В Европе растет новое предложение торговых центров

Проект ТРЦ OZ Mall, Краснодар, Россия проект: IS В первой половине 2011 года в Европе было введено в эксплуатацию более 2,1 миллиона м2 новых торговых площадей – столько же, сколько и за аналогичный период 2010 года. 90% введенных площадей приходилось на новые объекты (71 торговый центр), а оставшиеся 10% на расширение существующих объектов. Если все заявленные на 2011 год проекты будут введены в эксплуатацию вовремя, общий объем нового предложения в текущем году в Европе будет на 26% больше, чем в прошлом году. В 2010 году в европейских государствах было построено 5,4 миллиона м2 новых торговых площадей, что на 29% меньше, чем в 2009 году, и является самым низким показателем нового предложения с 2004 года. Как и в прошлые периоды, в первом полугодии 2011 большинство торговых центров (58%) открывались в Центральной и Восточной Европе, при этом наиболее высокая девелоперская активность приходилась на Россию, Турцию и Польшу. Самым крупным проектом, введенным в этот период в Европе, стал ТРЦ «Мармара Форум» в Стамбуле (Marmara Forum) площадью 156 000 м2. Девелопером данного объекта выступает Multi Development. В России в первой половине 2011 года было введено в эксплуатацию порядка 400 000 м2 торговых площадей, что составило практически 1/5 всего европейского объема. При этом на Москву приходилось 36% новых торговых помещений. В Западной Европе самые крупные объемы нового предложения зафиксированы в Италии и Испании. По прогнозам экспертов Cushman & Wakefield, в 2012 году ожидается ввод 5,8 миллиона м2 торговых площадей по всей Европе, однако эта цифра в большой степени будет зависеть от спроса арендаторов и экономической ситуации в мире, а также отдельно взятых стран. На Россию и Турцию приходится 41% общеевропейского объема площадей, которые должны открыться во втором полугодии 2011 и в 2012 году. По итогам 2011-2012 годов в России планируется к вводу около 3 миллионов м2 новых торговых площадей. В Турции на стадии строительства находится 800 000 м2, большая часть из которых сконцентрирована в Стамбуле. В Западной Европе лидерами по объему ввода новых площадей во втором полугодии 2011 и в 2012 году станут Италия и Франция.
Крупные торговые центры, планируемые к вводу в эксплуатацию в Европе в 2011-2012 годах
Страна Город Название GLA, м2 Ввод
в эксплуатацию
Великобритания Лондон Stratford City 176 500 2011
Россия Краснодар OZ Mall 163 000 2011
Россия Уфа «МЕГА Уфа» 114 700 2011
Россия Самара «МЕГА Самара» 102 000 2011
Россия Санкт-Петербург «Лето» 77 695 2011
Испания Зарагоза Puerto Venecia 123 475 2012
Турция Стамбул Marmara Park 100 000 2012
Словения Любляна Sportni Park Stozice 96 319 2012
Италия Виллессе Villesse Shopping 90 000 2012
Турция Стамбул IspartaKule 85 000 2012
Хорватия Загреб Supernova Zagreb 80 000 2012
Россия Нижний Новгород «Небо» 75 000 2012
Россия Пермь Торговый центр
на Спешилова
75 000 2012
Россия Тюмень Торговый центр
на Мельникате
75 000 2012
Источник: Cushman & Wakefield Стоит отметить, что на развитых рынках, особенно в Германии и Великобритании, в данный момент девелоперы ведут себя достаточно пассивно. К примеру, в Германии объем нового предложения в 2011 и 2012 годах, скорее всего, будет самым низким за последние 20 лет. В Великобритании в 2011 году в эксплуатацию был введен лишь один крупный торговый центр Westfield Stratford City (176 500 м2, открылся 13 сентября), на который приходится 81% всего строительства Великобритании в торговом сегменте во втором полугодии 2011. В следующем году объем ввода новых площадей в Великобритании будет минимальным за последние 50 лет.
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СДЕЛКИ Проект ТРЦ Puerto Venecia, Зарагоза, Испания проект: IS Объем инвестиций в торговую недвижимость Европы в первой половине 2011 года составил 19,8 миллиарда евро, что на 4% меньше, чем в предыдущие 6 месяцев, и на 9% больше, чем в первом полугодии 2010 года. В 2011 году Германия, Швеция, Россия и Турция, а также некоторые небольшие страны Центральной и Восточной Европы наблюдали увеличение объема инвестиций в торговую недвижимость. В Германии объем инвестиций вырос на 37% по сравнению с прошлым годом, в Швеции на 91%. В России, Турции и Италии в первом квартале 2011 года был зафиксирован самый большой объем сделок в сегменте торговой недвижимости с 2007-2008 годов. Однако в большинстве стран Европы очевиден значительный спад инвестиционной активности. В абсолютных величинах в Испании было зафиксировано наиболее крупное падение: объем инвестиций в первой половине 2011 года был на 1,2 миллиарда евро меньше, чем в первой половине 2010 года, что в процентном соотношении составляет 79%. В Норвегии, Франции и Нидерландах также наблюдается большой спад инвестиционной активности. В Норвегии объем инвестиций сократился на 73%, во Франции на 36%, в Нидерландах на 50%. Майк Родда (Mike Rodda), руководитель отдела международных инвестиций в торговую недвижимость Cushman & Wakefield, комментирует: «Инвесторы сфокусированы на Великобритании, Франции, Германии, странах Центральной и Восточной Европы и Швеции. Мы видим значительное сокращение ставки капитализации в Польше в этом году, а другие рынки не привлекают к себе почти никакого внимания. Финансирование сделок становится все более проблематичным, что приводит к срыву части сделок. Однако растет доля сделок, финансирование которых осуществляется из других источников, например, из совместных инвестиционных фондов». – Рост количества новых торговых центров в Европе, открытых к концу 2011 года, достигнет 26% по отношению к объемам прошлого года. – В половине европейских стран в 2011 году будет открыто больше торговых центров, чем в 2010. – На 1 июля 2011 года общий объем предложения торговых площадей в Европе составлял 135,1 миллиона м2.