Ускоренными темпами к Евро-2012

КИЕВ – НСК «ОЛИМПИЙСКИЙ» Трибуны стадиона «Металлист» в Харькове фото: «CP» Главным условием проведения Чемпионата Европы по футболу 2012 года в Украине является своевременное завершение работ по реконструкции Национального спортивного комплекса «Олимпийский» в Киеве, ведь именно на нем планируется проведение финального матча Чемпионата. Однако на сегодняшний день сложно говорить о том, состоится ли это мероприятие, ведь с самого начала реализация данного проекта сталкивалась с многочисленными проблемами. Первым препятствием на пути полноценного функционирования стадиона в прямом и переносном смысле стал торгово-развлекательный центр «Троицкий», строительство которого велось в непосредственной близости от НСК «Олимпийский». Конфликт возник из-за проблемы обеспечения эвакуационных выходов со стадиона, эффективной работе которых, по мнению некоторых экспертов, препятствовало бы будущее здание ТРЦ. Усилия Федерации футбола Украины, выступавшей за снесение ТРЦ «Троицкий», увенчались успехом – в октябре 2008 года работы по сносу наземной части данного объекта были завершены. Работы по реконструкции спортивного комплекса переносились на более поздние сроки еще по одной причине – из-за смены компании-проектанта спортивного объекта. Настоящие мотивы, почему Министерство по делам семьи, молодежи и спорта Украины приостановило права тайванской компании Archasia Design Group Ltd. на проведение реконструкции НСК «Олимпийский», ставшей победителем в тендере на реконструкцию комплекса как автор лучшего проектного предложения, остаются неизвестными вплоть до сегодняшнего дня. «Лавры победителя» тендера перешли к немецкому архитектурному бюро GMP Architekten von Gerkan, Marg und Partner, занявшему в конкурсе по выбору проектной организации второе место. Проектом реконструкции стадиона «Олимпийский», предложенным немецким бюро, предполагается размещение спортивной арены и трибун на месте существующих с сохранением второго яруса; устройство светопрозрачного накрытия над трибунами; обновление футбольного поля, беговых дорожек, легкоатлетических секторов; строительство новых помещений для спортсменов, а также для представителей прессы; строительство новых, разделенных по категориям зон для болельщиков (общая группа болельщиков и VIP-гости); вспомогательные помещения для обслуживания болельщиков (киоски, кассы, магазины фан-символики и др.); интеграция новостройки офисного здания в комплекс стадиона; восстановление в историческом виде «итальянского дворика» с учетом требований охраны памятников архитектуры; строительство подземного паркинга; разработка новой концепции путей перемещения зрителей и их эвакуации с трибун и территории комплекса. Компания GMP Architekten von Gerkan, Marg und Partner оценивает стоимость проектных работ по реконструкции НСК «Олимпийский» в $30 миллионов, а все затраты на реконструкцию – в $300 миллионов. Строительно-монтажные работы на НСК «Олимпийский», начавшиеся 1 декабря 2008 года, планируется завершить летом 2011-го. После реконструкции чистая вместимость главной арены Евро-2012 составит 63 467 зрителей, полная вместимость – 69 423 зрителя. Более полугода назад Юрий Павленко, министр Украины по делам семьи, молодежи и спорта, отмечал, что ситуация со строительством НСК, находившегося в «черной зоне», то есть в состоянии, при котором подготовка в сжатые сроки невозможна, изменилась – объект перешел в «зону доверия», подразумевающую своевременные сдачу и ввод в эксплуатацию. Однако, спустя несколько месяцев, ситуация со стадионом снова ухудшилась, в частности, имеется отставание в графике установки высотных колонн, которые будут удерживать будущий навес. На данный момент на НСК «Олимпийский» установлено 18 из 80 колонн, монтаж которых изначально планировалось завершить к середине лета 2010 года. КИЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ – ГП «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ «БОРИСПОЛЬ» В связи с несвоевременным финансированием строительные работы в аэропорту «Борисполь» проходили не всегда гладко фото: «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» Второй по значимости объект подготовки Украины к Евро-2012 – международный аэропорт «Борисполь», который, являясь главными воздушными воротами Украины, должен поддерживать этот статус и во время проведения Чемпионата по футболу. Предполагается, что в течение проведения Чемпионата Европы 2012 года он будет обслуживать около 41 500 пассажиров ежедневно – для этого аэропорт должен обеспечивать большую пропускную способность. Генеральным планом подготовки Государственного предприятия «Международный аэропорт «Борисполь» к проведению Евро-2012 предусмотрены, в частности, строительство новых терминалов (D и F) и реконструкция и расширение существующих перронов (F и S). Из всего объема работ уже завершено строительство перрона S (объект принят в эксплуатацию государственной комиссией 24 декабря 2008 года) и начаты работы по реконструкции и расширению перрона F. Также в аэропорту «Борисполь» ведется строительство новых пассажирских терминалов D и F. Стоит отметить, что выполнение строительных работ в данном аэропорту не всегда проходило гладко. Основная причина – несвоевременное финансирование, в результате чего подрядные компании физически не могли выполнять строительные работы, соответственно, окончание определенных этапов строительства постоянно откладывалось. Однако сейчас, по всей видимости, ситуация улучшилась. Компании-подрядчики отмечают, что в случае бесперебойного финансирования объект будет сдан вовремя. В частности, уже в сентябре текущего года планируется завершение работ по перрону F. КИЕВ – КП «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ «КИЕВ» («ЖУЛЯНЫ») Взлетно-посадочная полоса в аэропорту «Киев» («Жуляны») была реконструирована в 2009 году фото: «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» Свой «кусок пирога» в преддверии Евро-2012 достанется и коммунальному предприятию «Международный аэропорт «Киев» («Жуляны»). Еще в 2009 году после реконструкции были введены в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса, места стоянок воздушных суден и перроны, расширена рулежная дорожка. В текущем году коммунальное предприятие намерено провести открытый тендер на разработку проектной документации по реконструкции существующего терминала и строительству нового международного терминала аэропорта. Срок разработки документации – до 30 сентября 2010 года. По словам Сергея Никифорова, генерального директора аэропорта, после определения проектанта проект должен будет пройти государственную экспертизу, после чего будет объявлен очередной тендер – уже на генподрядчика строительства терминала аэропорта. ЛЬВОВ – СТАДИОН «ЛЕМБЕРГ» Самым «слабым звеном» в подготовке страны к Евро-2012 является Львов, в частности, львовский стадион. Ситуация со стадионом не складывалась с самого начала: имели место затягивание начала строительных работ (они стартовали в январе 2009 года), отсутствие инвесторов, заинтересованных в данном объекте, и смена генподрядчиков. Строительство львовского стадиона, общий объем инвестиций в которое составляет 609 миллионов гривен, ведется за бюджетные средства. Однако как только Львовский городской совет найдет инвестора, который изъявит желание финансировать этот проект, соглашение с генподрядчиком будет перезаключено. Австрийская компания Alpine Bau GmbH, изначально выигравшая тендер на строительство стадиона, так и не стала генподрядчиком данного объекта – власти Львова отказались подписывать соглашение, поскольку австрийцы увеличили смету работ практически на 40 миллионов евро. После этого в ноябре 2008 года генеральным подрядчиком строительства стадиона во Львове было определено «Проектно-строительное предприятие «Азовинтекс» (Мариуполь). Ввиду многих замечаний к предприятию, в частности, по срокам выполнения работ, в марте 2010 года генподрядчиком по строительству львовского стадиона была определена финансово-промышленная группа «Альтком» (Донецк). Помимо «Альткома», по словам Бориса Колесникова, вице-премьер-министра Украины, к строительству объекта будет также привлечен консорциум компаний из Турции, Хорватии и Македонии. «Лемберг» (рабочее название стадиона) будет расположен в районе улицы Стрыйской и Кольцевой дороги. Новый проект рассчитан на 33 400 мест. Стадион будет состоять из трех этажей, первый из которых предназначен для подземной парковки, два остальных – для двухъярусных трибун, VIP-сектора и других вспомогательных помещений. Стадион должен отвечать всем функциональным требованиям УЕФА, в том числе предъявляемым к телекоммуникациям, системам освещения, звука, безопасности. Территория площадью 6000 м2 около стадиона выделена для парковки. Рядом со стадионом планируется строительство гостиницы, выставочного, торгового и офисного центров, а также других объектов социального направления. На сегодняшний день уже построено 18% каркаса футбольной арены, полностью проведены подготовительные и земельные работы, на 100% готовы фундаменты и колонны посадочных рядов первого яруса. С 15 мая началось строительство второго яруса арены, а с 20 мая запланировано устранить отставание в графике. Строительство стадиона ведется в две смены. Планируется, что новый стадион будет введен в эксплуатацию к концу июля 2011 года. По словам Андрея Садового, мэра Львова, сроки по строительству объекта будут выдержаны – гарантию своевременного возведения львовского стадиона обеспечит стабильное финансирование, а также полная консолидация усилий проектировщика, заказчика и генподрядчика стадиона. ЛЬВОВ – ГП «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ «ЛЬВОВ» Не утихают дискуссии также и вокруг международного аэропорта «Львов», подготовка которого к Чемпионату Европы по футболу 2012 года предполагает реконструкцию административного здания аэропорта, установление современной системы управления воздушным движением и посадкой самолетов, а также строительство новой взлетно-посадочной полосы (ВПП) и пассажирского терминала. В марте текущего года Украина отказалась от услуг американской компании IMTC-MEI, L.L.C., названной победителем в конкурсе по выбору инвестора для строительства пассажирского терминала в Государственном предприятии «Международный аэропорт «Львов». По словам Ивана Васюника, экс-вице-премьер-министра Украины, от услуг компании из США пришлось отказаться из-за выдвинутых ею условий, а именно: финансовые гарантии правительства на инвестиционные средства, предоставление инвестору права самостоятельно формировать тарифы и налоговые льготы. На данный момент финансирование строительных работ в аэропорту осуществляется за счет госбюджета. Владимир Корниенко, первый заместитель Министра транспорта и связи Украины, отметил, что государство полностью выполняет свои обязательства по реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта. В частности, с начала года Министерство транспорта и связи перечислило Львовской областной государственной администрации 105 миллионов гривен, из которых 103,94 миллиона гривен направлено на строительство нового аэровокзала, а 1,06 миллиона гривен – на реконструкцию аэродрома. Ранее Николай Кмить, глава Львовской областной государственной администрации, сообщил, что на строительство и подготовку аэропорта во Львове к Евро-2012 бюджетом выделено 600 миллионов гривен. В конце марта текущего года генподрядчиком по выполнению строительных и реконструкционных работ во львовском аэропорту стала финансово-промышленная группа «Альтком» (Донецк). До этого реконструкцию «Международного аэропорта «Львов» выполняло мариупольское предприятие «Азовинтекс», приступившее к выполнению работ в апреле 2009 года. ХАРЬКОВ – СТАДИОН «МЕТАЛЛИСТ» Более оптимистично обстоят дела в Харькове. В декабре 2009 года состоялась церемония открытия стадиона «Металлист», который будет принимать матчи Евро-2012. Общая вместительность стадиона после реконструкции составляет 41 307 мест, площадь территории – 8,5 гектара. Реконструкция стадиона осуществлялась за счет финансирования из областного, городского и государственного бюджетов, а также за счет частных средств Александра Ярославского, владельца группы DCH и президента ФК «Металлист», который также был назначен координатором по подготовке Харькова к финальной части Чемпионата Европы по футболу 2012 года. Строительные работы осуществило предприятие «Стальконструкция» (Харьков). Объем инвестиций – 562,9 миллиона гривен. ХАРЬКОВ – «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ «ХАРЬКОВ» Международный аэропорт «Харьков» также не вызывает опасений у экспертов УЕФА – работы по строительству и реконструкции продвигаются достаточно активно. Реконструкция харьковского аэропорта разделена на два этапа и продлится до 2017 года. Первый этап реконструкции, начавшийся в 2008 году и планируемый к завершению в 2011-м, предусматривает реконструкцию перронов и взлетно-посадочной полосы, обновление инфраструктуры, модернизацию существующего и сооружение нового аэровокзального комплекса. В частности, будет увеличена взлетно-посадочная полоса и ее несущая способность, а в скором времени – в августе текущего года – планируется ввод в эксплуатацию нового пассажирского терминала, работы по которому находятся на завершающей стадии. Все работы по первому этапу строительства и реконструкции инфраструктуры и сооружений международного аэропорта «Харьков» будут завершены до 2011 года. Второй этап реконструкции харьковского аэропорта, предусматривающий строительство третьего пассажирского терминала, планируется провести в период до 2017 года. ДОНЕЦК – СТАДИОН «ДОНБАСС АРЕНА» Торжественное открытие стадиона «Донбасс Арена» в Донецке состоялось в августе 2009 года фото: АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВ Подготовка Донецка к Евро-2012 проходит достаточно успешно. Так, из двух стратегических объектов – стадиона и аэропорта – первый был введен в эксплуатацию еще в августе 2009 года. Строительство стадиона «Донбасс Арена» стартовало в 2006 году. Общая площадь строительной площадки (включая районы мобилизации) составила 254 907 м2, а площадь участка, на котором расположен стадион, включая футбольное поле, – 46 780 м2. Заказчиком данного проекта выступил ФК «Шахтер», его разработку осуществила компания ArupSport (Великобритания), генеральный подрядчик строительства – компания ENKA (Турция). Для контроля над выполнением работ специально была создана компания «Стадион Шахтер», представляющая интересы инвестора – компании «Систем Кэпитал Менеджмент» (Донецк). Всего в строительство объекта, способного принимать до 50 000 человек, вместе с парковой зоной было инвестировано 400 миллионов долларов. ДОНЕЦК – КП «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ «ДОНЕЦК» Проект реконструкции, расширения и технического оснащения коммунального предприятия «Международный аэропорт «Донецк» предусматривает строительство взлетно-посадочной полосы, создание магистральной рулежной дорожки и соединительных рулежных дорожек, а также строительство нового пассажирского терминала, пропускная способность которого увеличится до 1000-1100 человек в час. Рядом с терминалом планируется разместить необходимые объекты аэропортовой (перрон, места парковки техники для наземного обслуживания воздушных судов и др.) и общей инфраструктуры (автомобильная эстакада, паркинг). Финансирование данного проекта в рамках подготовки страны к Чемпионату Европы по футболу 2012 года будет осуществляться на средства государственного бюджета при условии софинансирования объекта за счет средств областного бюджета и других источников. Завершение строительства взлетно-посадочной полосы изначально планировалось в 2010 году. Однако, несмотря на круглосуточное выполнение строительных работ, подготовка объекта к Евро-2012 завершится позднее запланированных сроков. Основная причина задержки – финансовая. По словам Александра Лукьянченко, Донецкого городского головы, «сдача в 2010 году уже не произойдет, потому что не профинансирована закупка целого ряда технологического оборудования для взлетно-посадочной полосы». Новые сроки по завершению всех работ по реконструкции «Международного аэропорта «Донецк» определены на ноябрь 2011 года.