварительную архитектуру сами. Сегодня благодаря появлению Urban Experts & Leslie Jones как полноценной архитектурной компании мы работаем над концепцией проекта от его идеи до рабочей документации и далее на этапе коммерциализации, сдавая площади в аренду, поэтому качество проекта сохраняется таким, каким было заложено изначально. 

Чтобы успешно конкурировать не только на тяжелом украинском рынке, но и за его пределами, мы заключили эксклюзивное партнерство с одним из лучших архитектурных бюро мира Leslie Jones, за плечами которого знаменитые лондонские ТЦ Westfield, аэропорты в Дубае и Гонконге и много других объектов. Естественно, британская архитектура имеет миллион преимуществ, но один недостаток – это цена. 

Благодаря тому, что большой объем работ выполняется в Украине, руками украинских архитекторов, не уступающих в качестве детализации британским коллегам, суммарная стоимость наших услуг в разы меньше. Соответственно, с учетом того, что британская архитектура сегодня является №1 почти во всех видах недвижимости, нашим девизом стал: «Британская архитектура по ценам локального рынка». Успешный старт в Украине позволяет нам двигаться и в соседние страны. Так, на сегодняшний день мы работаем в Казахстане и на Кипре, ведем переговоры с девелоперами из Турции, Прибалтики и Польши. 

Как взаимодействуют NAI Ukraine и Urban Experts & Leslie Jones? 

Компании дополняют и существенно усиливают друг друга. NAI Ukraine предоставляет все виды услуг в коммерческой недвижимости в Украине, а Urban Experts & Leslie Jones – все виды услуг в жилой недвижимости и архитектурные услуги мирового уровня во всех сегментах недвижимости в Украине, Восточной Европе, СНГ, Прибалтике. 

С какими проектами Вы работаете сегодня? 

С момента создания NAI Ukraine в апреле 2016 года мы выполнили более 20 консалтинговых работ, из которых 16 – это коммерческая недвижимость в Киеве, Тернополе, Запорожье, Днепре, Краматорске, Одессе. Речь идет о новых объектах, реконцепции проектов или создании вторых очередей. Примерно 50% наших заказов – именно усиление или расширение существующих объектов. Почти все заказчики – опытные украинские девелоперы. 

Компания Urban Experts & Leslie Jones ведет сегодня проектирование шести объектов суммарной площадью 300 000 м2. Это торговые, многофункциональные и жилые комплексы, представленные в основном в Киеве. 

Назовите основные тенденции, которые были характерны для коммерческой недвижимости Киева в 2016 году. 

2016 можно назвать годом зафиксированной стабилизации. В коммерческой недвижимости наиболее интересным сегментом является торговый. Уровень вакантности составляет сегодня чуть более 6%, без учета Lavina Mall, где высокая доля подписанных договоров, но открывшихся магазинов меньше. Единственная причина, почему некоторые площади еще свободны, – завершение переговоров с новыми и долгожданными в Украине брендами. 

Офисная недвижимость впервые с 2008 года демонстрирует положительный результат. Спрос постепенно начал расти, в результате чего доля свободных помещений стала сокращаться, однако вакантность все еще высокая и составляет 20% в А- и В-классах против 30% в прошлом году. В связи с этим по-прежнему происходит давление на ставку, которая продолжает снижаться. Офисная недвижимость все еще является инвестиционно непривлекательной для девелоперов. 

На рынке логистической недвижимости наблюдается большой спрос на существующие объекты со стороны инвесторов, о чем говорят закрытые в текущем году сделки купли-продажи. Большинство комплексов строилось с привлечением кредитных средств, поэтому владельцы ищут возможность снять эту долговую нагрузку, а покупатели получают возможность приобрести объекты по низкой цене. 

На гостиничном рынке самый главный показатель – это доходность с номера, и в 2016 году она росла. В следующем году в нашей стране пройдут два крупных международных мероприятия – Чемпионат мира по хоккею и «Евровидение», которые увеличат туристические потоки. Это, как минимум, улучшит ситуацию в этом сегменте, как максимум – поможет ему вернуть инвестиционную привлекательность. 

Расскажите об участии Вашей компании в выставке MAPIC 2016. Насколько Вы довольны результатами участия? 

Украина попала на «экраны радаров» – мы видим это по итогам участия в MAPIC. В этом году наша компания была единственной со своим стендом от real estate сообщества нашей страны. Мы представили два проекта – Lavina Mall и Blockbuster Mall. Нам удалось провести все планируемые встречи с крупнейшими мировыми ритейлерами, и 80% из них заявили, что Украина – это рынок, на который стоит выходить. Главный стимул для зарубежных специалистов – это объем нашего рынка. Также в нашу пользу играет тот факт, что возможности развития в соседних странах сегодня очень ограничены. Со многими операторами мы перешли к обсуждению локаций. Это марки одежды, спортивные бренды и заведения общественного питания. 

На какие мировые тенденции стоит обратить внимание украинским игрокам? 

Сегодня в мире транспортные объекты, например, железнодорожные станции или транспортно-пересадочные узлы, совмещают с торговой недвижимостью. Их уже называют king of real estate. Такие объекты, по мнению ведущих мировых девелоперов, являются одними из наиболее разумных инвестиций, ведь растущее население городов и увеличение нагрузки на транспорт влияет на рост уровня продаж в таких локациях. 

Как Вы оцениваете интерес международных игроков к украинскому рынку коммерческой недвижимости? 

Интерес зарубежных инвесторов и девелоперов к Украине начинает возрождаться, однако они все еще с опасением смотрят на нашу страну. Очень насторожены те игроки, для которых риски – основной фактор при оценке рынка. Однако мы видим активизацию венчурных инвесторов, которым интересна доходность, а в Украине она составляет 12-15%. Наибольшее внимание таких компаний привлекают действующие объекты и проблемные активы. Однако собственники функционирующих зданий не планируют дешево их продавать. 

Расскажите о планах компании на следующий год. 

В 2017 году мы в NAI Ukraine, в первую очередь, продолжим то, с чем успешно справлялись в текущем году – это расширение круга клиентов за счет ключевых девелоперов страны, работу над продвижением сети ТРЦ Lavina Mall, Blockbuster Mall и Ocean Mall до позиций лидеров. В следующем году мы планируем запустить новые услуги – офисный брокеридж и property management, а также приступить к инвестированию в собственные проекты. 

Компания Urban Experts & Leslie Jones уже заключила контракты на 3-стадийное проектирование более чем 300 000 м2, теперь наша задача – успешно завершить эту работу. Вторая цель – это увеличение портфеля проектов и расширение географии присутствия компании. Мы хотим продавать наши услуги за пределами Украины и над этим сейчас активно работаем. 

 И третье – это запуск аутсорсинговых услуг для наших британских коллег на рынках ОАЭ, Западной Европы и Великобритании. 

Для меня как учредителя первоочередной задачей на 2017 год является расширение команды профессионалов за счет лучших из лучших и рост благосостояния сотрудников. ℗