В Европе намечается торговый бум

Согласно данным компании JLL, в период 2014-2015 годов в Европе ко вводу в эксплуатацию заявлено 14,1 миллиона м2 торговых центров* – объем площадей, равный 90 торговым комплексам Westfield в Лондоне или сегодняшней величине рынка торговой недвижимости Германии. В 2013 году в Европе было введено 5,6 миллиона м2 торговых площадей, что на 11,2% больше показателя предыдущего года. Ожидается, что в 2014 году объем нового предложения достигнет 7,2 миллиона м2, что станет самым высоким показателем с 2008 года и на 32% превысит среднегодовой показатель за период 2009-2013 годов, когда ежегодно в среднем вводилось 5,5 миллиона м2. В 2015 году, согласно прогнозам JLL, будет введено еще 6,9 миллиона м2 торговых площадей, что на 26% выше среднегодового результата за предыдущие пять лет. В 2013 году почти 50% ТЦ, построенных в Европе, было сосредоточено в двух странах – России и Турции. Основная часть заявленного нового объема торговых площадей также приходится на эти рынки. В частности, Россия занимает первое место по объему нового строительства – на период 2014-2015 годов здесь запланирован ввод в эксплуатацию 3,8 миллиона м2 торговых площадей. В случае реализации заявленных планов Россия станет абсолютным лидером по объему рынка ТЦ в Европе, обогнав Великобританию и Францию. Вместе с тем, увеличение активности девелоперов по всему европейскому региону приведет к снижению доли России и Турции в общем объеме ввода до 34% к 2015 году. *Исследование учитывает действующие и запланированные ко вводу в эксплуатацию торговые центры в Европе арендуемой площадью свыше 5000 м2 и не включает торгово-складские объекты и аутлет-центры при производствах.
Страны Европы с наибольшим объемом ТЦ, заявленным на 2014-2015 годы, м2 (GLA)
Источник: JLL
ЛИДЕРЫ РЕГИОНА На 2014-2015 годы в Украине заявлен ввод в эксплуатацию 1,4 миллиона м2 новых торговых площадей (на фото: строительная площадка ТРЦ Respublika, Киев) ФОТО: RESPUBLIKA В 2013 году в России было сдано в эксплуатацию более 1,6 миллиона м2 новых торговых площадей, что на 11% превышает результат предыдущего года. На 2014 год намечен ввод крупнейшего торгового объекта в стране – ТРЦ «Авиа Парк» в Москве (арендуемая площадь – 225 000 м2). По предварительным подсчетам экспертов JLL, в 2014 и 2015 годах общий объем ввода торговой недвижимости в России составит 2 миллиона м2 и 1,8 миллиона м2 соответственно. Татьяна Ключинская, директор по России и СНГ, начальник департамента торговых площадей компании JLL, комментирует: «Ближайшие два года должны стать рекордными по активности девелоперов торговой недвижимости в России – анонсированные объемы строительства превосходят даже докризисные показатели. Сегодня объем рынка качественных ТЦ в стране составляет почти 16 миллионов м2, это третий результат по Европе после Великобритании (18,1 миллиона м2) и Франции (16,3 миллиона м2). В случае реализации всех озвученных планов Россия выйдет на первое место по объему действующих торговых центров – объем рынка достигнет 19,8 миллиона м2. Заявленные цифры могут быть скорректированы с учетом экономической ситуации и реальных темпов строительства объектов». В 2013 году в Турции было введено в эксплуатацию 1,2 миллиона м2 торговых площадей. По предварительным прогнозам, в 2014 и 2015 годах общий объем ввода торговой недвижимости в Турции составит 1,9 миллиона м2 и 535 000 м2 соответственно. Самым заметным открытием в 2013 году в Турции стал Zorlu Center – торговый объект класса «люкс» в Стамбуле (арендуемая площадь – 66 000 м2). На сегодняшний день крупнейший строящийся торговый центр в Турции – Boulevardi Mall (GLA – 150 000 м2) в Стамбуле, который, как ожидается, откроется уже в 2014 году.
Лидеры Европы по общему объему торговых площадей по итогам 2015 года, м2 (GLA)*
*Прогноз Источник: JLL Среди стран Западной Европы наибольший прирост торговых площадей в ближайшие два года ожидается в Германии. В 2014 году в этой стране будет введено в эксплуатацию около 613 000 м2, в 2015-м – 919 000 м2 (для сравнения: в 2013 году этот показатель составлял лишь 295 000 м2). Подобная динамика свидетельствует о росте уверенности девелоперов и инвесторов в отношении этого ключевого для Европы рынка. Джеймс Браун, руководитель отдела аналитики рынков торговой недвижимости по региону EMEA компании JLL, отметил: «Рынки России и Турции стремятся наверстать свое историческое отставание. Как и в предыдущие периоды восстановления экономики, благоприятные рыночные условия не обязательно породят волну девелоперской активности в Западной Европе. Структурные изменения продолжаются, ритейл-операторы ищут новые концепции, девелоперы занимают выжидательную позицию, а банки не торопятся выдавать кредиты под новые проекты». Роберт Бонуэлл, глава направления торговой недвижимости по региону EMEA компании JLL, отмечает, что на большинстве развитых рынков устаревающие объекты теряют привлекательность, а капитальные расходы не спешат себя оправдывать, поэтому здесь основным направлением девелопмента торговых центров является их редевелопмент. «Различие темпов экономического роста в разных регионах, тенденции урбанизации, быстрая смена технологических парадигм – все эти факторы обусловили изменение облика рынка ритейла. В этих условиях редевелопмент крупных объектов станет ключевым компонентом стратегии управления объектами недвижимости», – сообщил эксперт.
Динамика ввода торговых площадей в Европе, 2008-2015 годы
Источник: JLL, Oxford Economics
УКРАИНА Украина входит в ТОП-5 стран Европы по объему нового строительства ТРЦ – на 2014-2015 годы в стране заявлен ввод 1,4 миллиона м2 новых торговых площадей. При условии, что все анонсированные проекты будут реализованы, рынок качественных торговых площадей Украины вырастет в 1,6 раза и страна достигнет 11-го места в европейском рейтинге по общему объему ТЦ с показателем 3,7 миллиона м2. В частности, на 2014-2015 годы в столице Украины – Киеве – заявлено открытие ряда проектов торговой недвижимости: ТРЦ «Атмосфера» (GBA – 38 000 м2, GLA – 30 000 м2; девелопер – DeVision), ТРЦ «Проспект» (GLA – 30 400 м2, без учета гипермаркета площадью 11 000 м2; девелопер – Arricano), ТРЦ Respublika (GBA – 298 000 м2, GLA – 135 000 м2; девелопер – «К.А.Н. Девелопмент»), ТРЦ Lavina Mall (GBA – 150 000 м2, GLA – 115 000 м2; девелопер – «Мегалайн»), ТРЦ Blockbuster Mall (GBA – 195 000 м2, GLA – 120 280 м2; девелопер – «Мегалайн»), др.