Виктор Резников: «В тендерной процедуре нельзя действовать методом проб и ошибок»




Виктор Резников, заместитель генерального директора АК «Киевпроект»
фото: Максим Смоляр

СР: В чем заключаются особенности проведения государственных тендеров?
Государственный тендер – это осуществление конкурентного отбора участников с целью определения победителя, удовлетворяющего квалификационным требованиям. Результаты реализации тендера должны принести максимальную пользу государству. Победитель тендера должен обеспечить эффективное использование государственных средств, а также наиболее приемлемые условия реализации договора. Согласно украинскому законодательству, основными принципами тендера являются:
– максимальная экономия и эффективность;
– добросовестная конкуренция среди участников;
– открытость и прозрачность на всех стадиях государственных тендеров;
– равноправие участников;
– объективная и непредвзятая оценка тендерных предложений;
– предупреждение проявлений коррупции.
Основная цель государства – получить качественный продукт по выгодной цене, который принесет наибольший экономический эффект. Первой страной, которой удалось достичь, в какой-то мере, этой цели, стала Великобритания, где были заложены основы тендерного законодательства. Родоначальницей тендеров является выдающийся руководитель своего времени Маргарет Тэтчер, премьер-министр Великобритании.
Прошло немного времени и в Великобритании первый основной принцип звучит так: максимальная эффективность и экономия достигается там, где государство делает упор на максимальную эффективность. Это объективно и, мне кажется, что этот принцип должен быть заложен в основу государственной тендерной политики в Украине.
СР: Как вы оцениваете законодательную базу Украины в сфере тендеров?
Любое законодательство, в том числе и тендерное, нуждается в периодическом обновлении. По моему мнению, люди, готовящие тендерное законодательство, глубоко не вникали в суть тендера, не говоря уже об изучении научных трудов по этому вопросу.
Современное законодательство в Украине не учитывает всех нюансов тендерной процедуры. В частности, не дифференцируются типы тендеров (на закупку простых (односложных) изделий и работ, на закупку сложных изделий, а также сложных изделий с элементами творчества). Более того, не прописаны качественные показатели изделия и работ. В погоне за дешевым продуктом государство получает низкое качество и массу проблем.


В Украине функционирует многоуровневая система, которая подразумевает определенную цепочку тендеров по реализации проектов недвижимости
фото: Олег Герасименко

Приведу простой пример, понятный каждому человеку. Представим себе, что проектный институт стал победителем тендера по освещению парка в Киеве. Проектанты запроектировали светильники, имеющие набор качественных характеристик: противовандальные, защищенные от влаги и пыли, имеющие высокие светотехнические характеристики. Однако заказчик проигнорировал решение института и купил более дешевые светильники, качество которых на порядок ниже того, которое изначально предлагалось. В результате, установленные светильники требуют частого ремонта, то есть финансовых затрат, которых можно было изначально избежать. Государство «выиграло» при определении более низкой стоимости и проиграло в эксплуатации, отодвинув проблему на более поздний период!
СР: Каковы правила подготовки тендерной документации?
Тендерная документация – это набор документов, содержащий выжимки из основного проекта. В ней содержится информация об объекте, условиях торгов и государственном контракте.
В целом, тендерная документация – это серьезная работа, подготовка которой должна осуществляться при помощи проектной организации. Тем не менее, сегодня заказчики, желая сэкономить, зачастую самостоятельно разрабатывают тендерную документацию. В итоге, участники тендера получают непрофессионально составленные документы, содержащие общие сведения. Акционерная компания «Киевпроект» в 90-х годах прошлого столетия впервые в Украине разработала тендерную документацию для строительства жилого массива, домов для военнослужащих в районе улицы Народного ополчения в Киеве.
По заказу иностранной фирмы мы вначале сделали стадию «Проект», затем на основании выполненной работы очень подробно с показателями по количеству и объему работ, а также с методами производства работ составили тендерную документацию. Эта работа оплачивалась фирмой отдельно, и это говорит о том, какое внимание уделяет опытный заказчик составлению тендерной документации.


Виктор Резников, заместитель генерального директора АК «Киевпроект»
фото: Максим Смоляр

СР: Опишите особенности тендерных процедур в Украине.
В Украине функционирует многоуровневая система проведения тендеров, которая разбита на отдельные участки работ. Цепочка тендера по реализации проекта недвижимости такова: проектная организация – строительная компания – управляющая компания.
Вначале посредством тендера определяется проектная организация. Хочу отметить, что для заказчика одним из главных принципов тендера является максимальная экономия, поэтому, скажем, опыт проектирования, «школа» проектной организации, имеет для него второстепенное значение. Соответственно, от этого сильно страдает качество выполненных работ. Экономически оправданные решения получаются при проектировании более опытными специалистами.
После того, как был разработан проект, заказчик объявляет тендер по выбору строительной организации, добросовестность и качество выполнения работ которой, наряду с проектом, влияет на следующий этап – эксплуатацию. По моему мнению, эксплуатация – очень важный этап жизненного цикла проекта, длительность которого зависит, во-первых, от наличия эксплуатирующей компании, во-вторых, от эффективности ее работы.
Согласно действующим принципам тендера, все этапы реализации проекта отстранены друг от друга, поэтому за объект как конечный результат никто не несет ответственности.
Правильной организацией тендера я считаю передачу функций контроллинга одной компании, способной осуществлять и мониторить весь комплекс работ – проектирование, строительство и эксплуатацию.
СР: Какие пути решения этой проблемы Вы можете предложить?
По моему мнению, нам стоит брать пример с Великобритании, где тендерное законодательство имеет новое направление – «длительный договор». В Великобритании с победителем тендера заключается «длительный договор» на весь комплекс работ. Таким образом, помимо всех этапов реализации проектов, организация, ставшая победителем тендера, обязана в течение нескольких лет осуществлять эксплуатацию и мониторинг объекта. В случае поломок или отказа оборудования, организация устраняет их за свой счет в течение 5 лет.
СР: Как выглядит реальная ситуация в сфере государственных тендеров на сегодняшний день?
Сегодня в Украине отсутствует такой важный этап реализации проекта как эксплуатация. Государство предпочитает вкладывать средства в ремонт, а не в эксплуатацию. Приведу пример: недавно на одном из мостов, запроектированных Георгием Фуксом, выдающимся киевским инженером-проектировщиком, вышла из строя скользящая опора, и государству пришлось проводить ремонт вместо того, чтобы вкладывать средства в эксплуатацию моста. Правильная эксплуатация моста не допускает таких поломок.
На сегодняшний день в Украине нет хорошей практики организации тендеров. Примером тому может служить тендер, победителем которого стала компания Archasia Design Group Limited, и за которым следила вся Европа. Весь мир еще долго будет помнить, как организовывался этот тендер.
В организационном и экономическом плане для Украины будущее за долгосрочными договорами, особенно в сфере коммунального хозяйства.
Уверен, что кризис в коммунальном хозяйстве смогут преодолеть вместе государство, а также проектные и строительные компании, которые будут осуществлять эксплуатацию жилого фонда. При этом государство является активным участником эксплуатации, оплачивая долгосрочные договора наряду с населением, предварительно включив нормативные затраты на эксплуатацию в условия тендера.