«Вестер»: планы российского ритейл-оператора по экспансии в Украине




Игорь Цыбенко, президент компании «Вестер Украина»
фото: «Вестер Украина»

CP: Расскажите о группе «Вестер» и, в частности, о ее федеральной сети.
Группа «Вестер», созданная в Калининградском регионе Российской Федерации в 1990 году, успешно работает в сфере ритейла почти 20 лет. Группа объединяет несколько направлений бизнеса, позволяющих максимально эффективно реализовывать стратегию региональной экспансии. Основным направлением деятельности группы «Вестер» является развитие федеральной сети «Вестер» и девелоперских проектов силами компании «ВестРусДевелопмент», входящей в состав группы.
В 2006 году, создав одноименную торговую сеть, группа «Вестер» приступила к реализации проекта по освоению регионов России, а также стран СНГ. Сегодня «Вестер» – это один из ведущих российских розничных операторов. По состоянию на начало 2008 года сеть была представлена в 22 регионах России. Сеть «Вестер» объединяет более 50 объектов, общая торговая площадь которых составляет около 100 тысяч м2.
CP: В каких форматах работает сеть?
Сеть развивается в двух основных форматах – гипермаркет и супермаркет.
CP: Расскажите о результатах деятельности сети в 2007 году.
В 2007 году компания ввела в эксплуатацию 63 тысячи м2 торговых площадей. Были открыты магазины в Воронеже, Белгороде, Ижевске, Набережных Челнах, Тольятти, Караганде, Липецке, Казани, Нальчике, Губкине, Москве, Старом Осколе, Таганроге и Тамбове (все – Россия), Симферополе, Тернополе (оба – Украина).
Оборот группы «Вестер» составил около $750 миллионов, включая оборот розничной сети – $420 миллионов.
CP: Озвучьте планы компании на 2008 год.
В 2008 году группа намерена открыть не менее 40 объектов, общая торговая площадь которых составит 170 тысяч м2.
В текущем году товарооборот группы вырастет более чем в два раза – до $1,6 миллиарда, а оборот сети – в три раза – до $1,3 миллиарда. Стратегическая цель «Вестер» – войти по итогам 2010 года в пятерку лидеров российских ритейл-операторов с товарооборотом $6 миллиардов.


Одной из основных причин выхода компании «Вестер» на украинский рынок стало бурное развитие экономики и инфраструктуры
фото: «Вестер Украина»

CP: Как компания осуществляет развитие на новых рынках?
Для успешного развития на рынках стран СНГ в составе группы «Вестер» организованы управляющие структуры, функционирующие в Украине, Казахстане и Беларуси. Группа включает дирекции по финансам, безопасности, строительству, проектированию, по закупкам и управлению категориями товаров, маркетингу и рекламе, по персоналу и связям с общественностью, дирекцию IT, юридическую службу, а также управление по округам и регионам России.
Руководящие должности федеральной сети занимают ведущие иностранные менеджеры в области ритейла. Так, операционным директором сети «Вестер» является Ежи Климек – специалист с многолетним опытом работы в европейской торговле; заместителем генерального директора по развитию и открытию объектов сети «Вестер» – Петр Маларецки, принимавший активное участие в развитии ритейла на территории Польши.
CP: В каких странах группа «Вестер» развивает сеть гипермаркетов «Вестер Гипер»?
Российская Федерация, Украина, Казахстан. Кроме того, в 2008 году запланировано открытие двух объектов в Беларуси.
CP: Как давно и почему было принято решение о выходе на украинский рынок?
Решение принято руководством группы в 2007 году. Одной из причин нашего выбора стало бурное развитие украинской экономики и инфраструктуры, а также географическая близость страны к России и сходство менталитетов.
При изучении украинского рынка продовольственного ритейла мы выявили существование спроса на торговые объекты, предлагающие широкий выбор товаров по выгодным ценам и предоставляющие покупателям высокий уровень сервиса.
CP: С какими сложностями вам пришлось столкнуться при выходе на украинский рынок?
Сложности не касались каких-то из ряда вон выходящих моментов. Это были стандартные вопросы: согласование документации, урегулирование взаимоотношений с поставщиками, подбор кадров и т.д.
Одной из основных задач, которую нам удалось успешно решить, – это кадровый вопрос. На сегодняшний день штат сотрудников двух гипермаркетов «Вестер Гипер» (в Тернополе и Симферополе) насчитывает более 800 человек. Учитывая современные условия жизни, стремительное развитие новых технологий производства и продаж, представители компании понимают, что высоких результатов могут добиться только компетентные сотрудники, работающие как одна команда. Поэтому руководство старается создать для персонала хорошие условия, заинтересованность в результатах деятельности. Мы – новички на украинском рынке и хотим показать, что трудиться у нас интересно и выгодно.
CP: Как вы можете охарактеризовать украинский рынок продуктового ритейла в целом? На какой стадии развития он находится?
Украинский рынок розничной торговли переживает этап активного развития и качественного становления.
Сегодня наблюдается рост количества объектов организованной торговли и сокращение доли стихийных рынков. Наблюдается активная экспансия сетей в регионы. При этом на рынке существует дефицит помещений под торговые объекты, следствием чего являются высокие арендные ставки и высокая стоимость недвижимости.
Пока на рынке доминируют украинские сетевые операторы, однако есть тенденция к увеличению числа зарубежных игроков из Европы и России.


Компания предпочитает открывать свои объекты в ТЦ/ТРЦ, имеющих четко сформированную концепцию

CP: Рассматривалась ли возможность покупки украинских операторов? Практикуются ли подобные сделки на рынках других стран?
Нет. Компания предпочитает развиваться самостоятельно.
CP: Почему развитие в Украине было начато с региональных центров, а не с Киева?
Прежде всего, это связано с тем, что предложения об аренде площадей поступали именно из регионов. Кроме того, региональные центры характеризуются меньшей насыщенностью, что является немаловажным преимуществом при выходе на новый рынок.
CP: Почему для открытия первых гипермаркетов были выбраны Симферополь и Тернополь?
Привлекательность этих городов определяется, прежде всего, их экономическим потенциалом. Тернополь – политический, экономический и культурный центр области. Население города составляет более 230 тысяч человек, из которых более половины имеют личный транспорт. Доля трудоспособного населения – 62%. Кроме того, нам предложили очень удачное место – в крупном спальном районе, в новом ТРК «Подоляны» по ул. Текстильной, 28-ч – первом масштабном торговом объекте Западной Украины. В комплексе представлена торговая галерея и мощная развлекательная зона. ТРЦ имеет четкую и профессионально разработанную концепцию, гармоничной составляющей которой стал «Вестер Гипер». Общая площадь гипермаркета в структуре ТРЦ составляет около 7000 м2, торговая – более 5000 м2.
В Симферополе гипермаркет расположился в ТЦ «ФМ» по ул. Ясной, 37. Общая площадь гипермаркета составляет около 5000 м2, торговая – 3500 м2.
CP: Какие форматы являются для вас приоритетными?
Наиболее приоритетный для нас формат – гипермаркет, дающий возможность охватить в процессе освоения довольно большую долю рынка, особенно в регионах с низким уровнем конкуренции. Кроме того, формат гипермаркета удачно сочетает в себе предложение как продовольственных, так и непродовольственных товаров, при этом непродуктовая группа занимает не менее 40% от торговой площади объекта. Гипермаркет – это не только большая торговая площадь, но и огромный ассортимент товаров, который позволяет расширять контакты с поставщиками, увеличивать объемы закупок и за счет этого снижать цены на товары. Формат гипермаркета дает возможность более эффективно использовать торговые площади и в краткие сроки получать максимальную прибыль за счет быстрых темпов товарооборота.
CP: Какие принципы работы положены в основу деятельности группы «Вестер» в Украине?
Наш основной принцип – это сочетание многолетнего опыта работы с покупателями, европейских стандартов сервиса и услуг, выгодных цен и широкого ассортимента качественной продукции. Значительную часть товаров мы предлагаем по ценам на 10-15% ниже, чем конкуренты. Это достигается за счет партнерских отношений с поставщиками, взаимовыгодных контрактов федерального и регионального уровня, ряда других маркетинговых технологий.
В числе наших преимуществ – цены (в гипермаркетах можно приобрести товары по «входным ценам», средней ценовой категории, и премиум-класса), ассортимент (в магазинах представлена продукция украинских, российских и мировых производителей, имеющая оптимальное соотношение «цена-качество», а также собственное производство, товары категории Private Label (в разных ценовых диапазонах), комплекс услуг и сервиса для клиентов, высокая маркетинговая активность. Большое внимание уделяется качеству обслуживания.
CP: Что для вас является приоритетным: развитие обособленно или в структуре ТЦ/ТРЦ?
Компания предпочитает открывать свои объекты в структуре торговых и торгово-развлекательных центров, имеющих четко сформированную концепцию.
CP: Какие требования вы предъявляете к торговому центру, в котором планируется размещение объекта?
Нас интересует присутствие в торговых центрах, имеющих выгодное местоположение и легкодоступных для пешеходов и автомобилистов. Однако, даже если ТЦ расположен на периферии, он может быть популярным среди покупателей и, соответственно, иметь высокие показатели посещаемости. Во многом решение о расположении в том или ином ТЦ принимается на основании пула арендаторов и концепции, которая должна быть ориентирована на аудиторию, являющуюся целевой для нас.
CP: Работаете ли вы с посредниками – компаниями-консультантами – по вопросу аренды торговых площадей?
Да, мы сотрудничаем с крупными консалтинговыми и брокерскими компаниями, однако поиск площадей для аренды и их анализ осуществляется силами дирекции по развитию группы «Вестер» в Украине.
CP: За счет каких финансовых ресурсов сеть развивается в Украине?
Для развития сети в Украине, так же как и в других странах СНГ и городах Российской Федерации, используется финансовый потенциал группы «Вестер» – это собственные ресурсы компании, а также заемные средства.
CP: Какого объема инвестиций требует открытие одного объекта сети?
Все зависит от того, находится объект в собственности или арендуется. При аренде начальные инвестиции составляют около $1000/м2, при строительстве собственными силами они, естественно, увеличиваются. Например, в запуск тернопольского гипермаркета торговой площадью около 7000 м2 были инвестированы средства в размере $6,3 миллиона.
CP: Назовите ближайшие сроки открытия гипермаркетов сети «Вестер» в Украине, города и объекты.
В ближайшее время планируется запуск гипермаркета в Мариуполе. Во второй половине 2008 года начнут работу гипермаркеты в Севастополе, Запорожье, Киевской, Луганской, Львовской областях и харьковские супермаркеты.
CP: По какому принципу вы формируете команду в Украине (топ-менеджеры и рядовые сотрудники)?
Для организации работы в Украине задействованы многие топ-менеджеры из российского офиса компании, но это не препятствует приему на работу профессиональных украинских управленцев. На сегодняшний день порядка 80% из числа управленцев высшего и среднего звена – граждане Украины. Линейный персонал практически на 100% сформирован из украинцев.