Уважаемые читатели!





Самым ярким событием этого месяца, имеющим отношение к рынку коммерческой недвижимости Украины, несомненно стала крупнейшая в Европе специализированная международная выставка недвижимости MIPIM, проходившая с 8 по 11 марта в Каннах, Франция. Впервые на выставке была представлена столь многочисленная, и, главное, хорошо организованная делегация от Украины, выступавшая под эгидой КГГА. О возрастающей международной роли отечественного рынка коммерческой недвижимости свидетельствует тот факт, что стенд киевской делегации был одним из самых посещаемых, а специальный выпуск журнала «Commercial Property», который выступал в качестве информационного партнера выставки MIPIM в Украине и распространялся на выставке, вызвал живой интерес среди ее участников и посетителей.
Именно после таких встреч и непосредственного общения с представителями ведущих международных компаний и экспертов становится очевидным, что стремительно растущий рынок коммерческой недвижимости Украины и, в первую очередь, Киева сейчас является объектом пристального внимания инвесторов и девелоперов со всего мира. Причем этот интерес уже значительно отличается от тех традиционных высказываний о «хорошем потенциале» и «больших перспективах», а также «определенных планах на ближайшие несколько лет», звучавших из уст топ-менеджеров игроков европейского рынка коммерческой недвижимости в последние годы. До недавнего времени за афишированием их интереса скрывался лишь холодный прагматизм и изучение, но не пристальное, как объекта первоочередного внимания, а холодное и осторожное, как возможного варианта развития событий в достаточно отдаленной перспективе.
Сегодня уже никто не будет отрицать, что международный рынок коммерческой недвижимости рассматривает Киев как «лакомый кусочек», обладающий не только потенциалом для успешной коммерческой реализации профессиональных проектов (об этом можно было говорить еще 1-2 года назад), но уже умеренным и постоянно снижающимся уровнем инвестиционных рисков.
Основной заботой и головной болью большинства игроков отечественного рынка коммерческой недвижимости и сопутствующих сфер сегодня становится поиск конкурентных преимуществ и разработка стратегии конкурентной борьбы с будущими зарубежными «захватчиками», обладающими опытом, технологиями ведения бизнеса и, что самое важное, огромным капиталом, достаточным для того, чтобы демпинговать рынок и отвоевывать сферы сбыта местных операторов. Нельзя сказать, что эти опасения беспочвенны, скорее даже наоборот – для многих из отечественных компаний появление международных конкурентов станет достаточно серьезным испытанием на прочность. Однако, пусть эти слова прозвучат и цинично, для рынка в целом рост конкуренции – только благо, а в итоге из ныне действующих на рынке игроков останутся только наиболее профессиональные или, как минимум, умеющие учиться и быстро развиваться.
С уважением,
Юрген Фрюшютц, издатель «Commercial Property»