В Киеве начато строительство нового моста




Георгий Борисович Фукс, главный инженер Подольского мостового перехода
фото: Александр Микула

На церемонии закладки нового моста киевский городской голова Александр Омельченко подчеркнул, что в основу распоряжения Киевской горадминистрации о строительстве Подольского перехода положено технико-экономическое обоснование (ТЭО), утвержденное Кабинетом Министров еще в далеком 1993 году. Согласно распоряжению, ось и трасса перехода остались без изменений, в том же виде, что и в утвержденном Кабмином ТЭО.
Вместе с тем, мэр сообщил, что принято также решение о разработке альтернативного ТЭО, предусматривающего некоторое изменение трассы, в частности, на участке Русановских садов. Предусматривается, что переход в этом месте пройдет по береговой линии Десенки, где находится меньше дачных участков, подлежащих сносу, и в конечном итоге выйдет на пересечение улиц Бальзака и Ватутина. Таким образом удастся избежать ликвидации около 400 участков частных землепользователей, ограничившись лишь несколькими десятками. В частности, владельцам садовых участков будут предложены земельные наделы в черте города, причем их размер составит не менее 8-10 соток, в то время как большинство участков на Русановских садах имеют территорию 4-5 соток. Александр Омельченко также подчеркнул, что тем, чьи участки попадают под снос, также будет выплачена полная компенсация за находящуюся на них недвижимость.
Разработка альтернативного ТЭО будет вестись параллельно со строительными работами на Трухановом острове. Предполагается, что на него уйдет 3-4 месяца, а стоимость составит 300-400 тысяч гривен. «ТЭО было утверждено Кабинетом Министров в 1993 году, прошло 10 лет, жизнь не стоит на месте, и мы должны быть уверены, что выбор правильный, что инженерно-технических ошибок не допущено», – заявил Александр Омельченко.
Он также сообщил, что строительные работы по сооружению перехода начнутся в первых числах декабря 2003 года и уже в этом году строителями будет освоено около 5 миллионов гривен, преимущественно на создание подъездной инфраструктуры. На 2004 год будут составлены графики работ и финансирования при том условии, что два мостоотряда будут работать на полную мощность. С учетом зарубежного и отечественного опыта, а также современных технологий переход может быть построен за 3,5-4 года. «Надеюсь, мы с этим справимся», – заявил мэр.
ТЭО строительства мостового перехода разрабатывал институт «Киевсоюздорпроект». Главный инженер проекта, Георгий Фукс, сообщил журналистам, что согласование проекта в начале 1990-х «проходило очень болезненно». Было проработано около 20 вариантов расположения перехода и места прохождения Подольско-Воскресенской линии метро, и утвержденный вариант был признан наиболее рациональным. Однако сейчас этот проект необходимо обновлять, и Киевская городская администрация приняла решение немедленно приступить к этой работе.
По словам Георгия Фукса, дальнейшей разработкой проекта в качестве главного проектировщика также будет заниматься «Киевсоюздорпроект», однако если к реализации проекта будут подключены иностранные инвесторы, не исключено, что и в проектных работах будут участвовать иностранные специалисты. Между тем, именно «Киевсоюздорпроект» проектировал все мосты через Днепр в Киеве, кроме моста Патона.
Подольский мостовой переход будет двухярусным: на верхнем ярусе расположится шестиполосная автомагистраль, на нижнем – метрополитен, причем между ними разместятся инженерные коммуникации, в частности, крупные трубопроводы. Над территорией Подола, через Рыбальский полуостров и Труханов остров переход будет выполнен в виде эстакады, после реки Десенки – пойдет по насыпи, и линия метрополитена на этом участке будет расположена внутри насыпи.
Начальник коммунальной корпорации «Киевавтодор» Владимир Жуков, сообщил журналистам, что подготовительные работы по строительству перехода на сегодня уже ведутся на участке, проходящем через Труханов остров. В частности, ведется подготовка подъездных технологических путей, начато сооружение одного из трех небольших мостов через озера на территории острова.
По словам Георгия Фукса, с учетом подготовительных работ Подольский мостовой переход при соответствующем финансировании может быть введен в эксплуатацию через пять лет, то есть в 2008 году, а Подольско-Воскресенская линия метрополитена – еще через год-два, то есть до 2010 года.


Строительные работы по созданию подъездных путей к новому мостовому переходу уже начаты
фото: Сергей Хитрый

Общая стоимость строительства, по словам Александра Омельченко, согласно ТЭО, в 1993 году составляла около 300 миллионов рублей СССР при официальном курсе 0,7 рубля за доллар США. На сегодня эта сумма после пересчета будет составлять около 2 миллиардов гривен. Мэр отметил, что столица «всегда рассчитывает на собственные силы», однако для реализации данного проекта будут привлечены иностранные инвесторы из Турции и Японии, поскольку «отечественным финансовым потокам не под силу найти необходимые 1,2-1,5 миллиарда гривен». 2 декабря в Анкаре было подписано соглашение между мэром Киева Александром Омельченко и президентом компании Enerji Yapi A.S. Сулейманом Хамитом Мюфтигилем по сотрудничеству в сфере реализации проекта строительства моста. Как стало известно, согласно подписанному документу, КГГА предоставила турецкой стороне право представлять Киев с инвестиционным проектом строительства Подольского мостового перехода на международной арене, проводить переговоры с финансовыми структурами по определению инвестиционных источников и привлечению инвесторов. Enerji Yapi Group планирует уже в июне 2004 года найти инвестиции или обеспечить кредит для строительства перехода.


В ГОСБЮДЖЕТЕ 2004 ГОДА НА МОСТЫ ОТВЕДЕНО 18 МИЛЛИОНОВ ГРИВЕН


Труханов остров, в перспективе здесь, возможно, расположится ст. м. «Труханов Остров»
фото: Сергей Хитрый

Субвенции местным бюджетам из государственного бюджета Украины на 2004 год, принятого Верховной Радой Украины, для строительства и реконструкции мостов запланированы в размере 18 миллионов гривен.
Из них 5 миллионов предполагается направить городскому бюджету Запорожья на разработку проектно-сметной документации и начало строительства новой автотранспортной магистрали через Днепр. Еще 3 миллиона гривен будут направлены областному бюджету Николаевской области на строительство мостового перехода через Южный Буг в Николаеве. 10 миллионов придутся на долю Днепропетровска для проведения реконструкции автодорожного полотна двухъярусного моста через Днепр.
Из государственного бюджета Украины на 2003 год за девять месяцев на строительство мостов было выделено всего 1,242 миллиона гривен при запланированных 14,462 миллиона. В частности, на разработку проектной документации и строительство моста в Запорожье выделено 780 тысяч гривен при годовом плане в 14 миллионов.


МИНТРАНС ПОСТРОИТ ЕЩЕ ОДИН МОСТ В КИЕВЕ
В Киеве в 2004-2005 годах, наряду с Подольско-Воскресенским мостовым переходом, будет построен новый железнодорожно-автомобильный мост через Днепр. Кабинет Министров поддержал предложение Министерства транспорта о строительстве железнодорожно-автомобильного мостового перехода через Днепр в Киеве с подходами на железнодорожном участке ст. «Киев-Московский» – ст. «Дарница».
В качестве потенциального исполнителя и инвестора проекта рассматривается турецкая Dogus Group, готовая предоставить для реализации проекта 10-летний кредит под 4% годовых с отсрочкой платежей на 2 года. Как сообщалось ранее, министр транспорта Георгий Кирпа подверг критике власти столицы, которые, по его словам, сдерживают строительство в Киеве нового железнодорожно-автомобильного мостового перехода на железнодорожном участке от ст. «Киев-Московский» до ст. «Дарница». По словам министра, согласно разработанному «Киевднепротрансом» технико-экономическому обоснованию проекта, новый вантовый 1200-метровый мост предусматривается построить рядом с уже существующим железнодорожным мостом. Стоимость проекта оценивается в 1,5 миллиарда гривен, срок строительства – 24 месяца.
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 декабря 2003 года №755-р
О строительстве железнодорожно-автомобильного мостового перехода через р. Днепр в Киеве на железнодорожном участке ст. «Киев-Московский» – ст. «Дарница».
1. Поддержать предложение Министерства транспорта по строительству в 2004-2005 годах железнодорожно-автомобильного мостового перехода через р. Днепр в Киеве (с подъездными путями) на железнодорожном участке ст. «Киев-Московский» – ст. «Дарница» (далее – железнодорожно-автомобильный мостовой перехода).
2. Принять во внимание, что:
Финансирование расходов, связанных с проектированием и строительством железнодорожно-автомобильного мостового перехода будет осуществляться за счет привлечения кредитов, средств «Укрзалізниці» и из иных источников;
Функции заказчика по проектированию и строительству железнодорожно-автомобильного мостового перехода возлагаются на государственное территориально-отраслевое объединение «Юго-Западная железная дорога».
3. Министерству финансов, Министерству юстиции, Министерству экономики и Министерству транспорта проработать вопросы по предоставлению государственной гарантии на получение «Укрзалізницею» кредита для строительства железнодорожно-автомобильного мостового перехода.
4. Киевской городской государственной администрации вместе с Министерством транспорта обеспечить в установленном порядке оформление необходимой разрешительной документации на проектирование и строительство железнодорожно-автомобильного мостового перехода, предоставление для этого исходных данных, а также поднять перед Киевсоветом вопрос про выделении в установленном порядке земельных участков и акватории р. Днепр под строительство железнодорожно-автомобильного мостового перехода и внесение соответствующих изменений в Генеральный план развития Киева до 2020 года.
5. Госстрою обеспечить в установленном порядке проведение комплексной государственной экспертизы проекта строительства железнодорожно-автомобильного мостового перехода.
Премьер-министр Украины В.Янукович


Один из двух существующих в Киеве железнодорожных мостов
фото: Олег Силдоренко



«УКРМОСТОСТРОЙ»: ОТСТУПАТЬ НЕКУДА
Предприятия, входящие в корпорацию «Укрмостострой», готовы принять участие в тендере на строительство моста в Запорожье и мостового перехода в Киеве, сообщил журналистам член правления корпорации и глава правления ОАО «Мостострой» Юрий Иржицкий. По его словам, потенциал украинских мостостроителей, объединившихся в единую корпорацию, позволяет конкурировать с зарубежными компаниями, активно осваивающими украинский рынок. «Они почувствовали, что сегодня в Украине появилась возможность и деньги для строительства мостов, и начинают активную экспансию на наш рынок», – сказал Юрий Иржицкий.
Он также сообщил, что опыт работы иностранных инвесторов и строительных компаний свидетельствует о том, что иностранные компании, как правило, на субподряде привлекают украинских строителей, которые выполняют основные объемы работ. По мнению Юрия Иржицкого, такая ситуация может сложиться и при строительстве Подольского мостового перехода, которое должно начаться при участии турецкой компании Enerji Yapi. «Пусть турки инвестируют, а строить все равно будем мы», – сказал он.
По словам Юрия Иржицкого, для реализации проекта крупнейшего в Украине вантового моста в Запорожье, который будет построен в 130 метрах от существующего, по настоянию руководства области для пополнения местного бюджета может быть создан филиал в Запорожье. «По решению Кабмина первые 80 миллионов гривен, выделяемые под этот проект, могут быть освоены уже в 2004 году», – сказал он.
Юрий Иржицкий также сообщил, что ОАО «Мостострой» разрабатывает проектную документацию по строительству мостового перехода через Днепр в районе Василькова, Конча-Заспы и Вишенок, а также реконструкции моста им. Патона в Киеве, которую планируют начать в 2004 году.
«Данная реконструкция пройдет в два этапа и обойдется примерно в 250 миллионов гривен. Мы отремонтируем железобетонную часть, заменим тротуары, перила, освещение». Юрий Иржицкий также сообщил, что с 1994 года объем мостостроительного рынка снизился почти в восемь раз, в связи с чем многие специалисты были вынуждены работать в России. «Однако в последнее время там намечается тенденция сокращения объемов мостостроительных работ, и наши люди начали возвращаться, а их нужно обеспечивать работой», – сказал он.
Корпорация «Укрмостострой» была создана с целью координации совместных усилий по защите отечественного рынка мостостроения и техническому переоснащению украинских предприятий мостостроительной отрасли. В корпорацию «Укрмостострой» вошли семь предприятий, на долю которых приходится около 90% объемов мостостроительного рынка Украины.
ОАО «Мостострой» (ранее – «Мостострой №1») было создано в 1945 году и построило в Украине более 4 тысяч мостов, в том числе в Киеве – Московский мост, мост «Метро», мост им. Патона, железнодорожные мосты, Южный мост и Пешеходный мост на Труханов остров. Недавно созданная корпорация «Укрмостострой» также готова в ближайшее время инвестировать от $10 до $30 миллионов в техническое переоснащение входящих в нее предприятий, считает президент корпорации Владимир Продивус. По его словам, окончательная сумма инвестиций в покупку новой техники будет зависеть от потребностей входящих в корпорацию предприятий. «Мы будем использовать различные финансовые механизмы и технологии, которые помогут собрать нужную сумму. Однако на сегодняшний день рано оперировать конкретными цифрами», – сказал он.
По словам главы правления корпорации и генерального директора Киевского мостостроительного управления №2 (МСУ-2) Валерия Коротича, в настоящее время обсуждается вопрос о лизинге необходимой техники, в первую очередь, мостовых кранов, и о технологиях, которые позволят предприятиям корпорации конкурировать с зарубежными компаниями и выйти на рынок СНГ, поскольку украинский рынок для нормального развития мостостроения слишком мал. «Для нормального развития мостостроительных предприятий нужно ежегодно осваивать около 500-600 миллионов гривен, и одной компании это не под силу», – сказал он.
В корпорацию «Укрмостострой» вошли семь предприятий, на долю которых приходится около 90% мостостроительного рынка Украины – ОАО «Мостострой», ассоциация автодормостостроителей «Автомост», МСУ-2, «Альпсервис», ЗАО «Трансмост», «Укрмостдорстрой». В ближайших планах корпорации – завершение строительства автобана Киев-Одесса, строительство мостов в Донецком, Западном регионах и Крыму. «Укрмостострой» привлекается к строительству мостов в России и Казахстане. Специалисты корпорации готовят также документацию по строительству моста в Киеве (Подольский мостовой переход) и вантового моста в Запорожье. Президент корпорации Владимир Продивус является главой Совета директоров корпорации «Премьер-финанс», в которую входит ряд предприятий Винницкого региона. Он также владеет 73% акций ОАО «Мостострой».